Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 марта 2006 г. N Ф04-9401/2005(18417-А81-33)
(извлечение)
Негосударственное учреждение здравоохранения "Линейная поликлиника на станции Ноябрьск открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Правления окружного фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - окружной фонд медицинского страхования) от 04.05.2005 N 3 и признании необоснованным отказа от заключения договоров с обществом с ограниченной ответственностью Медицинская страховая компания "Ямалмедстрах" и с открытым акционерным обществом "Газпроммедстрах".
Уточнив в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленные требования, учреждение от требований в отношении ООО Медицинская страховая компания "Ямалмедстрах" и филиала ОАО "Газпроммедстрах" заявило отказ.
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемое решение Правления окружного фонда медицинского страхования об исключении учреждения здравоохранения из системы обязательного медицинского страхования противоречит законодательству об обязательном медицинском страховании.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.07.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд апелляционной инстанции в постановлении от 13.09.2005 согласился с основными выводами суда первой инстанции, сделанными по результатам рассмотрения спора по существу, однако внес дополнения в решение арбитражного суда от 06.07.2005, согласно которым производство по арбитражному делу в части требований учреждения к филиалу ОАО "Газпроммедстрах", ООО Медицинская страховая компания "Ямалмедстрах" прекратил.
В кассационной жалобе учреждение, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, просит состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу окружной фонд медицинского страхования решение первой и постановление апелляционной инстанций считает законными, обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее представители сторон поддержали в судебном заседании.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материальногои процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что решением Правления окружного фонда обязательного медицинского страхования от 07,04.2005 N 2 учреждение исключено из системы обязательного медицинского страхования с 01.04.2005.
Решением N 3 Правления окружного фонда обязательного медицинского страхования 04.05.2005 в указанное решение внесено изменение, которым учреждение из системы обязательного медицинского страхования исключено с 01.08.2005.
Посчитав, что исключение из системы обязательного медицинского страхования противоречит постановлению губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.01.2005 N 45, статье 41 Конституции Российской Федерации и федеральным законам в области здравоохранения, учреждение обратилось с настоящим заявлением в суд.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения вынесенные по делу судебные акты, исходит из установленных материалами дела обстоятельств и следующих норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Статьями 20, 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 22.07.1993 N 5487-1 установлено, что граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, автономного округа и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Первичная медицинская помощь обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения, финансовое обеспечение мероприятий по оказанию данного вида помощи является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" Финансовые средства государственной, муниципальной системздравоохранения предназначены для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения. Правительство Российской Федерации, правительства республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация определяют размеры финансирования государственной, муниципальной систем здравоохранения.
В соответствии со статьей 12 указанного Закона, подпунктом 5 пункта 2 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, Положением об окружном фонде обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Государственной Думы автономного округа от 26.04.1995 N 117, задачей фонда является обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
Функциями Территориального фонда являются аккумулирование финансовых средств территориального фонда на обязательное медицинское страхование граждан; осуществление финансирования обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившие договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением Территориального фонда; осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования и другие функции.
В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, бесплатной медицинской помощи на 2005 год, утвержденной постановлением Губернатора автономного округа от 31.01.2005 N 45, определен перечень медицинских учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней и обязательного медицинского страхования. Частью 2 Приложения к указанному постановлению от 04.07.2005 N 281 "О внесении изменений и дополнений в постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.01.2005 N 45 учреждение исключено из указанного перечня. Данное постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, во исполнение которого окружной фонд обязательного медицинского страхования принял решение об исключении учреждения из системы обязательного медицинского страхования, не оспорено.
Как правильно установлено судом, заявитель является ведомственным медицинским учреждением, у него отсутствует обязанность оказывать гражданам бесплатную медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования.
Права граждан на медицинское обслуживание, гарантированные Конституцией Российской Федерации и законодательством о здравоохранении, не нарушены, застрахованные по обязательному медицинскому страхованию граждане могут получить бесплатные медицинские услуги в других медицинских учреждениях, включенных в систему обязательного медицинского страхования.
Судом установлено и из материалов дела следует, что основанием для исключения заявителя из системы обязательного медицинского страхования вызвано значительным сокращением бюджета окружного фонда обязательного медицинского страхования.
Кроме этого, в соответствии со статьями 20, 21 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования оказывают медицинские учреждения, имеющие лицензию и сертификат аккредитации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в настоящее время у управления отсутствует сертификат аккредитации.
Таким образом, правомерен вывод суда о том, что управление не имеет права оказывать услуги в системе обязательного медицинскогострахования, так как не соответствует требованиям статьи 20 Закона Российской Федерации от 28.06,1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют достоверно установленным фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы нельзя признать состоятельными, так как они опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права, влекущих отмену или изменение принятых по делу решения и постановления, судом не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 13.09.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-1772/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 марта 2006 г. N Ф04-9401/2005(18417-А81-33)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании