Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 мая 2006 г. N Ф04-7036/2004(22166-А46-29)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Акционерная компания "Омскэнерго" (далее - ОАО "АК "Омскэнерго"), реорганизованное в порядке выделения открытого акционерного общества "Омская энергосбытовая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Омской таможне о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10610000-238/2002 от 25.12.2002.
Суд первой инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену третьего лица ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога" (далее - ЗСЖД) на его процессуального правопреемника - открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Решением от 19.03.2004 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.01.2006 Арбитражного суда Омской области решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования в связи с неправильным применением арбитражным судом норм материального и процессуального права, а также не соответствием выводов обжалуемых судебных актов обстоятельствам дела.
По мнению заявителя Омской таможней не доказано, а судом не дана оценка тому обстоятельству, что в действиях общества не имеется всех признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как неправильно определен субъект правонарушения. Ссылаясь на положения Соглашения стран СНГ от 09.10.1992 "О взаимном признании прав и регулировании отношений собственности" считает, что нельзя считать доказанным факт перемещения электроэнергии через таможенную границу Российской Федерации именно ОАО "АК "Омекэнерго".
Полагает, что судом не была надлежащим образом дана оценка доводам общества об ошибочном определении стоимости перемещенной электроэнергии и не правильном определении ее количества.
Общество считает, что наложение административной ответственности на ОАО "АК "Омекэнерго", с учетом положения пункта 5 статьи 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лишает Омскую таможню права переносить обязательство по уплате штрафа по оспариваемому постановлению на вновь образованное общество, так как правопреемство юридического лица допускается только в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы общества, заслушал представителей сторон в судебном заседании и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, определением от 22.07.2002 Омской таможней возбуждено дело об административном правонарушении N 10610000-238/2002 в отношении ОАО "АК "Омекэнерго" по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе производства был проведен документальный контроль за перемещением ОАО "АК "Омекэнерго" электроэнергии через таможенную границу Российской Федерации. При проверке актов учета электроэнергии, перемещаемой по межгосударственным линиям электропередач (ЛЭП): ВЭЛ-224, ВЭЛ-225 за апрель, май, июнь 2002 года, установлено, что в рамках договора энергоснабжения (купли- продажи электрической энергии) от 03.01.2001 N 1-55 (и приложений к нему) ОАО "АК "Омекэнерго" во втором квартале 2002 года осуществило перемещение электроэнергии с территории Российской Федерации в республику Казахстан по ПС "Мынкуль" и "Валиханово" в количество 6 753, 5 тыс. кВт/час. В нарушение статьей 168-171 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенного оформления указанного товара ОАО "АК "Омскэнерго" не проводило.
По результатам административного расследования Омской таможней вынесено постановление от 25.12.2002 по делу об административном правонарушении N 10610000-238/2002, согласно которого ОАО "АК "Омскэнерго" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 0,75 стоимости товара, являющегося предхметом административного правонарушения, что составило 3 728 337 руб. 21 коп.
Не согласие ОАО "АК "Омскэнерго" с указанным постановлением, послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 25.12.2002 по делу об административном правонарушении N 10610000-238/2002.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме (устной, письменной, электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двухкратного размера стоимости товара и (или) транспортных средств.
Порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации электроэнергии, регулировался в рассматриваемых правоотношениях положениями Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.1993 N 5221-1 (далее - Таможенный кодекс Российской Федерации) и Инструкции "О таможенном оформлении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередач", утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30.04.2002 N 444 (далее - Инструкция).
Согласно пункту 9 статьи 18 Таможенного кодекса Российской Федерации лица, перемещающие товары, - лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступающие в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения с товарами действий, предусмотренных настоящим Кодексом, от собственного имени.
В соответствии со статьей 168 Таможенного кодекса Российской Федерации товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется, а также другие товары и транспортные средства в случаях, определяемых актами законодательства Российской Федерации, подлежат декларированию таможенному органу Российской Федерации.
Согласно положениям статей 172 и 173 Таможенного кодекса Российской Федерации на лице, перемещающем товары через таможенную границу Российской Федерации, лежит обязанность по декларированию таких товаров.
Положениями пунктов 32 и 33 Инструкции установлено, что лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести определение количества товаров и их качества. Документы, подтверждающие количество товаров и их качество, представляются в таможенный орган одновременно с подачей полной ГТД. Контроль за количеством и качеством товаров осуществляют таможенные органы, в регионе деятельности которых располагаются приемосдаточные пункты на трубопроводном транспорте и линии электропередачи, а также места перевалки товаров с одного вида транспорта на другой.
Согласно подпунктам 1 и 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения товар поставляется энергоснабжающей организацией до энергопринимающего устройства абонента.
Исследовав договор энергоснабжения от 03.01.2001 N 1-55, заключенный между ОАО "АК "Омскэнерго" (энергоснабжающая организация) и ФГУП Западно- Сибирская железная дорога (абонент), арбитражным судом установлено, что энергоснабжающая организация приняла на себя обязательство по поставке (через присоединенную сеть) электрической энергии на тяговые подстанции Мынкуль и Валиханово ЗСЖД, расположенные на территории республики Казахстан, в свою очередь, ЗСЖД приняла обязательства по соблюдению условий потребления и оплате стоимости принятой от ОАО АК "Омскэнерго" электроэнергии.
Также было установлено, что транспортировка и перемещение электрической энергии через таможенную границу Российской Федерации осуществляется ОАО "АК "Омскэнерго" от подстанции "Иртышская" до границы с республикой Казахстан по ВЛ-220 кВ N 224, 225 (находящимся на балансе ОАО "АК "Омскэнерго") и далее по ВЛ (владельцем которых является Национальная энергетическая компания республики Казахстан) до тяговых подстанций "Мынкуль" и "Валиханово" (находящихся на балансе ЗСЖД). Расчеты ЗСЖД за потребленную электроэнергию производятся по показаниям расчетных счетчиков, установленных на вводах ПС Мынкуль и Валиханово (т.е. на территории республики Казахстан) с учетом потерь в ВЛ N 224, 225.
На основании изложенного, арбитражный суд, учитывая положения пункта 1 статьи 223 и пункта 1 статьи 224 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к правомерному выводу о подаче именно ОАО "АК "Омскэнерго" электроэнергии до энергопринимающего устройства тяговых подстанциях "Мынкуль" и "Валиханово". а также его обязанности по таможенному декларированию отпускаемой электроэнергии.
Довод общества о невозможности наложения административной ответственности на правопреемника юридического лица виновного в его совершении, опровергается пунктом 8 статьи 2.10 Административного кодекса Российской Федерации, согласно которого административные наказания, назначенные в соответствии с пунктами 2 - 4 части 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица. применяются с учетом положений частей 3-6 настоящей статьи.
Ссылка общества на принятый 24.12.1993 к исполнению Россией положений Соглашения стран СНГ от 09.10.1992 "О взаимном признании прав и регулировании отношений собственности" как на факт, исключающий его как субъекта вменяемого административного правонарушения, не опровергает выводов суда об обязанности ОАО "АК "Омскэнерго", установленной статьей 173 Таможенного кодекса, по таможенному декларированию поставляемой энергии в рамках рассмотренного договора.
Другим доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 19.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 16.01.2006 по делу N 25-45/03 (А-442/04) Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 мая 2006 г. N Ф04-7036/2004(22166-А46-29)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании