Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 мая 2006 г. N Ф04-2752/2006(22500-А70-32)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Тюмени N 1 (далее по тексту Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту Кодекс) общества с ограниченной ответственностью "Продимпекс" (далее Общество) на основании протокола об административном правонарушении 72 N 020766 от 03.02.2006 за розничную продажу алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, подтверждающих ее легальность.
Заявленные требования мотивированы нарушением Обществом статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ( далее по тексту Закон N 171-ФЗ), которой установлено, что реализация алкогольной продукции допускается только при наличии, в том числе, товаротранспортной накладной и справки к ней.
Решением от 09.03.2006 Арбитражного суда Тюменской области требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Продимпекс" просит отменить решение по делу, ссылаясь на нарушение судом норм материального права о полномочиях налоговых органов, что судом дана неправильная оценка обстоятельств, имеющих значение для дела, а именно об отсутствии в протоколе об административных правонарушениях изложения состава правонарушения, вменяемого заявителю.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция по доводам жалобы возражает, считает их необоснованными, указывает, что вправе контролировать оборот алкогольной продукции, в том числе реализацию.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Инспекцией 02.02.2006 при проведении проверки соблюдения требований Закона N 171-ФЗ в магазине "Продукты", принадлежащем Обществу, установлена реализация алкогольной продукции без товаротранспортных документов: на одну бутылку водки "Гжелка", емкостью 1.75 л, о чем составлены акт N 12-31/34 и протокол 72 N 020766 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса.
На основании названного протокола от 03.02 2006, составленного в присутствии лица, которое не является законным представителем в соответствии с положениями статьи 25.4 Кодекса, Инспекция в установленном порядке обратилась в арбитражный суд о привлечении Общества к административной ответственности.
Принимая решение о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей, с конфискацией алкогольной продукции, изъятой из оборота по протоколу ареста товаров от 02.02.2006 N 000162, суд исходил из установленных обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии с частью 2 статьи 14.16 Кодекса поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Суд установил, что протокол составлен налоговым органом в пределах полномочий, установленных законодательством, что событие правонарушения и вина Общества доказана.
Между тем, из материалов дела следует, что событие, состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.16 Кодекса, порядок привлечения к административной ответственности Общества судом не установлены.
Доказательствам не дана надлежащая правовая оценка, порядок привлечения к ответственности нарушен, поскольку протокол составлен на следующий день после обнаружения правонарушения, в присутствии лица, которое не является законным представителем Общества, в протоколе об административном правонарушении, который является основным доказательством, подтверждающим событие правонарушения, не отражен состав правонарушения согласно норме права, а указано: "отсутствовали документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции".
Причем, в протоколе не установлено, какие именно документы отсутствовали, что одна бутылка водки "Гжелка" не относится к партии продукции, на которую документы представлены (л.д.21), а суд не оценил возможность быстрой реализации одной единицы продукции по цене 462 рубля.
Из изложенного следует, что судом сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам, имеющим значение для дела, что привело к неправильному решению по настоящему делу.
При таких обстоятельствах решение подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо установить, имелось ли событие административного правонарушения, состав, доказана ли вина лица, привлекаемого к ответственности, соблюден ли порядок и сроки привлечения к административной ответственности, принять обоснованное законное решение с учетом разъяснений Пленума ВАС Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об админист артивных правонарушениях".
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 09.03.2006 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-2263/8-06 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2006.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 мая 2006 г. N Ф04-2752/2006(22500-А70-32)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании