Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В., и судей Пахмутовой К.В., Заскалько О.В., при помощнике судьи Гавриленко К.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Батракова П.И. на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 5 июня 2023 года, которым постановлено:
Иск Батракова П.И. к Филиалу N 4 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области о признании решения комиссии по пенсионным вопросам незаконным и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить частично.
Обязать Филиал N 4 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области включить в специальный трудовой стаж (подп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") Батракова П.И, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии следующие периоды:
с 31 июля 2004 года по 22 июля 2012 года - период службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации;
с 23 июля по 31 декабря 2012 года - в должности второго пилота ООО "Глобус", признав в данной части незаконным решение комиссии ответчика по пенсионным вопросам N *** от 12 июля 2022 года
В остальной части в удовлетворении иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
Батраков П.И. обратился в суд с иском к ответчику Филиалу N 4 ОСФР по Москве и Московской области, просил суд признать решение ответчика незаконным и обязать назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", включив в подсчет его специального стража следующие периоды:
с 31 июля 2004 года по 22 июля 2012 года - период военной службы по контракту Вооруженных Силах Российской Федерации на летных должностях;
с 23 июля по 31 декабря 2012 года - в должности второго пилота ООО "Глобус".
В обоснование заявленных требований истец Батраков П.И. указал, что решением комиссии по пенсионным вопросам Филиала N 4 ОСФР по городу Москве и Московской области N *** от 12 июля 2022 года ему было отказано в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия требуемого специального стажа, в которые ответчик неправомерно не включил ряд периодов его трудовой деятельности. Полагая свои права нарушенными, истец обратился с данным иском в суд.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в части отказа в назначении досрочной пенсии по доводам апелляционной жалобы просит Батраков П.И.
Истец Батраков П.И. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, направил представителя Лемесеву С.М, которая доводы апелляционной жалобы поддержала.
Ответчик Филиал N 4 ОСФР по Москве и Московской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направил, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 327 1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены постановленного решения в части по доводам апелляционной жалобы истца имеются.
В соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона мужчинам, проработавшим не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет в указанном составе гражданской авиации, страховая пенсия по старости назначается досрочно, независимо от возраста.
В соответствии с ч.ч. 2 - 4 ст. 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 Закона N 400-ФЗ Правительством РФ 16 июля 2014 года принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление N 665), в соответствии с подп. "з" п. 1 которого, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, соответственно - Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением" (далее - Список N 459).
В соответствии со Списком N 459 правом на досрочное назначение пенсии по старости по п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ обладают члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов, летно-инструкторский состав.
Данным Списком предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам летного состава гражданской авиации, к которым отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; летно-инструкторский состав; командно-летный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
Согласно ст. 20 Воздушного кодекса РФ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию, при этом в силу п. 1 ст. 22 кодекса к государственной авиации относится государственная военная авиация, используемая для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными Силами России, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.
Приказом Министра обороны РФ от 25 мая 2008 года N 290 "О зачете на льготных условиях службы на летной работе летному составу государственной авиации в выслугу лет для назначения пенсии" (утратил силу в связи с изданием приказа Минобороны России от 19 мая 2020 N 220), изданным в развитие положений постановления Совета Министров от 22 сентября 1993 года N 941, утвержден Перечень должностей летного состава государственной авиации, служба на которых подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях.
Этим же приказом также утверждены годовые нормы налета часов, при выполнении которых летному составу государственной авиации засчитывается на льготных условиях служба на летной работе для назначения пенсии (Приложение N 2).
Так, годовые нормы налета часов на самолетах и вертолетах с реактивными и турбовинтовыми двигателями (для зачета выслуги лет из расчета один месяц службы за два месяца):
на истребителях, истребителях-перехватчиках, истребителях-бомбардировщиках, фронтовых бомбардировщиках, разведчиках, штурмовиках - 20 часов;
на стратегических самолетах, дальних бомбардировщиках, ракетоносцах и разведчиках, самолетах-заправщиках, самолетах радиолокационного дозора и наведения, противолодочных самолетах, экранопланах, учебных самолетах, самолетах и вертолетах, базирующихся на кораблях, - 30 часов;
на самолетах специального назначения, вертолетах, кроме базирующихся на кораблях, - 50 часов;
на военно-транспортных и транспортных самолетах - 60 часов;
на пассажирских самолетах - 70 часов.
Годовые нормы налета часов на самолетах, вертолетах с поршневыми двигателями и дирижаблях (для зачета выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца):
на вертолетах и дирижаблях - 30 часов;
на учебных, транспортных самолетах, самолетах специального назначения и связи - 50 часов.
Исходя из указанных нормативных положений, а также с учетом положений ст. 12 Закона N 400-ФЗ, которая не исключает возможности зачета в страховой стаж наряду с периодами, предусмотренными ст. 11 названного закона, периодов прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", принимая во внимание, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, суд приходит к выводу о том, что период военной службы истца на летных должностях при доказанности факта осуществления им летной деятельности (необходимого налета часов на конкретных типах воздушных судов) подлежит включению в специальный стаж в целях досрочного назначения пенсии по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 5 апреля 2022 года Батраков П.И. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением комиссии ответчика по пенсионным вопросам N *** от 12 июля 2022 года в назначении досрочной пенсии истцу, при этом в подсчет его специального трудового стажа не были включены оспариваемые истцом периоды:
с 31 июля 2004 года по 22 июля 2012 года - период службы по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации;
с 23 июля по 31 декабря 2012 года - в должности второго пилота ООО "Глобус".
Этим же решением в специальный трудовой стаж истца в бесспорном порядке включено 23 года 06 месяцев и 23 дня.
Согласно представленным доказательствам, в том числе, летной книжки и справки от *** года N***, истец в период работы в ООО "Глобус" с работал с особо вредными условиями труда в должности второго пилота воздушного судна Б-737, что дает ему право на включение данного периода в его специальный трудовой стаж в соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
В подтверждение наличия вышеуказанных обстоятельств, позволяющих включить спорный период военной службы в специальный трудовой стаж, Батраковым П.И. представлена летная книжка, согласно которой (л.д. 25 - оборот) в 2004-2009 года истец, будучи курсантом Краснодарского Высшего военного авиационного училища летчиков им. Героя Советского Союза А.К.Серова, имел общий налет на самолетах Л-39 (реактивный учебно-боевой самолет) и Су-25 (дозвуковой штурмовик) 172 часа 36 минут и 87 часов 14 минут- соответственно, а за период с 2009 года по год 2011 (второй пилот) на самолете ТУ-22М (дальний сверхзвуковой ракетоносец) продолжительностью 245 часов 19 минут.
Общий налет за спорный период составил 505 часов 09 минут, из которых 107 часов 06 минут ночью.
В соответствии с п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. N 77 (действовал с 1 декабря 1985 г. и утратил силу с 9 ноября 2009 г. в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. N 198), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется Министерством гражданской авиации.
В п. 3.1 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 г. N 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Согласно п. 21 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N 275, к летному составу отнесены летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона о трудовых пенсиях (п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона о страховых пенсиях) из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники летного состава экипажа воздушного судна.
Решение суда первой инстанции в части удовлетворения иска сторонами не обжалуется, доводами апелляционной жалобы истца не является, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией на предмет законности и обоснованности не проверяется.
Таким образом, поскольку по делу установлено, что истец Батраков П.И, являясь курсантом высшего летного учебного заведения, выполняя функциональные обязанности летчика в полете в составе летного экипажа, то есть будучи допущенным до выполнения полетов воздушного судна, и выполнял более годовой нормы налета часов в период 2004-2009 г.г. (6 лет) (172 (при норме 50 часов для учебного самолета, то есть норма 3 лет)+87 (при норме 20 часов для штурмовика, то есть норма 4 лет), также как выполнял годовую норму налета часов в составе летного экипажа в должности второго пилота 2009-2011 г.г. (3 года) (245 часов при норме 30 часов для дальнего ракетоносца, то есть норма 8 лет), то при включении в стаж, дающий право на досрочную пенсию периода 2004-2011 г.г. с учетом бесспорного стажа 23 года 6 месяцев 23 дня, образуется более требуемого 25 лет стажа в летном составе авиации, что давало истцу право на назначение пенсии досрочно с даты обращения с заявлением в пенсионный орган.
Пенсию за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ истец не получает, с заявлением о ее назначении не обращался (л.д. 8).
Выводы суда первой инстанции, принявшего за основу расчет ответчика, который считал летный стаж истца исходя из объема налета часов в переводе в месяцы и годы, являются ошибочными.
Системное толкование как ранее действующих, так и действующих после 1 января 2002 года норм пенсионного законодательства предусматривает возможность включения в стаж, дающий работникам летного состава гражданской авиации право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов службы в должностях летного состава в государственной (военной) авиации. При этом в специальный стаж указанные периоды военной службы подлежат включению в льготном исчислении из расчета один месяц службы за два месяца при условии выполнения фактического налета.
Вопреки ошибочному мнению суда положения пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 к спорным правоотношениям применению не подлежат.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 мая 2008 года N 290 "О зачете на льготных условиях службы на летной работе летному составу государственной авиации в выслугу лет для назначения пенсии", изданным в развитие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, утвержден Перечень должностей летного состава государственной авиации, в том числе Министерства обороны Российской Федерации, служба в которых подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях (при условии выполнения фактического налета).
Также названным приказом утверждены годовые нормы налета часов, при выполнении которых летному составу государственной авиации засчитывается на льготных условиях служба на летной работе для назначения пенсии (приложение N 2).
С учетом изложенного, в соответствии со ст. 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска о назначении истцу пенсии по старости досрочно подлежит отмене с принятием в отмененной части нового решения об удовлетворении иска.
Доводы ответчика о том, что действующее законодательство не предусматривает включение периода военной службы в специальный стаж, основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку служба на воинских должностях летчиков всех наименований подлежит зачету на льготных условиях на летной работе летному составу государственной авиации в выслугу лет для назначения пенсии.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 02 ноября 2006 N 563-0, от 06 марта 2008 N 448-О-П, от 17.06.2008 N 432-О-П и 433-О-П, до принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не существовало каких-либо правовых препятствий для включения в стаж, дающий работнику летно-испытательного состава гражданской авиации право на пенсию за выслугу лет, периодов службы в летном составе Вооруженных Сил.
Как указано в пункте 2 резолютивной части Определения Конституционного Суда от 2 ноября 2006 г. N 563-О "По жалобам граждан Б.Б, Б.С. и других на нарушение их конституционных прав положениями пункта 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок возмещения из федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации затрат, связанных с включением в специальный трудовой стаж работников летно-испытательного состава времени военной службы в должностях летного состава, и обеспечить его введение в срок не позднее 1 июля 2007 года.
Таким образом, неуплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за периоды прохождения службы в военной авиации не может являться основанием к отказу во включении спорного периода в специальный стаж истца по п. 13 ч. 1 ст. 30 закона "О страховых пенсиях".
Факт прохождения истцом службы на должностях летного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации и наличие у него необходимого налета часов в спорный период объективно материалами дела подтвержден и судом установлен.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, определила:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 5 июня 2023 года оставить отменить в части отказа в удовлетворении требования Батракова П.И. о назначении страховой пенсии по старости досрочно.
В отмененной части принять новое решение.
Обязать Филиал N 4 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области назначить Батракову П.И. страховую пенсию по старости досрочно с 05.04.2022 года в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В остальной части Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 5 июня 2023 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.