Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Рябинина К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ярославцева К. И. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 28 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 ноября 2023 года по административному делу N 2а-6767/2023 по административному исковому заявлению Ярославцева К. И. к Всеволожскому РОСП УФССП России по Ленинградской области, УФССП России по Ленинградской области, и.о. начальника отдела- старшему судебному приставу Всеволожского РОСП УФССП России по Ленинградской области - Бадикяну Р.Л, судебному приставу - исполнителю Всеволожского РОСП УФССП России по Ленинградской области - Соловьеву Г.В. о признании незаконными действий, обязании устранить нарушения прав.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ярославцев К.И. обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным иском к Всеволожскому РОСП УФССП России по Ленинградской области указав в обоснование требований, что 01.02.2023 ПАО Сбербанк уведомил его о взыскании денежных средств по исполнительным производствам N от 20.01.2023 в сумме 180 313, 14 руб, N от 20.01.2023 в сумме 165 691, 92 руб. О возбуждении указанных исполнительных производств он не был извещен.
С указанными действиями не согласен, поскольку они нарушают его права как должника, закрепленные в Федеральном законе "Об исполнительном производстве", в связи с чем, просит суд:
- признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя, выразившиеся в непредоставлении своевременно постановлений для их обжалования и совершения процессуальных действий, разъяснения исполнительных действий, получить заверенные копии документов, ознакомиться с материалами дел;
- обязать судебного пристава-исполнителя устранить в полном объеме допущенное нарушение прав административного истца.
Определением суда от 17.03.2023 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель Всеволожского РОСП УФССП России по ЛО Соловьев Г.В, и.о. начальника отдела Бадикян Р.Л, УФССП России по Ленинградской области (л.д. 2).
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 28 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 ноября 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано (л.д. 75-77)
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела, во Всеволожский РОСП УФССП России по Ленинградской области взыскателем - АО "Жилищно- коммунальное хозяйство пос. им. Морозова" в целях возбуждения исполнительных производств в отношении должников Ярославцева Д.И. и Ярославцева К.И. (истец по делу), с которых солидарно взыскана задолженность по оплате коммунальных платежей были представлены следующие исполнительные документы:
- судебный приказ от 14.07.2022 N 2-2442/2022 о взыскании задолженности за период с 01.06.2016 по 31.03.2019 в размере 104 853, 88 руб, пени за период с 11.07.2016 по 05.04.2020, с 01.01.2021 по 12.06.2022 в размере 73 079, 92 руб, расходов по оплате государственной пошлины в сумме 2 379, 34 руб. (л.д. 23);
судебный приказ от 14.07.2022 N 2-2441/2022 о взыскании задолженности за период с 01.04.2019 по 31.05.2022 в размере 129 837, 95 руб, пени за период с 11.05.2019 по 05.04.2020, с 01.01.2021 по 12.06.2022 в размере 33 619, 39 руб, расходов по оплате государственной пошлины в сумме 2 334, 58 руб. (л.д. 24).
На основании судебного приказа от 14.07.2022 N 2-2442/2022 судебным приставом-исполнителем Всеволожского РОСП Соловьевым Г.В.
20.01.2023 в отношении должника Ярославцева К.И. возбуждено исполнительное производство N о взыскании денежных средств в общей сумме 180 313, 14 руб. (л.д. 52-53).
В этот же день на основании судебного приказа от 14.07.2022 N 2- 2441/2022 возбуждено исполнительное производство N о взыскании с истца денежных средств в общей сумме 165 691, 92 руб.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя Соловьева Г.В. от 20.01.2023 исполнительное производство N объединено в сводное с исполнительным производством N под N; исполнительное производство N объединено в сводное с исполнительным производством N.
В рамках исполнительного производства N, 31.01.2023 судебным приставом-исполнителем были вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства Ярославцева К.И, находящиеся на счетах в АО "PH Банк", в ПАО Сбербанк (л.д. 45-48).
Согласно справке о движении денежных средств по депозитному счету Всеволожского РОСП, 01.02.2023 с должника удержаны 180 313, 14 руб, которые перечислены взыскателю - АО "Жилищно-коммунальное хозяйство пос. им. Морозова" (л.д. 36-37).
Постановлением от 06.02.2023 исполнительное производство N окончено ввиду полного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, отменены все меры принудительного исполнения (л.д. 40).
Административный истец находит незаконным возбуждение в отношении него исполнительных производств, ссылаясь на неполучение копий постановлений о возбуждении исполнительных производств.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее- Закон об исполнительном производстве), оценив представленные доказательства, установив, что копии постановлений по исполнительным производствам направлялись в адрес административного истца через Единый портал государственных и муниципальных услуг, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых действий, указав, что требованиям закона они не противоречат.
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям
В силу ст. 5 Закона об исполнительном производстве, принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов- исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных органов.
Исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, а также информации о вступившем в силу судебном акте о взыскании задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации в отношении физического лица, направленной налоговым органом и содержащей требование о взыскании с этого физического лица задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации, в форме электронного документа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
Согласно ч. 8 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, постановление о возбуждении исполнительного производства выносится в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю либо со дня получения из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в установленный законодательством Российской Федерации срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации, а в случае отсутствия в исполнительном документе одного из идентификаторов должника исполнительный документ возвращается в орган, его выдавший, для оформления надлежащим образом, о чем уведомляется взыскатель.
Срок для добровольного исполнения составляет пять рабочих дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона N 229-ФЗ, если иное не установлено данным федеральным законом (часть 12 статьи 30 названного федерального закона).
Направление должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а также извещение его о возбуждении исполнительного производства и установлении ему срока для добровольного исполнения производится в порядке и по правилам, установленным ст. 24 Закона об исполнительном производстве.
В силу ч. 3 ст. 24 Закона об исполнительном производстве (в редакции Федерального закона от 12 ноября 2019 года N 375-ФЗ) извещения, адресованные гражданину, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе, по его месту жительства, месту нахождения или месту работы либо в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а извещения, направляемые посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, - на абонентские номера, предоставленные Федеральной службе судебных приставов операторами связи.
Таким образом, с 1 января 2020 года, допускается извещение граждан в рамках исполнительного производства, через ЕПГУ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 606 "О порядке направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, и об использовании федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" утверждены Правила направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на Единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству.
В случае если в течение 15 дней со дня размещения извещения в личном кабинете лицо, участвующее в исполнительном производстве, не осуществляло вход на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации, а также в случае отказа лица, участвующего в исполнительном производстве, от получения извещений посредством единого портала в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, извещение считается недоставленным и судебный пристав-исполнитель выбирает иной предусмотренный законодательством Российской Федерации способ направления извещения лицу, участвующему в исполнительном производстве.
При этом в силу пункта 4 Правил лицо, участвующее в исполнительном производстве, вправе отказаться от получения извещений посредством единого портала с использованием функционала личного кабинета либо путем направления оператору единого портала заявления в письменной форме или форме электронного документа о прекращении направления такому лицу извещений.
Изложенное свидетельствует о том, что извещение граждан в рамках исполнительного производства через ЕПГУ осуществляется в случае, если от них не поступало заявления об отказе от такого извещения.
Судебной коллегией в целях проверки доводов истца о неполучении сведений о возбуждении исполнительного производства, истребованы в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России) сведения об открытии должником личного кабинета на ЕРГУ и поступлении туда информации от ФССП России.
По информации Минцифры России от 13.11.2023, учетная запись Ярославцева К.И. зарегистрирована в Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (ЕСИА) с 27.03.2021, статус учетной записи - подтвержденная.
Доказательств отказа от получения извещений посредством единого портала с использованием функционала личного кабинета либо путем направления оператору единого портала заявления в письменной форме или форме электронного документа о прекращении направления извещений, Ярославцев К.И. в материалы дела не представил.
Напротив, с 27.03.2021 пользователь подписался на получение электронных уведомлений от ФССП России посредством ЕПГУ.
Следовательно, извещение должника в рамках исполнительного производства могло осуществляться через ЕПГУ.
Таким образом, доводы иска об отсутствии согласия на направление извещений посредством ЕПГУ, не свидетельствуют о неправомерности действий судебного пристава-исполнителя.
Из представленной информации о всех поступивших от ФССП России уведомлениях по исполнительным производствам N, N видно, что 20.01.2023 в адрес Ярославцева К.И. Всеволожским РОСП посредством единого портала направлены постановления о возбуждении указанных исполнительных производств о взыскании задолженности по коммунальным платежам со ссылкой на реквизиты исполнительных документов, а также с указанием номера исполнительных производств и даты их возбуждения.
При этом, направленные 20.01.2023 постановления имеют статус "прочитано пользователем" с указанием конкретной даты и времени - 02.02.2023, то есть в течение 15 дней со дня их размещения в личном кабинете на едином портале.
Согласно Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 697, статус "прочитано пользователем" обозначает сообщение открыто пользователем Ярославцевым К.И. в личном кабинете на ЕПГУ.
Кроме того, в случае ненаправления копий постановлений о возбуждении исполнительных производств должнику, сами по себе постановления о возбуждении исполнительных производств нельзя признать незаконными, поскольку судебный пристав-исполнитель, возбуждая исполнительное производство на основании судебного акта, соответствующего по форме и содержанию требованиям закона, действует в соответствии с требованиями ст. 30 Закона об исполнительном производстве.
При установленных обстоятельствах своевременного направления должнику через ЕПГУ постановлений о возбуждении исполнительных производств, оснований для признания незаконными действий судебного пристава-исполнителя у суда первой инстанции не имелось.
Последующая отмена мировым судьей по заявлению должника выданных судебных приказов, после окончания исполнительного производства, правового значения для разрешения заявленных требований не имеет.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 28 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 ноября 2023 года по административному делу N 2а-6767/2023 по административному исковому заявлению Ярославцева К. И. к Всеволожскому РОСП УФССП России по Ленинградской области, УФССП России по Ленинградской области, и.о. начальника отдела- старшему судебному приставу Всеволожского РОСП УФССП России по Ленинградской области - Бадикяну Р.Л, судебному приставу - исполнителю Всеволожского РОСП УФССП России по Ленинградской области - Соловьеву Г.В. о признании незаконными действий, обязании устранить нарушения прав оставить без изменения, кассационную жалобу Ярославцева К. И. - без удовлетворения.
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 28 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 ноября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.