Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шевчук Т.В, судей Стешовиковой И.Г, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Собрания депутатов Котласского муниципального округа Архангельской области на решение Котласского городского суда Архангельской области от 27 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 8 февраля 2024 г. по делу N 2-370/2023 по иску ФИО1 к Собранию депутатов Котласского муниципального округа Архангельской области о признании распоряжение незаконным, изменении формулировки основания увольнения.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шлопак С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Собранию депутатов Котласского муниципального округа Архангельской области, просила признать незаконным распоряжение работодателя от 30 декабря 2022 г. в части формулировки основания ее увольнения по пункту 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации изменить формулировку основания увольнения по пункту 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (ликвидация организации).
Решением Котласского городского суда Архангельской области от 27 марта 2023 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Признано незаконным распоряжение Собрания депутатов Котласского муниципального района Архангельской области от 30 декабря 2022 г. N 48-л/с в части формулировки основания увольнения ФИО1 с должности председателя контрольно-ревизионной комиссии Котласского муниципального района Архангельской области по пункту 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации (возникновение установленных данным Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности).
Изменена формулировка основания увольнения ФИО1 с пункта 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации (возникновение установленных данным Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности) на пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (ликвидация организации).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 17 августа 2023 г. решение Котласского городского суда Архангельской области от 27 марта 2023 г. отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 17 августа 2023 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 8 февраля 2024 г. решение Котласского городского суда Архангельской области от 27 марта 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Собрание депутатов Котласского муниципального округа Архангельской области просит об отмене постановленных судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не сообщили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Собрания депутатов муниципального образования "Котласский муниципальный район" от 22 декабря 2017 г. N 228 ФИО1 назначена на должность председателя контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования "Котласский муниципальный район" на срок полномочий 5 лет.
Распоряжением председателя Собрания депутатов муниципального образования "Котласский муниципальный район" от 16 января 2018 г. N 2л/с ФИО1 принята с 16 января 2018 г. на должность председателя контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования "Котласский муниципальный район", с ней заключён трудовой договор.
На основании Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Архангельской области от 27 апреля 2022 г. N 554-34-03 "О преобразовании городских и сельского поселений Котласского муниципального района Архангельской области пут ём их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Котласского муниципального округа Архангельской области" Собранием депутатов Котласского муниципального района Архангельской области принято решение от 16 сентября 2022 г. N 134 о ликвидации контрольно-ревизионной комиссии Котласского муниципального района Архангельской области.
23 сентября 2022 г. ФИО1 уведомлена о расторжении 30 декабря 2021 г. трудового договора от 16 января 2018 г. по пункту 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией контрольно-ревизионной комиссии Котласского муниципального района Архангельской области.
Решением Собрания депутатов Котласского муниципального округа Архангельской области от 16 декабря 2022 г. N 44 ФИО1 назначена на должность председателя контрольно-счётной комиссии Котласского муниципального округа Архангельской области на срок полномочий пять лет.
Распоряжением председателя Собрания депутатов Котласского муниципального района Архангельской области от 30 декабря 2022 г. N 48-л/с ФИО1 уволена с должности председателя контрольно-ревизионной комиссии Котласского муниципального района Архангельской области 30 декабря 2022 г. по пункту 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации (возникновение установленных данным Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности).
Как пояснил представитель ответчика Калинина М.А, решение об увольнении истца по названному основанию было принято постольку, поскольку в соответствии с положениями подпункта "б" пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается замещать должность муниципальной службы в случае избрания или назначения на муниципальную должность.
Распоряжением от 9 января 2023 г. N 1р ФИО1 вступила в должность председателя контрольно-счётной комиссии Котласского муниципального округа "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ решением Собрания депутатов Котласского муниципального округа Архангельской области от 16 декабря 2022 г. N 48 установлен размер ежемесячного денежного вознаграждения председателю контрольно-счётной комиссии Котласского муниципального округа Архангельской области.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Архангельской области от 27 апреля 2022 г. N 554-34-ОЗ "О преобразовании городских и сельского поселений Котласского муниципального района Архангельской области путём их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Котласского муниципального округа Архангельской области", положениями Устава Котласского муниципального района Архангельской области, пришёл к выводу об удовлетворении требований истца о признании незаконным распоряжения председателя Собрания депутатов Котласского муниципального района Архангельской области от 30 декабря 2022 г. N 48-л/с в части формулировки основания увольнения и об изменении формулировки основания увольнения, поскольку истец подлежала увольнению по основанию ликвидация организации. Ответчиком доказательств, свидетельствующих о том, что на момент увольнения ФИО1 возникли ограничения, исключающие возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору, не представлено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, не соглашаясь с позицией ответчика о том, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку работодатель истца ликвидирован, в силу следующего.
Как следует из материалов дела, трудовой договор от 16 января 2018 г, с учётом дополнительного соглашения к нему от 30 октября 2020 г, заключён ФИО1 с Собранием депутатов Котласского муниципального района Архангельской области от имени Котласского муниципального района Архангельской области в лице представителя нанимателя (работодателя) председателя Собрания депутатов Котласского муниципального района Архангельской области, по условиям трудового договора истец поступила на муниципальную службу на должность председателя контрольно-ревизионной комиссии Котласского муниципального района Архангельской области.
Оспариваемое истцом распоряжение от 30 декабря 2022 г. N 48-л/с о прекращении (расторжении) трудового договора с муниципальным служащим издано председателем Собрания депутатов Котласского муниципального района Архангельской области.
Как следует из представленного в материалы дела решения от 16 сентября 2022 г. N 133, Собрание депутатов Котласского муниципального района Архангельской области решило ликвидировать Собрание депутатов Котласского муниципального района Архангельской области, назначен ликвидатор, утверждены Положение о ликвидации Собрания депутатов Котласского муниципального района Архангельской области, план ликвидационных мероприятий.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц Собрание депутатов Котласского муниципального района Архангельской области, как юридическое лицо, прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией 6 сентября 2023 г, сведения о правопреемнике ликвидируемого юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют.
Решением Собрания депутатов Котласского муниципального округа Архангельской области от 21 октября 2022 г. N 15 Собрание депутатов Котласского муниципального округа Архангельской области наделено правами юридического лица.
Решением Собрания депутатов Котласского муниципального округа Архангельской области от 23 декабря 2022 г. N 60 принят устав Котласского муниципального округа Архангельской области.
Статьей 28 указанного Устава также установлено, что к компетенции Собрания депутатов Котласского муниципального округа относится, в том числе, установление полномочий, состава и порядок деятельности контрольно-счётной комиссии Котласского муниципального округа.
Вопросы правопреемства органов местного самоуправления разрешены решением Собрания депутатов Котласского муниципального округа Архангельской области от 23 декабря 2022 г. N 66 "О правопреемстве органов местного самоуправления Котласского муниципального округа Архангельской области".
Как следует из указанного решения Собрания депутатов Котласского муниципального округа Архангельской области от 23 декабря 2022 г. N 66, Собрание депутатов Котласского муниципального округа Архангельской области является правопреемником Собрания депутатов Котласского муниципального района Архангельской области, Совета депутатов городского поселения "Приводинское", Совета депутатов городского поселения "Сольвычегодское", Совета депутатов городского поселения "Шишщынское", Совета депутатов сельского поселения "Черемушское" Котласского муниципального района Архангельской области в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами (п.1).
Контрольно-счётная комиссия Котласского муниципального округа Архангельской области является правопреемником контрольно-ревизионной комиссии Котласского муниципального района Архангельской области (п. 5). Вопросы правопреемства, связанные с исполнением обязательств по отдельным договорам и соглашениям, регулируются муниципальными правовыми актами администрации Котласского муниципального округа Архангельской области (п. 9). По всем вопросам правопреемства, не урегулированным настоящим решением, органы местного самоуправления Котласского муниципального округа Архангельской области руководствуются законодательством Российской Федерации (п. 10).
Согласно части 5 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
В соответствии с части 10 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 указанного Федерального закона.
Пунктами 2, 3 статьи 5 Закона Архангельской области от 27 апреля 2022 г. N 554-34-ОЗ "О преобразовании городских и сельского поселений Котласского муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Котласского муниципального округа Архангельской области" (далее - Закон Архангельской области от 27 апреля 2022 г. N 554-34-ОЗ) также предусмотрено, что органы местного самоуправления Котласского муниципального округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципальных образований, которые на день создания Котласского муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Архангельской области, иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления других муниципальных образований, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
Между тем, статьёй 6 Закона Архангельской области от 27 апреля 2022 г. N 554-34-ОЗ установлен переходный период преобразования муниципальных образований со дня создания Котласского муниципального округа до 1 января 2023 г. В течение переходного периода осуществляется формирование органов местного самоуправления Котласского муниципального округа, принимается устав Котласского муниципального округа, а также завершается урегулирование иных вопросов, связанных с преобразованием муниципальных образований.
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона Архангельской области от 27 апреля 2021 г. N 554-34-ОЗ, если полномочия Собрания депутатов Котласского муниципального района Архангельской области прекращены досрочно в течение переходного периода в связи с принятием решения о самороспуске или в связи с вступлением в силу решения Архангельского областного суда о неправомочности данного состава депутатов Собрания депутатов Котласского муниципального района Архангельской области, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий, полномочия Собрания депутатов Котласского муниципального района Архангельской области со дня досрочного прекращения полномочий осуществляются до окончания переходного периода Собранием депутатов Котласского муниципального округа.
Решением Собрания депутатов Котласского муниципального округа Архангельской области от 21 октября 2022 г. N 22, с учётом вышеназванной статьи 7 Закона Архангельской области от 27 апреля 2022 г. N 554-34-ОЗ, а также решения Собрания депутатов Котласского муниципального района Архангельской области от 30 сентября 2022 г. N 138 "О досрочном прекращении полномочий (самороспуске) Собрания депутатов Котласского муниципального района Архангельской области седьмого созыва", председатель Собрания депутатов Котласского муниципального округа Архангельской области Бильчук А.А. уполномочен осуществлять полномочия руководителя муниципального казенного учреждения "Собрание депутатов Котласского муниципального района Архангельской области".
Проанализировав вышеприведенные фактические обстоятельства по делу, положения Закона Архангельской области от 27 апреля 2022 г. N 554-34-ОЗ, судебная коллегия суда апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, исходила из того, что на момент увольнения истца субъектом, наделённым полномочиями, в том числе представителя нанимателя (работодателя) в отношении председателя контрольно-ревизионной комиссии, относящимися к компетенции Собрания депутатов Котласского муниципального района Архангельской области, являлось Собрание депутатов Котласского муниципального округа Архангельской области в лице председателя Бильчука А.А, который подписал приказ об увольнении истца, в связи с чем истцом заявлены исковые требования к надлежащему ответчику, а для привлечения к участию в деле ликвидатора Собрания депутатов муниципального образования "Котласский муниципальный район" не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, при апелляционном рассмотрении дела также не допущено.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено правильное толкование норм материального права (части первой 1 статьи 81, части первой 1 статьи 83, статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, части 10 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 2, 16, 19 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Архангельской области от 27 апреля 2022 г. N 554-34-ОЗ "О преобразовании городских и сельского поселений Котласского муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Котласского муниципального округа Архангельской области", положениями Устава Котласского муниципального района Архангельской области), подлежащих применению к спорным правоотношениям сторон, а также результаты оценки доказательств в соответствии с требованиями статей 12, 56, 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, свидетельствуют о несогласии с выводом суда в части определения надлежащего ответчика по делу, вместе с тем, нижестоящими судами правильно сделан вывод в данной части.
Ссылка кассатора на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2022 N 2672-О не влечёт за собой отмену обжалуемых судебных актов, поскольку вывод суда о том, что надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу является Собрание депутатов Котласского муниципального округа Архангельской области, соответствует положениям пунктов 2, 3 статьи 5 указанного Закона Архангельской области от 27 апреля 2022 г. N 554-34-ОЗ.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции. Иных доводов кассационная жалоба не содержит.
Нарушений статьи 379.7 ГПК РФ, предусматривающей основания для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Котласского городского суда Архангельской области от 27 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 8 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Собрания депутатов Котласского муниципального округа Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.