Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Рогожиной Е.В, Савинова К.А, при секретаре
Швецовой Е.Д, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ФИО9 к Совету сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании недействующим нормативного правового акта, по апелляционной жалобе ФИО10 на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 09 апреля 2024 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Совета сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 18 августа 2017 года N311 были утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (корректировка ПЗЗ).
Данное решение опубликовано на официальном сайте Администрации сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://sp-akberdino.ru/ 18 августа 2017 года.
ФИО11 обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Совету сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 50.3.5 статьи 50 Правил землепользования и застройки сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 18 августа 2017 года N311 в части указания, что территории, предназначенные для ведения садоводства от 0, 04 до 0, 20 га, с указанием на несоответствие законодательству в Российской Федерации со дня его принятия.
В обоснование требований административный истец указал, что он является членом ТСН СНТ Поселок-сад Видовое, и соответственно он является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом. По мнению административного истца, оспариваемые Правила землепользования и застройки сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан создают неоднозначность, неясность и противоречивость регулирования указанных Правил, поскольку в статье 52 Правил землепользования и застройки сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее - ПЗЗ) установлены предельные минимальные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в размере 0, 04 кв. м, максимальный размер не установлен.
На основании изложенного с учетом уточненных требований, административный истец ФИО12. просил суд признать недействующим пункт 50.3.5 статьи 50 Правил землепользования и застройки сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 18 августа 2017 года N311 в части указания, что территории, предназначенные для ведения садоводства от 0, 04 до 0, 20 га, с указанием на несоответствие части 2 статьи 35, части 2 статьи 9, части 3 статьи 36, статьи 75.1 Конституции Российской Федерации, Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2011 года 29-П, от 02 июня 2015 года N12-П, от 19 июля 2017 года N22-П, от 14 ноября 2019 года N35-П, от 27 мая 2021 года, Указам Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 года N400, от 21 января 2020 года N20, от 13 мая 2017 года N208, от 21 июля 2020 года N474, части 6 статьи 30, статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 7, статьи 47 Федерального Закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ, пункту 8 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года N217-ФЗ, пункту 12 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N171-ФЗ в редакции от 31 декабря 2017 года, статьи 28 Устава сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, решения Совета сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 20 ноября 2013 года N409 и иному законодательству Российской Федерации со дня его принятия.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 09 апреля 2024 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО13 о признании недействующим пункта 50.3.5 статьи 50 Правил землепользования и застройки сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 18 августа 2017 года N311, в части указания, что территории, предназначенные для ведения садоводства от 0, 04 до 0, 20 га, и несоответствия его нормам действующего законодательства, отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ФИО14 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая, что судом неверно применены нормы материального права.
Заинтересованным лицом Администрацией муниципального района Иглинский и прокурором, участвующим в деле в суде первой инстанции, представлены возражения относительно апелляционной жалобы, в которых указывают, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения, ввиду необоснованности изложенных в ней доводов.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, возражений на апелляционную жалобу, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановление главы Администрации сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 26 апреля 2017 года N04-162 размещено на официальном сайте сельского поселения: https://sp-akberdino.ru/ 26 апреля 2017 года.
Решением главы сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан N273 от 19 мая 2017 года утвержден проект решения "Об утверждении корректировки проекта Правил землепользования и застройки сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан".
Решением главы сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан N271 от 19 мая 2017 года назначены публичные слушания по корректировке проекта Правил землепользования и застройки сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан.
Данное решение опубликовано на официальном сайте администрации сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте сельского поселения: https://sp-akberdino.ru/ - 19 мая 2017 года.
Согласно данному решению главы сельского поселения в соответствии со статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Уставом сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства постановлено:
провести публичные слушания по корректировке проекта Правил землепользования и застройки по графику в соответствии с приложением N1;
установить, что письменные предложения жителей сельского поселения Акбердинский сельсовет по корректировке проекта Правил землепользования и застройки направляются в Совет сельского поселения (адрес: с.Акбердино, ул. Газпромовская, д.21) в течение двух месяцев со дня опубликования настоящего решения;
комиссии по подготовке правил землепользования и застройки в течение 5 дней со дня проведения публичных слушаний:
обнародовать заключение о результатах публичных слушаний по корректировке проекта правил землепользования и застройки сельского поселения Акбердинский сельсовет на информационном стенде администрации сельского поселения и опубликовать на официальном сайте Совета сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в сети Интернет;
обеспечить внесение изменений в проект правил землепользования и застройки сельского поселения с учетом результатов публичных слушаний;
обнародовать настоящее решение и проект правил землепользования и застройки на информационном стенде администрации сельского поселения по адресу: с. Акбердино, ул. Газпромовская, д.21 (том 5 л.д.15-17).
Публичные слушания по рассмотрению проекта корректировки Правил землепользования и застройки сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан проводились с участием граждан с. Акбердино, д. Блохино, с. Карамалы, д. Шипово, д. Урунда, д. Белорецк, д. Резвово, в соответствии с установленным графиком 22 июля 2017 года, о чем составлены протоколы, заключение по результатам (итогам) публичных слушаний (том 6 л.д.78-101).
Как следует из протоколов публичных слушаний, обсуждались вопросы, предложения, замечания по корректировке Правил землепользования и застройки. В частности обсуждался вопрос о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, касающийся минимального норматива на земельные участки ИЖС в размере 0, 06 га и для садовых участков - 0, 04 га; о внесении изменений в классификацию земельных участков в отдельных территориальных зонах.
Также из протоколов публичных слушаний следует, что проект корректировки Правил землепользования и застройки и корректировки генерального плана сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан и информационные объявления о проведении публичных слушаний были обнародованы на информационном стенде администрации сельского поселения, на официальном сайте сельского поселения, на досках объявлений в каждом населенном пункте, через старост. С материалами проектов все желающие могли ознакомиться в здании администрации сельского поселения по адресу: с. Акбердино, ул. Газпромовская, д.21 и на официальном сайте сельского поселения.
Протоколы публичных слушаний по рассмотрению проекта корректировки ПЗЗ опубликованы на официальном сайте 22 июля 2017 года (том 6 л.д.104, 105).
По итогам публичных слушаний 27 июля 2017 года принято заключение о результатах публичных слушаний по проекту корректировки Правил землепользования и застройки и корректировки генерального плана сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан.
В результате обсуждения проекта принято решение о признании публичных слушаний состоявшимися. В целом проект корректировки Правил землепользования и застройки и корректировки генерального плана сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан получил положительную оценку и рекомендован к утверждению.
Настоящее заключение подлежало опубликованию на официальном сайте сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан и обнародованию на информационном стенде администрации сельского поселения Акбердинский сельсовет по адресу: с.Акбердино, ул. Газпромовская, д.21.
18 августа 2017 года на заседании Совета сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан по результатам публичных слушаний Советом сельского поселения Акбердинский сельсовет принято решение N311 "Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан" (том 3 л.д.18-23).
Из протокола 24 заседания Совета сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан 4 созыва от 18 августа 2017 года следует, что заседание было проведено при наличии соответствующего кворума (всего депутатов - 10 человек, кворум - 6 человек, присутствовало - 7 человек).
Данное решение и Правила землепользования и застройки сельского поселения были опубликованы на официальном сайте администрации сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте https://sp-akberdino.ru/ 18 августа 2017 года (том 3 л.д.79, том 4 л.д.225, 226).
Решение Совета сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 18 августа 2017 года N311 также было обнародовано на информационном стенде в здании администрации сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, с. Акбердино, ул. Газпромовская, 21 (том 5 л.д.116).
Проанализировав нормы федерального и регионального законодательства суд первой инстанции, верно, исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах ее компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.
Доводы апелляционной жалобы (дополнения к ней от 08.07.2024 г) о том, что не опубликование оспариваемых Правила землепользования и застройки сельского поселения в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования влекут их недействительность со ссылкой на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 апреля 2024 года по иску Ярехи Г.Б к Совету сельского поселения Старокомышенский сельсовет муниципального района Кушнаренковского района Республики Башкортостан о признании недействующим нормативного правового акта судебной коллегией отклоняются.
Установлено, что заключение о результатах публичных слушаний по проекту корректировки Правил землепользования и застройки и корректировки генерального плана сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, состоявшихся 22 июля 2017 года, не было опубликовано в установленном порядке, и размещено на официальном сайте.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, данное обстоятельство не может служить безусловным и достаточным основанием для признания незаконным оспариваемого решения Совета сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан N311 от 18 августа 2017 года, поскольку неопубликование заключения о результатах публичных слушаний не привело к существенному нарушению порядка принятия и утверждения указанного документа, повлиявшего на законность принятия оспариваемого нормативного правового акта.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", неопубликование отдельных документов в ходе процедуры принятия оспариваемого нормативного правого акта в силу положений пункта не может являться нарушением процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Не размещение Правил землепользования и застройки сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 18 августа 2017 года N311, в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования также не может являться основанием к признанию их недействующими, поскольку сами оспариваемые нормативные правовые акты были опубликованы в установленном порядке на официальном сайте.
Проверяя содержание оспариваемых положений на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции, верно, руководствовался нормами законодательства о градостроительной деятельности, регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу о том, что требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Из пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, и др.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Таким образом, органом муниципального образования в соответствии с нормами градостроительного законодательства определена минимальная и максимальная площадь земельного участка, предназначенного для садоводства.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции допущены нарушения в толковании понятия "ведение садоводства" и "территории для ведения садоводства", не является основанием для отмены судебного акта, поскольку это субъективное мнение административного истца.
Доводы апелляционной жалобы, изложенные административным истцом как отождествление судом первой инстанции понятий "ведение садоводства" и "территории, предназначенные для ведения садоводства"; что суд не достаточным образом провел проверку оспариваемого НПА на соответствие вышестоящему законодательству; неверно дал оценку правовому регулированию ст. 52 и п. 50.3.5 ст. 50 ПЗЗ; неверно установилначало действия, внесенных изменений в ПЗЗ; неверно указал понятия "территория для ведения садоводства" (доводы указанные как основания N, 2, 3, 4, 5 в апелляционной жалобе) сводятся к позиции административного истца, изложенной в административном заявлении о наличие противоречивых сведений, в ст. 52 и ст. 50 п. 50.3.5 оспариваемых Правил землепользования и застройки. Указанным доводам истца, по мнению, судебной коллегии, судом первой инстанции дана надлежащая оценка. Иное толкование административным истом норм материального права не свидетельствует о неправильном применении их судом, выводы суда сформулированы с учетом юридически значимых обстоятельств дела, получивших надлежащую правовую квалификацию. Указанные доводы не могут повлечь отмены либо изменение вынесенного по существу законного решения.
Так, в п. 50.3.5 ст. 50 Правил землепользования и застройки установлено назначение и порядок использования территориальной сельскохозяйственной зоны "С".
Сельскохозяйственная зона предназначена для:
коллективных огородов на территориях площадью более 1, 0 га вне границ сельхозугодий;
территорий, предназначенных для ведения садоводства, от 0, 04 до 0, 20 га;
дворовых построек (мастерских, сараев, теплиц, бань и др.), построек для содержания мелких животных;
зон, занятых объектами сельскохозяйственного производства (оранжереи, теплицы, фермы, конюшни и др.);
территорий, предназначенных для ведения дачного хозяйства, от 0, 06 га в границах населенных пунктов.
Статья 52 главы "Градостроительные регламенты в части предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан" Правил землепользования и застройки регламентирует предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительного.
В территориальной сельскохозяйственной зоне установлен запрет на строительство, соответственно ст. 52 Правил землепользования и застройки не распространяется на правоотношения по предоставлению земельных участков в сельскохозяйственной зоне "С" в целях ведения садоводства и не регламентирует условия предоставления таких земельных участков (в этих графах стоит знак "НР" -не регламентируется (т.1 л. д. 43). Следовательно, противоречивые сведения о предельно допустимых размерах садовых участков, которые невозможно однозначно толковать, отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции, верно, пришел к выводу, что Правила землепользования и застройки не противоречат федеральным законам или другим нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, так как данных о том, что применение на практике оспариваемых положений нормативного правового акта не соответствующих его истолкованию, не имеется.
Вышеперечисленные доводы апелляционной жалобы, направлены на иное толкование норм материального права, примененных судом при рассмотрении данного дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.
Указание в апелляционной жалобе на то, что решение суда содержит неопределенность и противоречия в выводах и отсутствует взаимосвязь доказательств по делу в их совокупности, не свидетельствует о незаконности обжалованного решения суда, поскольку выводов суда первой инстанции о соответствии оспариваемых положений нормативного правового акта действующему законодательству данное заключение не опровергает.
Все доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, изложенную в суде первой инстанции, которые явились предметом всесторонней проверки суда первой инстанции, были оценены при рассмотрении дела, выводы, полученные на основании такой оценки, подробно отражены в обоснование решения суда и подтверждаются исследованными судом доказательствами по делу, т фактическими обстоятельствами дела, с такой оценкой судебная коллегия согласна.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 09 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО15 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 6 августа 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.