Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданное 4 апреля 2024 года кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан (далее - прокурор) на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 20 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 марта 2024 года по административному делу N 2а-1164/2023 по административному исковому заявлению прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Кабинету Министров Республики Татарстан и Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан (далее - ИК Пестречинского района) о возложении обязанности обеспечить общедоступность дошкольного общего образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования путем организации строительства образовательных учреждений.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, пояснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Борисовой Е.С. и представителя ИК Пестречинского района Баландиной Э.Ф, мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Мигунова В.Ю, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением о возложении на Кабинет Министров Республики Татарстан и ИК Пестречинского района обязанности обеспечить общедоступность дошкольного общего образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования путем организации строительства образовательных учреждений на территории д. Куюки Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан в целях устранения нарушений допустимой нормы наполняемости помещений образовательных учреждений.
Решением Пестречинского районного суда Республики Татарстан
от 20 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 марта 2024 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационном представлении прокурор просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального права, приводя доводы об их незаконности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационного представления извещены своевременно и в надлежащей форме.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений не допущено.
Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование (часть 1); гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (часть 2); при этом обязательным является основное общее образование, получение которого детьми обеспечивается родителями или лицами, их замещающими (часть 4).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 5 июля 2017 года N 18-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования городской округ город Сибай Республики Башкортостан", одной из важнейших функций социального государства, в осуществлении которых участвуют все уровни публичной власти - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и местное самоуправление, является обеспечение права каждого на образование на основе конституционного принципа равенства. Закрепляя в частях 1 и 2 статьи 43 право на образование и право на общедоступное и бесплатное основное общее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую общедоступность основного общего образования независимо от места жительства.
Распределение полномочий публично-правовых образований в сфере предоставления общедоступного и бесплатного общего образования осуществляется на основании действовавшего до 1 января 2023 года Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), а также федеральных законов от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
Так, подпункт 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам.
В свою очередь, пункт 11 части 1 статьи 15 и пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ относит к вопросам местного значения городского округа организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Закон об образовании организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9), закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).
Из анализа приведенных законоположений в их системном толковании следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное и школьное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность в том числе муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
Уполномоченный орган в случае отсутствия свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях предлагает свободные места в других учреждениях, прежде всего, в доступной близости от места проживания ребенка, а также принимает меры с целью обеспечить ребенку возможность получения дошкольного образования в иных формах с сохранением учета ребенка в списке очередников.
Такой подход к решению вопроса обеспечения реализации права на дошкольное образование рекомендует Министерство образования и науки Российской Федерации, изложив его в письме от 8 августа 2013 года
N 08-1063 со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", которым предписано Правительству Российской Федерации обеспечить достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет; совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации: принять меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях (подпункт "в" пункта 1, подпункт "а" пункта 2).
Согласно вышеуказанным Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года
(пункт 22).
Из вышеуказанного правового регулирования следует, что орган местного самоуправления в пределах предоставленных ему законом полномочий и возложенных обязанностей самостоятельно принимает меры по обеспечению детей местами в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. При этом данная обязанность может быть реализована различными формами и способами.
Положения действующего законодательства не указывают на наличие у органа местного самоуправления обязанности по обеспечению организации предоставления общедоступного, бесплатного школьного и дошкольного образования в границах определенного населенного пункта именно путем строительства объектов капитального строительства, в связи с тем, что доступность школьного образования также может быть и обеспечена путем организации подвоза детей к месту учебы, а доступность дошкольного образования путем предоставления различных вариативных форм в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях, согласно рекомендаций по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 08-1063.
Понуждение администрации к строительству здания детского сада и школы, как того требует прокурор, является ничем иным как ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе по выбору способа предоставления дошкольного и начального образования, влекущим нарушение установленного статьей 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей, что исключает возможности удовлетворения административного искового заявления.
Кроме того, как следует возражений на административное исковое заявление, а также объяснений представителей административных ответчиков в судебных заседаниях, Кабинетом Министров Республики Татарстан и ИК Пестречинского района, вопреки доводам прокурора, принимаются определенные меры по предоставлению дошкольного и начального образования.
Также судебная коллегия отмечает, что строительство зданий детского сада и школы предполагает необходимость принятия документации по планировки территории, выделения конкретного земельного участка и финансирования. Следовательно, без выделения земельного участка, разрешения вопроса о финансировании, определения параметров и технических характеристик объектов строительства, предполагаемая к возложению на орган местного самоуправления обязанность по строительству указанных объектов не будет исполнена по объективным причинам. Цели обращения прокурора в суд с административным исковым заявлением не будут достигнуты.
Кроме этого, как верно констатировали судебные инстанции, обязанность по строительству дошкольного и школьного общеобразовательного учреждения, возложена на орган государственной власти субъекта Российской Федерации в лице Кабинета Министров Республики Татарстан. При этом организация создания новых мест осуществляется посредством софинансирования Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации.
В данном случае, ИК Пестречинского района только определяет потребность в строительстве общеобразовательных учреждений на территории того и или иного района, передает муниципальный земельный участок ответственному органу публичной власти. При этом, ИК Пестречинского района не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в силу вышеприведенных обстоятельств заявленные прокурором требования о возложении на администрацию обязанности организовать строительство здания детского сада и школы не подлежали удовлетворению.
Доводы кассационного представления направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела. Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Поскольку отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационного представления, не содержащие данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильном применение норм материального права, нарушении или неправильном применение норм процессуального права, основанием для отмены судебных актов не являются.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 20 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 марта 2024 года оставить без изменения, кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 12 июля
2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.