Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никоновой О.И, судей Попова О.В, Киреевой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 22 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 марта 2024 года по гражданскому делу N 2-2359/2023 по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав, признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды трудовой деятельности в специальный медицинский стаж, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Киреевой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав, признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды трудовой деятельности в специальный медицинский стаж, взыскании судебных расходов.
В обоснование требований указала, что 1 июня 2020 года она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Игринском районе Удмуртской Республике (межрайонное) (Клиентскую службу в Дебесском районе) с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Игринском районе Удмуртской Республике (межрайонного) (Клиентской службы в Дебесском районе) от 11 августа 2020 года N 200098/20 в удовлетворении заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
Указанное решение мотивировано следующим: стаж заявительницы ФИО1 на соответствующих видах работ по состоянию на 01 июня 2020 года в сельской местности составляет 15 лет 07 месяцев 26 дней вместо требуемых 25 лет, то есть на 01 июня 2020 года отсутствует право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Ответчик не зачел в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды прохождения военной службы, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, периоды нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы.
Не согласившись с указанным решением, ФИО1 обжаловала его в государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по УР. Письмом N 14-09-А/12075 от 23 декабря 2022 года государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по УР истцу отказало в удовлетворении жалобы, решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Игринском районе УР (межрайонное) от 11 августа 2020 года N 200098/20 признано законным. С учетом включения спорных периодов (10 лет 8 месяцев) специальный стаж истца составит более 25 лет на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии (01 июня 2020 года) и право на пенсию возникнет 01 июня 2020 года.
Просила суд признать незаконными решения Государственного учреждения ? Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Игринском районе Удмуртской Республики (межрайонное) от 11 августа 2020 года N200098/20 и решение Государственного учреждения - отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике N14-09-А/12075 от 23 декабря 2022 года, принятое по результатам рассмотрения жалобы ФИО1, об отказе в установлении пенсии в части не включения в специальный медицинский стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода с 4 марта 2000 года по 21 апреля 2006 года в льготном исчислении, периодов: со 2 мая 2012 года по 5 мая 2012 года, с 31 мая 2012 года по 8 июня 2012 года, с 6 апреля 2017 года по 4 мая 2017 года в льготном исчислении; возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике обязанность включить в специальный медицинский стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении следующие периоды: с 4 марта 2000 года по 21 апреля 2006 года ? период прохождения военной службы; со 2 мая 2012 года по 5 мая 2012 года, с 31 мая 2012 года по 8 июня 2012 года, с 6 апреля 2017 года по 4 мая 2017 года ? курсы повышения квалификации; 4 июня 2008 года, 17 июля 2008 года, с 7 сентября 2009 года по 11 сентября 2009 года, 21 октября 2009 года, 12 июля 2010 года, 12 октября 2010 года, 11 октября 2011 года, 3 ноября 2011 года, с 29 марта 2012 года по 30 марта 2012 года, с 9 октября 2012 года по 11 октября 2012 года, с 29 ноября 2012 года по 30 ноября 2012 года, 5 июля 2013 года, 12 ноября 2013 года, с 10 сентября 2014 года по 15 сентября 2014 года, 13 ноября 2014 года, 17 апреля 2015 года, 27 апреля 2015 года, 15 января 2016 года, 7 июля 2016 года, 19 сентября 2016 года, 16 марта 2018 года, 17 августа 2018 года, 20 ноября 2018 года, 24 января 2019 года, 15 февраля 2019 года, 4 марта 2019 года, 12 июля 2019 года, с
10 января 2020 года по 17 января 2020 года, с 20 января 2020 года по21 января 2020 года - периоды нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы.
Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 22 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 марта 2024 года, исковые требования ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав, признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды трудовой деятельности в специальный медицинский стаж, взыскании судебных расходов удовлетворены частично.
Признаны незаконными решение Государственного учреждения ? Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Игринском районе Удмуртской Республики (межрайонное) от 11 августа 2020 года N200098/20 и решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике N14-09-А/12075 от 23 декабря 2022 года об отказе в установлении пенсии в части не включения в специальный медицинский стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода нахождения на курсах повышения квалификации со 2 мая 2012 года по 5 мая 2012 года, с 31 мая 2012 года по 8 июня 2012 года, с 6 апреля 2017 года по 4 мая 2017 года в льготном исчислении.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике возложена обязанность включить в специальный медицинский стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении следующие периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации со 2 мая 2012 года по 5 мая 2012 года, с 31 мая 2012 года по 8 июня 2012 года, с 6 апреля 2017 года по 4 мая 2017 года.
В остальной части исковые требования истца оставлены без удовлетворения.
С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе заявитель ФИО1, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит суд отменить решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 22 августа 2023 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периода с 4 марта 2000 года по 21 апреля 2006 года - периода военной службы по контракту, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 марта 2024 года отменить в полном объеме, принять по делу новый судебный акт, которым указанные требования удовлетворить.
В судебное заседание стороны не явились, правом участия в судебном заседании кассационного суда не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
Представителем ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике в суд кассационной инстанции представлены возражения на кассационную жалобу, в которых полагает, что судебные постановления являются законными и обоснованными, при рассмотрении дела судами фактические обстоятельства установлены верно, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется. Просят рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных выше неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Согласно пункту 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении: периодов работы, указанных в подпункте "н" пункта 1 настоящего постановления, применяются:
постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца).
Аналогичные положения содержали Правила, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Положения же о том, что в стаж на соответствующих видах работ лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, могут быть зачтены периоды военной службы в должностях, указанных в вышеуказанных Списках, в Правилах от 22 сентября 1999 года N 1066, Правилах от 29 октября 2002 года N 781 не содержатся.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 1 июня 2020 года ФИО1 обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Игринском районе Удмуртской Республике (межрайонное) (Клиентскую службу в Дебесском районе) с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Игринском районе Удмуртской Республике (межрайонного) (Клиентской службы в Дебесском районе) от 11 августа 2020 года N 200098/20 в удовлетворении заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
В специальный стаж, дающий право на страховую пенсию по старости, не включен, в том числе, оспариваемый период с 4 марта 2000 года по 21 апреля 2006 года - период военной службы по контракту.
Суд первой интенции, отказывая в данной части исковых требования, исходил из того, что согласно послужному списку ФИО1 4 марта 2000 года призвана на военную службу, с 27 марта 2000 года по 24 февраля 2001 года - медицинская сестра ВУС N879 в/ч 94645, заключены контракты сроком на шесть месяцев с 28 марта 2000 года, с 27 сентября 2000 года на один год, с 17 июня 2001 года на три года, 21 апреля 2006 года уволена из рядов Вооруженных сил Российской Федерации на основании статьи 51 части 3 подпункта "в" (по семейным обстоятельствам) Федерального закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе".
Период службы с 4 марта 2000 года по 21 апреля 2006 года отражен в выписке из индивидуального лицевого счета истца как период службы (военнослужащий).
В соответствии постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" в специальный стаж подлежали зачету периоды работы в должности врача или среднего медицинского персонала.
Абзац 3 части 2 данного постановления предусматривал, что в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
Однако правовая норма о включении службы в составе Вооруженных Сил Российской Федерации в специальный стаж работникам здравоохранения после 1 ноября 1999 года в постановлениях Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и от 29 октября 2002 года N 781 отсутствует.
Военная служба является особым видом государственной службы. Правовое положение военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, указав, что в материалах дела доказательства подтверждают, что ФИО1 проходила военную службу в войсковой части 94645 в должности медицинской сестры, с 20 марта 2000 года присвоено звание сержант. Вопреки доводам жалобы указанные доказательства свидетельствуют о том, что ФИО1 с 4 марта 2000 года по 21 апреля 2006 года проходила именно военную службу в должности медицинской сестры войсковой части.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Принимая решения о частичном удовлетворении исковых требований, суды руководствовались положениями п. 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлений Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, от 22 сентября 1999 года N 1066, от 16 июля 2014 года N 665, постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, статьи 1 Федерального закона от 04 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", исходил из того, что период военной службы по ранее действовавшему пенсионному законодательству (до 01 ноября 1999 года) включался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в том время как после 01 ноября 1999 года Список должностей и учреждений от 22 сентября 1999 года N1066 и действующий в настоящее время Список от 29 октября 2001 года N 781 не предусматривают возможности включения в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения периодов военной службы.
Оснований для несогласия с указанными выводами суда первой и апелляционной инстанций, у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы истца, при разрешении спора судом первой и апелляционной инстанций правильно истолкованы и применены нормы материального права, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам дела.
Аргументы заявителя кассационной жалобы о том, что при определении специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии, необходимо применение положений Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы, нельзя признать состоятельным, поскольку данным законом не регулируются вопросы зачета периодов военной службы в специальный стаж при установлении права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом проверки суда первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных актах, сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций, направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене вступившего в законную силу апелляционного определения в кассационном порядке служить не могут, поскольку в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принимая во внимание, что судом первой и апелляционной инстанций не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления, которые могли бы в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации послужить основанием к отмене судебного акта, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не находит.
Руководствуясь статьями 379.1, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 22 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий О.И. Никонова
Судьи О.В. Попов
Е.В. Киреева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.