Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никоновой О.И, судей Туляковой О.А, Киреевой Е.В, с участием прокурора Вострокнутовой В.К, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Крутихина Дмитрия Витальевича и кассационное представление прокурора Кировской области на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 9 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 6 марта 2024 года по гражданскому делу N 2-4161/2023 по иску прокурора Ленинского района г. Кирова, действующего в интересах Крутихина Дмитрия Витальевича, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области о признании решения незаконным, включении периода работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, заслушав доклад судьи Туляковой О.А, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Кирова в интересах Крутихина Д. В. обратился с вышеуказанным иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области (далее ОСФР по Кировской области), указав, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Крутихина Д.В. по вопросу неправомерного отказа ОСФР по Кировской области в досрочном назначении страховой пенсии по старости. Для назначения досрочной пенсии помимо иных документов Крутихиным Д.В. представлена справка N 360, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимая для назначения льготной пенсии, выданной 06.04.2012 Филиалом "Войсковой части 21228" ФБУ-войсковая часть 70855, за период работы с 15.01.2012 по 29.02.2012 в должности техника лаборатории по контролю безопасности группы обслуживания газоаналитических приборов. При этом запись о данном периоде работы в сведениях индивидуального лицевого счета Крутихина Д.В. имеется без указания кода особых условий труда. Предоставление работодателем сведений о спорном периоде работы Крутихина Д.В. без указания кода особых условий труда не может являться основанием для отказа во включении спорных периодов работы в специальный стаж, поскольку имеются иные письменные доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, подтверждающие характер его работы. Просил признать решение ОСФР по Кировской области от 22.02.2023 N 444279/22 незаконным, обязать ответчика зачесть в специальный стаж Крутихину Д.В. период работы в филиале "Войсковой части 21228" ФБУ-войсковая часть 70855 с 15.01.2012 по 29.02.2012 в должности техника лаборатории, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 27.12.2022.
Решением Ленинского районного суда г. Кирова от 9 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 6 марта 2024 года, в удовлетворении иска отказано.
Крутихин Д.В. обратился с кассационной жалобой, в которой просит постановленные судебные акты отменить, удовлетворив исковые требования в полном объёме. В кассационной жалобе указывает, что отсутствие необходимых документов в архиве не опровергает факт работы истца в соответствующих условиях труда.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, прокурором Кировской области принесено кассационное представление, в котором указано на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит об их отмене.
Прокурор в судебном заседании суда кассационной инстанции доводы кассационного представления поддержал, просил удовлетворить.
Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, кассационного представления, возражения ФБУ "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации", возражения ОСФР по Кировской области, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для их удовлетворения.
Судом установлено, что 27.12.2022 года Крутихин Д.В, 09.10.1971 г.р, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ОСФР по Кировской области от 22.02.2023 г. N 444279/22 Крутихину Д.В. в досрочном назначении страховой пенсии по п.1, 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N400-ФЗ от 28.12.2013 г. отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. По представленным документам специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N400-ФЗ составляет 8 лет 11 месяцев 16 дней (требуемый стаж 9 лет), страховой стаж составляет 18 лет 20 дней (требуемый стаж 20 лет).
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N400-ФЗ, не включен, в том числе, период работы с 15.01.2012 по 29.02.2012 в качестве техника лаборатории по контролю безопасности группы обслуживания газоаналитических приборов в филиале "Войсковая часть 21228" ФБУ - войсковая часть 70855, так как документально не подтверждена занятость в течение полного рабочего дня с токсичными химикатами и их прекурсорами, в том числе, на работах по уничтожению химического оружия и защите от него. Кроме того, в выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица за указанный период отсутствует код особых условий труда.
Из материалов дела следует, что 15.01.2012 г. Крутихин Д.В. был принят на работу в Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 70855 на должность техника в лабораторию по контролю безопасности группы обслуживания газоаналитических приборов, что подтверждено трудовым договором N 1640.
Из справки Филиала "Войсковая часть 21228" Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 70855, уточняющей особый характер работ или условий труда, от 06.04.2012 N 360 следует, что Крутихин Д.В. действительно работал в филиале "Войсковая часть 21228" Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 70855 на объекте по хранению и уничтожению химического оружия в пос. Мирный Оричевского района Кировской области, постоянно в течение полного рабочего дня с 15 января 2012 по 29 февраля 2012 в должности техника лаборатории по контролю безопасности группы обслуживания газоаналитических приборов. Вышеуказанная работа относится к Списку N 1, раздел VIII "Химическое производство" пункт 1, код позиции списка 1080А010 "Рабочие, руководители и специалисты, включая работников научно-исследовательских подразделений и полигонов, непосредственно занятые полный рабочий день с токсичными химикатами и их прекурсорами, в том числе на работах по уничтожению химического оружия и защите от него, вне зависимости от того, на каких предприятиях, организациях и учреждениях производятся указанные работы", установленного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1992 г. N 10. Отработаны полные 01 месяц 17 дней.
Из справки ОСФР по Кировской области следует, что проведена проверка архивного наблюдательного дела ФБУ "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 21228) за период работы Крутихина Д.В. Имеется перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей работников на досрочное назначение пенсии от 15.04.2014, согласно которому заявлена должность "техник" лаборатории по контролю безопасности цеха группа обслуживания газоаналитических приборов в особых условиях труда. Акт документальной проверки перечня от 15.04.2014 г. отсутствует. Имеется штатное расписание в/ч 21228 за 2012 год от 29.12.2011, где заявлена должность "техник" группа обслуживания газоаналитических приборов лаборатории по контролю безопасности Многопрофильной лаборатории. Имеется выписка из приказа командира войсковой части 21228 N 15 от 18.01.2016 г. по организации работы по ликвидации последствий деятельности по уничтожению химического оружия в пос. Мирный Кировской области в 2016 году. Должностные инструкции, карты аттестации рабочих мест отсутствуют. Иных документов, подтверждающих характер работы в должности "техника" лаборатории по контролю безопасности группы обслуживания газоаналитических приборов Крутихина Д.В. в материалах архивного наблюдательного дела нет.
Как следует из архивной справки Федерального государственного казенного учреждения "Центральный архив Министерства Обороны Российской Федерации" от 15.08.2023 Крутихин Д.В. принят с 15.01.2012 г. техником лаборатории по контролю безопасности в группу обслуживания газоаналитических приборов, уволен по собственному желанию 29 февраля 2012. Льготный характер работы (условия труда), выполняемой Крутихиным Д.В, в имеющихся на хранении документах войсковой части 21228 не отражен.
Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями ч. 1 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 30 и п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 14 постановлении от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, которым утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что что при разрешении вопроса о включении в специальный стаж периода работы истца, юридически значимым является установление факта выполнения истцом работ, соответствующих Списку N 1, при условии занятости на указанных видах работ не менее 80% рабочего времени, то есть полной занятости. Указанных обстоятельств при разрешении настоящего спора не установлено.
Суд также учел, что в своем отзыве третье лицо ФБУ "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ" указало, что на основании директивы Министра обороны РФ от 26.04.2021 N Д-21 1 марта 2021 г. филиал ФБУ "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (войсковая часть 70855)" - 1205 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 21228) расформирован. Все документы сданы в установленном порядке в Центральный архив Министерства обороны РФ. Приложенные к исковому заявлению копии документов в их совокупности не свидетельствуют о праве истца на включение периода работы в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения спорного периода в специальный стаж, признании незаконным решения пенсионного органа обоснованными.
При этом суд второй инстанции дополнительно учел и принял следующие доказательства.
Согласно ответа ФКУ "ЦА МО" на запрос судебной коллегии о проведении сплошной проверки на предмет наличия данных истца во всех поступивших и имеющихся на хранении документах войсковой части 21228 за спорный период, в адрес суда направлены архивная справка от 24.01.2024 года N 2/8025, содержащая сведения о приеме и увольнении истца. Из содержания справки следует, что в имеющихся на хранении документах иных документов не имеется; запрошенных судом Устава предприятия, табелей учета рабочего времени, положения об оплате труда, штатного расписания на 2012 год, должностных инструкций персонала войсковой части не имеется. Представленные Центральным архивом МО в качестве приложения к названной справке Карта аттестации рабочего места по состоянию на 16.06.2012 года и личная карточка Крутихина Д.В. данных о его работе в период с 15.01.2012 по 29.02.2012 года постоянно в течение полного рабочего дня с токсичными химикатами и их прекурсорами, в том числе, на работах по уничтожению химического оружия и защите от него, не содержат.
При таком положении, факт постоянной работы истца в спорный период в течение полного рабочего времени совокупностью собранных по делу доказательств не подтвержден, что не позволяет включить спорный период работы в специальный стаж истца и назначить досрочную страховую пенсию с 27.12.2022 г..
Такие выводы судов первой и апелляционной инстанций признаются судебной коллегией по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Доводы кассационной жалобы и кассационного представления о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, выражающие несогласие с выводами суда, судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст.30 Закона о страховых пенсиях.
Согласно ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности
Пунктом 1 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "а" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (с 01.01.1992 года).
Правом на льготное обеспечение в соответствии со Списком N 1 производств работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10, пользуются рабочие, руководители и специалисты, включая работников научно - исследовательских подразделений и полигонов, непосредственно занятые полный рабочий день с токсичными химикатами и их прекурсорами (раздел VIII "Химическое производство", раздел А, код позиции 1080А000-17541), в том числе работники, занятые в специальных производствах (включая очистку цистерн, емкостей, мойку, ремонт и обработку тары по спецпроизводствам и из-под токсических веществ) и в лабораториях с химическими спецвеществами.
Согласно пп. "б" п. 1 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 23.10.1992 года N 2 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10", утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации от 23.10.1992 года N 26, по Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать рабочим, руководителям и специалистам, включая работников научно-исследовательских подразделений и полигонов; непосредственно занятым полный рабочий день с токсичными химикатами и их прекурсорами, в том числе на работах по уничтожению химического оружия и защите от него, вне зависимости от того, на каких предприятиях, в организациях и учреждениях производятся указанные работы, - как работника, занятым в специальных производствах (включая очистку цистерн, емкостей, мойку, ремонт и обработку тары по спецпроизводствам и из-под токсических веществ) и в лабораториях с химическими спецвеществами.
Согласно абз. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Дата регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования - 20 сентября 2005 года.
В индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Крутихина Д.В. за спорный период отсутствует код особых условий труда.
Вопреки доводам кассационной жалобы и кассационного представления, доказательства, представленные в материалы дела, льготный характер работы (условия труда) и постоянную занятость истца в условиях труда, предусмотренных Списком N1, не менее 80 процентов рабочего времени, не подтверждают.
В целом доводы, приведенные в кассационной жалобе, кассационном представлении, по сути, направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов судов предыдущих инстанций по фактическим обстоятельствам спора, исследованных судом и получивших должную правовую оценку, тогда как в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке кассационного производства суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты нижестоящими судами, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
По существу, возникший спор судами первой и апелляционной инстанций разрешен правильно, выводы соответствуют обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Оценка представленных в материалы дела доказательств произведена судом в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67, 327.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указаний на существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, имевшие место при разбирательстве данного дела, не влияют на правильность обжалуемых судебных постановлений и не могут повлечь их отмену применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Кирова от 9 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 6 марта 2024 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Крутихина Дмитрия Витальевича и кассационное представление прокурора Кировской области - без удовлетворения.
Председательствующий О.И. Никонова
Судьи О.А. Тулякова
Е.В. Киреева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.