Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Речич Е.С, судей Крамаренко Т.М, Подгорновой О.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Косоуровой Натальи Михайловны на решение Промышленного районного суда г. Самары от 25 января 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 4 апреля 2024 г. по гражданскому делу N 2-1176/2024 по иску ООО "ЭкоСтройРесурс" к Косоуровой Наталье Михайловне о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО.
Заслушав доклад судьи Речич Е.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "ЭкоСтройРесурс" обратилось в суд с исковым заявлением к Косоуровой Н.М. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 1 ноября 2018 г..осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Самарской области. В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г..N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники ТКО (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) (далее - потребитель, должник) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором (далее - Договор). Типовой договор считается заключенным после момента опубликования, услуги подлежат оплате с 1 января 2019 г..Размер тарифов и нормативов установлен приказами Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области. Ответчику принадлежит право собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес" объекта недвижимости составляет 361, 7 кв.м. Сумма ежемесячной платы за коммунальную услугу за период с 1 января 2019 г..по 30 ноября 2022 г, с учетом применения предельного тарифа в размере 598, 16 руб./м3 (с учетом НДС) составляла 1 640, 69 руб, за период с 1 декабря 2022 г..по 31 марта 2023 г..с учетом применения предельного тарифа в размере 622, 07 руб./м3 (с учетом НДС) составляла 1 706, 27 руб. Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом. Однако до настоящего времени обязательство по оплате оказанных региональным оператором услуг не было исполнено ответчиком. В адрес должника были направлены платежные документы на оплату указанных услуг, однако ответчик оплату не произвел.
Ранее вынесенный по заявлению истца судебный приказ о взыскании задолженности был отменен судом в связи с поступлением возражений от Косоуровой Н.М.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд взыскать с ответчика задолженность за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2019 г. по 31 марта 2023 г. в размере 70 811, 99 руб, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 324 руб.
Решением Промышленного районного суда г. Самары от 25 января 2024 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 4 апреля 2024 г, исковые требования ООО "ЭкоСтройРесурс" к Косоуровой Н.М. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО удовлетворены частично.
Взыскана с Косоуровой Н.М. в пользу ООО "ЭкоСтройРесурс" задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с 1 мая 2020 г. по 31 марта 2023 г. в размере 57 686, 47 руб, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 930, 59 руб, а всего взыскать 59 617 руб. 06 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Косоурова Н.М. выражает несогласие с состоявшимися судебными постановлениями, просит их отменить, как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование кассационной жалобы указывает, что суд не учел, что источник образования ТКО не включен в Территориальную схему обращения с отходами на территории Самарской области, услуги по сбору ТКО ей не оказывались.
В возражениях на кассационную жалобу представитель ООО "ЭкоСтройРесурс" - Кулева Т.В. указывает о законности вынесенных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представителей не направили, что в силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на неё, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании соглашения об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области, заключенного 1 ноября 2018 г. между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО "ЭкоСтройРесурс", последнее, являясь Региональным оператором, обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С 1 января 2019 г. истец, как Региональный оператор, принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение.
Для оплаты за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на имя Косоуровой Натальи Михайловны по адресу: "адрес" был открыт лицевой счет N 10710388747.
Собственником жилого дома по указанному адресу, площадью 361, 7 кв.м, с 10 апреля 2015 г. является ответчик Косоурова Н.М, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно карточке расчетов, задолженность Косоуровой Н.М. по оплате услуг по обращению с ТКО за период с 1 января 2019 г. по 31 марта 2023 г. составляет 70 811, 99 руб.
Ответчиком услуги по обращению с ТКО не оплачивались, что послужило основанием для обращения 29 мая 2023 г. истца за вынесением судебного приказа.
17 июля 2023 г. мировым судьей судебного участка N 20 Красноглинского судебного района г. Самары Самарской области, и.о. мирового судьи судебного участка N 19 Красноглинского судебного района г. Самары Самарской области, вынесен судебный приказ N 2-2735/2023 о взыскании с Косоуровой Н.М. в пользу ООО "ЭкоСтройРесурс" задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2019 г. по 31 марта 2023 г. в размере 70 811, 99 руб.
Определением мирового судьи судебного участка N 19 Красноглинского судебного района г. Самары Самарской области от 31 августа 2023 г. вышеуказанный судебный приказ N 2-2735/2023 от 17 июля 2023 г. отменен на основании поступивших от должника Косоуровой Н.М. возражений относительно его исполнения.
Таким образом, ООО "ЭкоСтройРесурс" производит начисление за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: "адрес" соответствии с действующим законодательством РФ.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 12, 30, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 195, 196, 199, 204, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", Правил "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N1156, разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", пришел к выводу о том, что с ответчика Косоуровой Н.М. подлежит взысканию задолженность за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 мая 2020 г. по 31 марта 2023 г. в размере 57 686, 47 руб.
Суд апелляционной инстанции, проверив решение суда первой инстанции, не усмотрел оснований для его отмены либо изменения по доводам жалобы.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит доводы кассационной жалобы о неоказании ответчику в спорный период времени соответствующих услуг по обращению с ТКО заслуживающими внимания.
Согласно статье 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7, 8).
При этом под региональным оператором по обращению с ТКО в силу абзаца 27 статьи 1 Закона N 89-ФЗ понимается юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются, и места накопления которых находятся в зоне деятельности данного регионального оператора.
Пункт 1 статьи 13 Закона N 89-ФЗ устанавливает, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156) потребителями являются собственники ТКО или уполномоченные ими лица, заключившие или обязанные заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Обязанность потребителей осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО установлена пунктом 9 Правил N 1156.
Пункт 10 указанных Правил устанавливает перечень способов складирования ТКО в местах накопления ТКО, а именно в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
При этом согласно пунктом 15 Правил N 1156 потребителям запрещено складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила).
В соответствии с названными Правилами места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 3); в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Таким образом, к полномочиям органа местного самоуправления отнесено создание мест (площадок) накопления ТКО и согласование их создания для иных лиц, на которых законом возложена такая обязанность.
При этом реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов; реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (пункты 11 и 12 Правил).
Таким образом, ответчик несет обязанность по складированию ТКО только в соответствующих законодательству местах накопления, которым является не любая организованная потребителем контейнерная площадка, а только та площадка, которая помимо того, что включена органом местного самоуправления в реестр мест накопления ТКО, должна быть в установленном порядке включена в территориальную схему Самарской области.
По пункту 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Из вышеуказанных положений следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Кроме того, сведения, отраженные в территориальной схеме обращения с отходами, учитываются при установлении предельных тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО (пункт 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Из названных положений Кодекса следует, что оплате подлежат только фактически оказанные услуги.
Услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
В силу требований действующего законодательства региональный оператор вывозит ТКО со всех контейнерных площадок, включенных в реестр мест накопления и территориальную схему.
В случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказывать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.
Если собственник ТКО докажет, что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществлял, в иске последнего о взыскании платы за оказание услуг должно быть отказано.
В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что вывод судов нижестоящих инстанций о надлежащем оказании ответчику услуг по вывозу ТКО является преждевременным.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
Согласно части 1 статьи 196 данного кодекса при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Данные требования в силу части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Поскольку допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются существенными и непреодолимыми, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, решение Промышленного районного суда г. Самары от 25 января 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 4 апреля 2024 г. подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в указанной части в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г. Самары от 25 января 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 4 апреля 2024 г. отменить, направить гражданское дело на новое рассмотрение в Промышленный районный суд г. Самары.
Председательствующий Е.С. Речич
Судьи Т.М. Крамаренко
О.С. Подгорнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.