Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу директора Государственного автономного учреждения социального обслуживания Московской области "Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации "Егорьевский" (далее - ГАУСО МО "КЦСОиР "Егорьевский", Учреждение) Головушкиной Л.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N42 Егорьевского судебного района Московской области от 16 октября 2023 года, решение судьи Егорьевского городского суда Московской области от 22 декабря 2023 года, вынесенные в отношении ГАУСО МО "КЦСОиР "Егорьевский" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N42 Егорьевского судебного района Московской области от 16 октября 2023 года оставленным без изменения решением судьи Егорьевского городского суда Московской области от 22 декабря 2023 года, ГАУСО МО "КЦСОиР "Егорьевский" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, директор Учреждения Головушкина Л.В. ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность, прекращении производства по делу.
Егорьевская городская прокуратура Московской области, извещенная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражения на нее не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных, привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее Закон о противодействии коррупции), влечет наложение административного штрафа должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 статьи 12 названного Закона, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).
Из материалов дела следует, что проведенной Егорьевской городской прокуратурой на основании решения о проведении проверки соблюдения требований действующего законодательства о противодействии коррупции в ГАУСО МО "КЦСОиР "Егорьевский" (реорганизовано в форме присоединения с переименованием из ГАУСО МО "КЦСОиР "Журавушка" на основании распоряжения Правительства Московской области от 22 мая 2022 года N 374-РП "О реорганизации государственных учреждений социального обслуживания Московской области, подведомственных Министерству социального развития Московской области") установлено, что ФИО6 работала в ОМВД России по городскому округу Егорьевск и 14 июля 2022 года уволена с должности старшего инспектора (по делам несовершеннолетних) ОУУП и ПДН на основании приказа от 14 июля 2022 года N 329 л/с.
С 22 августа 2022 года ФИО6 согласно приказу от 22 августа 2022 года N 115-К и трудовому договору N 54 от 22 августа 2022 года принята на работу в ГАУСО МО "КЦСОиР "Журавушка" (структурное подразделение - пищеблок) на должность буфетчика; при этом в нарушение действующего законодательства в ОМВД России по городскому округу Егорьевск сообщение от 1 сентября 2022 N 24.01.07-исх. о заключении трудового договора с ФИО6, как лицом, ранее замещавшим должность федеральной государственной службы в МВД РФ, направлено 18 октября 2022 года.
Ранее занимаемая ФИО6 должность старшего инспектора по делам несовершеннолетних в соответствии с пунктом 7.1 Перечня должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Приказом МВД России от 16 декабря 2016 N 848, включена в перечень должностей государственной службы, после увольнения с которых в течение 2 лет на гражданина налагается обязанность при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.
При оформлении на работу в ГАУСО МО "КЦСОиР "Журавушка" ФИО6 работодателю была предоставлена автобиография, анкета и трудовая книжка со сведениями о прохождении службы в органах внутренних дел.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Учреждения постановлением мирового судьи, с выводами которого согласилась вышестоящая судебная инстанция, к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, решением о проведении проверки, трудовым договором, трудовой книжкой, запросом о предоставлении списка уволенных сотрудников, списком уволенных сотрудников, выпиской из ЕГРЮЛ и иными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры).
При этом, исходя из смысла статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учреждение имело возможность обеспечить выполнение установленных законодательных требований в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы об отсутствии у Учреждения обязанности сообщать о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим, отсутствии состава правонарушения основаны на ошибочном толковании заявителем приведенных выше положений статьи 12 Закона о противодействии коррупции, противоречат разъяснениям, изложенным в пункте 5 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и правовой позиции, сформулированной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25 ноября 2020 года (пункт 63).
Постановление о привлечении ГАУСО МО "КЦСОиР "Егорьевский" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах, предусмотренных санкцией статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N42 Егорьевского судебного района Московской области от 16 октября 2023 года, решение судьи Егорьевского городского суда Московской области от 22 декабря 2023 года, вынесенные в отношении Государственного автономного учреждения социального обслуживания Московской области "Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации "Егорьевский" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора Учреждения Головушкиной Л.В. - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения учреждения к административной ответственности за нарушение требований о сообщении о трудовом договоре с бывшим государственным служащим. Установлено, что учреждение не выполнило обязательства по уведомлению, что стало основанием для наложения штрафа. Доводы о незаконности решений судов первой и апелляционной инстанций отклонены как необоснованные.