Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Александровой К.А, судей Чумакова Ю.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Брянской области на решение Брянского областного суда от 11 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 февраля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Брянской области к правительству Брянской области об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением правительства Брянской области от 17 октября 2022 года N 441-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений (далее также - Порядок N 441-п).
Пунктом 8 Порядка N 441-п предусмотрено, что департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области на основании данных, содержащихся в сводном списке, производит отбор кандидатур детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствующем муниципальном образовании, исходя из времени возникновения у ребенка-сироты права на предоставление жилого помещения, и направляет сведения о них в орган местного самоуправления.
В случае отсутствия информации о месте жительства (месте нахождения) ребенка-сироты, подлежащего обеспечению жилым помещением, и его неустановления вследствие предпринятых мер органами местного самоуправления департамент семьи представляет в орган местного самоуправления сведения о следующем по списку ребенке-сироте для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.
Первый заместитель прокурора Брянской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением с учетом уточнений о признании не действующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 8 Порядка N 441-п в части слов: "производит отбор кандидатур детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствующем муниципальном образовании, исходя из времени возникновения у ребенка-сироты права на предоставление жилого помещения... ".
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемое положение Порядка фактически устанавливает очередность для реализации данной категорией граждан права на предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, что противоречит Федеральному закону от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее также - Федеральный закон N 159-ФЗ).
Решением Брянского областного суда от 11 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 февраля 2024 года, административное исковое заявление удовлетворено. Пункт 8 Порядка N 441-п в указанной части признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе, поступившей 22 мая 2024 года в суд первой инстанции, правительство Брянской области просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Повторяя ранее приведенные в нижестоящих судах доводы, указывает на допущенное судами неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Прокуратурой Брянской области представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что по настоящему административному делу предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра в кассационном порядке судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Разрешая спор и удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят правительством Брянской области в пределах полномочий с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и введения в действие.
Вместе с тем с учетом положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Закона Брянской областиот 29 декабря 2012 года N 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Брянской области" суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии в части оспариваемого постановления правительства Брянской области нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку в нем установлены дополнительные, не закрепленные федеральным законодательством, основания предоставления жилых помещений, исходя из времени возникновения права у детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями по договорам найма в соответствии с очередностью, однако субъекты Российской Федерации не вправе определять дополнительные меры или препятствия, ограничивающие реализацию вышеуказанной категорией лиц права на обеспечение жилыми помещениями.
Кроме того, суды пришли к выводу, что содержания оспариваемой нормы пункта 8 Порядка N 441-п в части слов "исходя из времени возникновения права" свидетельствует о наличии неопределенности в понимании смысла нормы, возможности ее неоднозначного толкования.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц определены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В статье 3 Федерального закона N 159-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Таким образом, обязательным условием реализации права на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является отсутствие у указанных лиц или членов их семей жилых помещений, используемых по договорам социального найма, либо принадлежащих на праве собственности.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Брянской области регулируются Законом Брянской области от 29 декабря 2012 года N 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Брянской области" (далее - Закон Брянской области N 107-З).
В соответствии со статьей 4 Закона Брянской области N 107-З жилые помещения предоставляются лицам, включенным в список, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 1).
Порядок предоставления жилых помещений устанавливается нормативным правовым актом Правительства Брянской области (пункт 2).
Постановлением правительства Брянской области от 17 октября 2022 года N 441-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, определяющий механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
Указанное постановление опубликовано на официальном Интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 19 октября 2022 года.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 441-п жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Брянской области, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Пункт 8 Порядка N 441-п предусматривает, что департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области (в настоящее время - департамент социальной политики и занятости населения Брянской области) на основании данных, содержащихся в сводном списке, производит отбор кандидатур детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствующем муниципальном образовании, исходя из времени возникновения у ребенка-сироты права на предоставление жилого помещения, и направляет сведения о них в орган местного самоуправления.
Как разъяснено в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ указание на формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с очередностью, в связи с чем приведенная в пункте 8 Порядка N 441-п формулировка, предусматривающая отбор уполномоченным органом кандидатур детей-сирот исходя из времени возникновения у ребенка-сироты права на предоставление жилого помещения, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Иная оценка автором кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Брянского областного суда от 11 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу правительства Брянской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 30 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.