Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Данилкина А.Л., рассмотрев жалобу защитника Чичева Тимофея Георгиевича, действующего на основании доверенности в интересах муниципального бюджетного учреждения "Благоустройство", на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Нытвенского судебного района Пермского края от 24 мая 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального бюджетного учреждения "Благоустройство",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Нытвенского судебного района Пермского края от 24 мая 2023года муниципальное бюджетное учреждение "Благоустройство" (далее также - МБУ "Благоустройство", учреждение, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Чичёв Т.Г. просит отменить постановление мирового судьи, прекратить производство по делу на основании пункта 5.1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Федеральный закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, помимо прочего, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Согласно пункту 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 Дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
В силу пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, осуществляемых в установленные сроки (в частности для зимней скользкости установлены в зависимости от категории дорог от 4 до 12 часов с момента ее обнаружения, для рыхлого снега от 3 до 12 часов с момента окончания снегопада и (или) метели)
Согласно пункту 8.2 ГОСТ Р 50597-2017 во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IA - III допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1(2) см, на дорогах категории IV - не более 2 (4) см, на всех группах улиц - 5 см.
В силу пункта 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 формирование снежных валов на улицах не допускается: на пересечениях улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в пределах треугольника видимости; ближе 10 м от пешеходного перехода; ближе 20 м от остановочного пункта маршрутных транспортных средств; на тротуарах.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
При рассмотрении дела установлено, что 13 марта 2023 года в период с 15 часов 30 минут по 16 часов 20 минут в ходе надзора за состоянием улично-дорожной сети в г. Нытва по поступившему требованию прокуратуры от 01 марта 2023 года исх. N 2-13-2023/150-23-20570026, а также по материалу КУСП N 1744 от 11 марта 2023 года, выявлены недостатки в ее содержании:
на улице Пермская, вблизи дома N 14, в месте расположения пешеходного перехода, обозначенного дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход", имеется снежный вал, высотой 1, 20 м, в нарушение требований п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы... ";
на улице Пермская, вблизи дома N 14, в месте расположения автобусной остановки, обозначенного дорожными знаками 5.16 "Место остановки автобуса", имеется снежный вал, в нарушение требований п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы... ";
на улице Переулок Торговый (вблизи дома N 18 ул. Жукова) в месте расположения пешеходного перехода, обозначенного дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход", имеется снежный вал, высотой не менее 1, 50м, в нарушение требований п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы... ";
от дома N 75а в направлении дома N 111 улицы К. Маркса на проезжей части улицы, которая находится в асфальтовом исполнении, имеется снежный вал, высотой не менее 40 см, в нарушение требований п.8.8 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы... ", на улице К.
Маркса вблизи дома N 88 в месте расположения пешеходного перехода, обозначенного дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход", имеется снежный вал, высотой 130 см, в нарушение требований п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы... ", на улице Оборина, вблизи дома N 4в, в месте расположения автобусной остановки, обозначенного дорожными знаками 5.16 "Место остановки автобуса", имеется снежно-ледяной накат, в нарушение требований п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы... ", на улице Оборина, вблизи дома N 4в, в месте расположения автобусной остановки, обозначенного дорожными знаками 5.16 "Место остановки автобуса", имеется снежный вал, в нарушение требований п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы... ", от дома N 50 в направлении дома N 23 и от дома N 17 в направление дома N 3 по проспекту Ленина на проезжей части улицы, которая находится в асфальтовом исполнении, с левой стороны проезжей части имеется снежно-ледяной вал, шириной не менее 120 см, при ширине дороги 6 м, в нарушение требований п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы... ", вблизи дома N 17 по проспекту Ленина с левой стороны проезжей части имеется снежно-ледяной вал, шириной не менее 2, 2м, высотой 25 см, в нарушение требований п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы... ", от дома N 21 в направление дома N 58 по улице Чкалова на проезжей части дороги, с правой стороны по направлению проспекта Ленина, имеется снежно-ледяные отложения в виде вала, в нарушение требований п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы... ", на проспекте Ленина вблизи дома N 15 в месте расположения автобусной остановки (автопавильон "Радужный"), на проезжей части дороги, имеется снежно-ледяной накат, в нарушение требований п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы... ", на проспекте Ленина вблизи дома N 15, в месте расположения автобусной остановки (автопавильон "Радужный"), на проезжей части дороги, отсутствуют дорожные
знаки 5.16 "Место остановки автобуса, в нарушение требований п. 6.2 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы... ", на улице Р. Люксембург от дома N 25 до дома N 22 по улице Чапаева, на проезжей части дороги, которая находится в асфальтовом исполнении, имеется снежно-ледяной накат, в нарушение требований п. 8.8 ГОСТ Р 50597- 2017 "Дороги автомобильные и улицы... ", на улице Комарова вблизи дома N 15 в месте расположения пешеходного перехода, обозначенного дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход", с правой стороны, по направлению улицы Островского, имеется снежный вал, высотой 120см, в нарушение требований п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы... ", на улице Луговая, вблизи дома N 22, в месте расположения автобусной остановки отсутствуют дорожные знаки 5.16 "Место остановки автобуса", в нарушение требований п. 6.2 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы... ".
Обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения, по обеспечению безопасности дорожного движения на них возложена на МБУ "Благоустройство".
В связи с несоблюдением требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог на указанных выше улицах в г. Нытва в отношении МБУ "Благоустройство" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела учреждение привлечено к административной ответственности.
Установленные по делу обстоятельства подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия учреждения правомерно квалифицированы по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные в жалобе обстоятельства не исключают вины МБУ "Благоустройство" в невыполнении им обязанности по содержанию автомобильных дорог, надлежащее выполнение которой исключало бы сам факт наличия нарушения ГОСТ Р 50597-2017.
Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих выполнению МБУ "Благоустройство" возложенных на него обязанностей по надлежащему содержанию автомобильных дорог, в дело не представлено, в связи с чем учреждение обоснованно привлечено к административной ответственности. Имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, учреждение не приняло все необходимые меры по соблюдению требований обеспечения безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог.
Доводы жалобы о наличии оснований для применения пункта 5.1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм права.
Указанные нормативные акты действовали на момент совершения вменяемого административного правонарушения и вынесения оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Таким образом, нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
При назначении административного наказания мировым судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Наказание назначено в соответствии с санкцией нормы является законным и обоснованным.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Нытвенского судебного района Пермского края от 24 мая 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного учреждения "Благоустройство" оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции А.Л. Данилкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения учреждения к административной ответственности за нарушение требований безопасности дорожного движения при содержании дорог, выявив наличие снежных валов и других препятствий на проезжей части. Жалоба защитника отклонена, так как не представлены доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, препятствующих выполнению обязательств по содержанию дорог.