Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сапрыгиной Л.Ю, судей Ладейщиковой М.В, Данилкиной А.Л, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры администрации Коркинского муниципального округа на решение Коркинского городского суда Челябинской области от 15 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19 марта 2024 года, принятые по делу N2-1230/2023 по иску прокурора города Коркино, действующего в интересах муниципального образования "Коркинский муниципальный округ" и неопределенного круга лиц, к администрации Коркинского муниципального округа о возложении обязанности, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы и возражений на жалобу, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкину А.В, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г.Коркино Челябинской области обратился в суд с иском в интересах муниципального образования "Коркинский муниципальный округ", неопределенного круга лиц к администрации Коркинского муниципального округа, Управлению ЖКХ и инфраструктуры администрации Коркинского муниципального округа о возложении обязанности Администрацию Коркинского муниципального округа, Управление ЖКХ и инфраструктуры администрации Коркинского муниципального округа в соответствии с положениями ч. 17 ст. 161 Жилищного кодекса РФ определить управляющую организацию в отношении многоквартирных домов по адресу: Челябинская область, г.Коркино, ул. Яблочная, 4, ул.Пушкова, 6, ул.Керамиков, 4, ул.Керамиков, 13, ул.Керамиков, 14 в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу; в соответствии с положениями ч.4 ст.161 Жилищного кодекса РФ провести открытый конкурс по отбору управляющей организации в многоквартирных домах по адресу: Челябинская область, г.Коркино, ул. Яблочная, 4, ул.Пушкова, 6, ул.Керамиков, 4, ул.Керамиков, 13, ул.Керамиков, 14, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Коркинского городского суда Челябинской области от 15 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19 марта 2024 года, требования прокурора г.Коркино Челябинской области в интересах муниципального образования "Коркинский муниципальный округ", неопределенного круга лиц удовлетворены частично. На Управление ЖКХ и инфраструктуры администрации Коркинского муниципального округа возложена обязанность определить управляющую организацию в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: Челябинская область, г.Коркино, ул. Яблочная, 4, ул.Пушкова, 6, ул.Керамиков, 4, ул.Керамиков, 13, ул.Керамиков, 14, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; провести открытый конкурс по отбору управляющей организации в многоквартирных домах, расположенных по адресу: Челябинская область, г.Коркино, ул. Яблочная, 4, ул.Пушкова, 6, ул.Керамиков, 4, ул.Керамиков, 13, ул.Керамиков, 14, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении исковых требований прокурора к Администрации Коркинского муниципального округа отказано.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06 июня 2024 года осуществлен переход к рассмотрению данного дела по кассационной жалобе Управления ЖКХ и инфраструктуры администрации Коркинского муниципального округа по правилам административного судопроизводства, гражданское дело передано на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Управления ЖКХ и инфраструктуры администрации Коркинского муниципального округа поставлен вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе прокурору в удовлетворении требований.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор г.Коркино просит решение Коркинского городского суда Челябинской области от 15 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры администрации Коркинского муниципального округа - без удовлетворения.
В суде кассационной инстанции прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкина А.В. возражала против удовлетворения кассационной жалобы, полагая о законности принятых по делу судебных решений.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, выслушав прокурора, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из способов управления многоквартирным домом.
Согласно части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, прокуратурой г.Коркино проведена проверка исполнения жилищного законодательства по соблюдению прав граждан, проживающих в многоквартирных домах по адресам: Челябинская область, г.Коркино, ул. Яблочная, 4, ул.Пушкова, 6, ул.Керамиков, 4, ул.Керамиков, 13, ул.Керамиков, 14.
Проверкой установлено, что в указанных многоквартирных жилых домах способ управления собственниками помещений не выбран. Прокуратурой города в апреле 2023 года проведены проверочные мероприятия, в ходе которых установлено, что органом местного самоуправления меры по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления, в том числе указанными многоквартирными домами, не приняты.
По выявленным нарушениям закона главе Коркинского муниципального округа 04 апреля 2023 года внесено представление об устранении нарушений законодательства.
В ответе на представление Управление ЖКХ и инфраструктуры администрации Коркинского муниципального округа указало на то, что замечания, изложенные в указанном представлении, приняты к сведению, представление удовлетворено. Указанные многоквартирные дома остались без управления ввиду ликвидации управляющей организации, в обслуживании которой они находились. В 2022 году проводился конкурс по отбору управляющей организации многоквартирного дома по адресу: г.Коркино, ул.Яблочная, 4, который был признан несостоявшимся. Повторный конкурс до настоящего времени не проведен, управление многоквартирным домом не осуществляется.
Решением Собрания депутатов Коркинского муниципального округа от 08 декабря 2022 года N 93 утверждено положение об Управлении жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры администрации Коркинского муниципального округа, в соответствии с которым данное Управление создает условия для управления многоквартирными домами на территории Коркинского муниципального округа, организует в предусмотренных законодательством случаях проведение конкурсов по выбору управляющих организаций.
Постановлением Администрации Коркинского муниципального округа от 23 апреля 2021 года N 270 многоквартирный дом по адресу: г.Коркино, ул.Яблочная, 4 признан аварийным и подлежащим сносу.
01 сентября 2023 года в прокуратуру г.Коркино обратилась Кудинова В.А, проживающая по адресу: г.Коркино, ул.Яблочная, 4, с заявлением об ускорении переселения жителей из аварийного дома и помощи в ликвидации аварийных ситуаций.
Согласно акту проверки прокуратуры г.Коркино от 10 сентября 2023 года, подъезды N 1 и N 2 вышеуказанного многоквартирного дома подтоплены талыми водами.
По информации ГУ "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" от 15 сентября 2023 года, в многоквартирном доме по адресу: г.Коркино, ул.Яблочная, 4 сложились неблагоприятные условия для проживания в связи с подтоплением технического подполья и образованием сырости в жилых помещениях.
Согласно сообщению филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области в г. Коркино, г. Еманжелинске, Еткульском районе" от 18 сентября 2023 года, входная группа помещений каждого подъезда дома по адресу: г.Коркино, ул.Яблочная, 4 имеет признаки подтопления, управляющая организация у данного дома отсутствует..
Из объяснений жителей дома усматривается, что дом систематически подвергается подтоплению, в квартирах появляется плесень, сырость.
08 сентября 2023 года в прокуратуре г.Коркино состоялось оперативное совещание по вопросу принятия мер по недопущению подтопления сточными водами многоквартирного дома по адресу: г.Коркино, ул.Яблочкина, 4, ремонту объектов водоотведения, расположенных вблизи указанного дома. По результатам совещания Администрации Коркинского муниципального округа поручено в срок до 15 сентября 2023 года решить вопрос об обслуживании многоквартирного дома до определения управляющей организации, проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации.
26 сентября 2023 года Администрацией Коркинского муниципального округа предоставлена информация о многоквартирных домах, в которых управляющая организация не выбрана.
По сообщению Администрации Коркинского муниципального округа от 18 октября 2023 года, в многоквартирном доме по адресу: г.Коркино, ул.Яблочка, 4, имеется муниципальное имущество, а именно 57/100 доли в праве собственности на квартиру N7.
По результатам рабочего совещания, состоявшегося в прокуратуре г.Коркино 16 октября 2023 года, принято решение о возложении на Администрацию Коркинского муниципального округа обязанности в период с 09 октября 2023 года по 13 октября 2023 года проводить ежедневную разъяснительную работу с жителями многоквартирного дома по адресу: г.Коркино, ул.Яблочкина, 4 по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом.
В сообщении от 12 октября 2023 года Управление ЖКХ и инфраструктуры администрации Коркинского муниципального округа уведомило прокурора о том, что на 13 октября 2023 года назначено проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г.Коркино, ул.Яблочкина, 4 по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом.
Согласно протоколу от 25 октября 2023 года, общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, проведенное 13 октября 2023 года, признано неправомочным в связи с отказом собственников от участия в голосовании.
Кроме того, Управлением ЖКХ и инфраструктуры администрации Коркинского муниципального округа инициировано проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по адресу: по адресу: г.Коркино, ул.Пушкова, 6, ул.Керамиков, 4, ул.Керамиков, 13, ул.Керамиков, 14.
Согласно протоколу об отсутствии кворума на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г.Коркино, ул.Пушкова, 6 от 20 июля 2023 года, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме признано неправомочным по причинам отсутствия кворума, присутствовали 2 собственника из 13.
Согласно протоколу об отсутствии кворума не общем собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г.Коркино, ул.Керамиков14 от 22 августа 2023 года, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме признано неправомочным по причинам отсутствия кворума, присутствовали 4 собственника из 12.
22 августа 2023 проведены общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: г.Коркино, ул.Керамиков, 13, по итогам которых собственникам были переданы все необходимые документы дня принятия решения и подписания.
Согласно письмам вх. N от 25 августа 2023 года и вх. N от 13 сентября 2023 года, жители многоквартирных домов отказались от подписания необходимых документов и настаивали на проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации.
После проведения общих собраний собственников помещений в вышеуказанных многоквартирных домах Управлением ЖКХ и инфраструктуры администрации Коркинского муниципального округа на сайте Государственной информационной системы "Торги" размещена конкурсная документация для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по адресу: г.Коркино, ул. Яблочная, 4, ул.Пушкова, 6, ул.Керамиков, 4, ул.Керамиков, 13, ул.Керамиков, 14.
Открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок.
Кроме того, 05 декабря 2023 года Управлением ЖКХ и инфраструктуры администрации Коркинского муниципального округа были направлены письма в управляющие организации о предоставлении предложений об условиях добровольного назначения их для управления многоквартирными домами, в которых не выбран или не реализован способ управления.
В ответ на указанные письма, ООО УО "Виктория", ООО УО "Триумф", ООО УО "Фортуна", ООО УО "Стимул", ООО УО "Ритм" отказались от включения их в перечень управляющих организаций для управления многоквартирными домами по адресу: г.Коркино, ул. Яблочная, 4, ул.Пушкова, 6, ул.Керамиков, 4, ул.Керамиков, 13, ул.Керамиков, 14.
До настоящего времени способ управления вышеуказанными многоквартирными домами не определен, управляющая организация не выбрана.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования прокурора к Управлению ЖКХ и инфраструктуры администрации Коркинского муниципального округа, суд первой инстанции исходил из того, что Управлением ЖКХ и инфраструктуры администрации Коркинского муниципального округа не исполнены надлежащим образом обязанности по определению управляющей организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации в отношении многоквартирных домов по адресу: г.Коркино, ул. Яблочная, 4, ул.Пушкова, 6, ул.Керамиков, 4, ул.Керамиков, 13, ул.Керамиков, 14, что нарушает жилищные права собственников помещений указанных многоквартирных домов.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда согласилась с данными выводами суда первой инстанции, оставила решение суда без изменения по мотивам, изложенным в апелляционном определении, указав на то, что суд первой инстанции с учетом фактически установленных обстоятельств дела правильно применил к ним нормы материального права и разрешилспор в соответствии с законом.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Принятие административным ответчиком предусмотренного частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации решения обусловлено необходимостью обеспечения защиты прав собственников помещений в многоквартирных домах, создания благоприятных и безопасных условий для проживания граждан, обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, упорядочения процедуры передачи многоквартирного дома в управление управляющей организации.
Вместе с тем, предусмотренная частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Правил обязанность по принятию административным ответчиком решения по выбору управляющей организации для многоквартирных домов, указанных в административном иске, до настоящего времени администрацией не исполнена.
Доводы заявителя в кассационной жалобе об отсутствии со стороны администрации оспариваемого бездействия не основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах и выводов судов нижестоящих инстанций о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований не опровергают.
Приведенные администрацией в кассационной жалобе обстоятельства не свидетельствуют о принятии администрации исчерпывающих и своевременных мер, направленных на исполнение установленной законом обязанности по организации управления многоквартирными домами.
Ссылка в кассационной жалобе на отсутствие у прокурора правовых оснований для обращения в суд с иском в интересах муниципального образования "Коркинский муниципальный округ" и неопределенного круга лиц, подлежит отклонению.
Из пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Поскольку указанные в иске многоквартирные дома не имеют управляющей организации, и их обслуживание не осуществляется, что влечет разрушение имущества, нарушение жилищных интересов и прав жильцов указанных многоквартирных домов на благоприятные условия проживания, на безопасность жизни и здоровья, а также учитывая направления государственной политики в сфере ЖКХ, обращение прокурора в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц является правомерным.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены в принятых по делу судебных постановлениях.
Вопреки доводам кассационной жалобы, решение городского суда и апелляционное определение областного суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судами надлежащим образом, соответствует обстоятельствам и материалам административного дела.
В целом доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, повторяют правовую и процессуальную позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Коркинского городского суда Челябинской области от 15 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры администрации Коркинского муниципального округа - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 04 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.