Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-7205/2023 по иску Ракшаева Владимира Сергеевича к Государственному казенному учреждению Центр занятости населения Тюменской области о признании приказа незаконным, взыскании пособия по безработице, по кассационной жалобе Ракшаева Владимира Сергеевича на решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 29 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 29 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ракшаев В.С. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Центр занятости населения Тюменской области (далее по тексту - ГКУ ЦЗН ТО), в котором просил признать незаконным приказ от 13 октября 2022 года N286П 164/2218 "О признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице" в части; возложить обязанность исчислить средний заработок по последнему месту его работы исходя из имеющихся сведений, либо возложить обязанность истребовать дополнительные сведения у Пенсионного фонда Российской Федерации для целей исчисления среднего заработка по последнему месту работы, исчислить средний заработок по последнему месту работы истца исходя из полученных дополнительных сведений; обязать внести изменения в приказ от 13 октября 2022 года N 286П 164/2218 в части продолжительности выплаты пособия по безработице, определив ее периодом месяцев, даты, с которой должна осуществляться такая выплата, определив ее днем признания истца безработным, размера такого пособия, определив его в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы истца, исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; взыскать с ответчика пособие по безработице за периоды: со дня признания его безработным до 16 декабря 2022 года - в полном объеме, с 16 декабря 2022 года по дату окончания периода выплаты пособия по безработице, определенного в соответствии с требованиями за номерами 4.1, 4.2 настоящего искового заявления, - в размере разницы между суммами, определенными исходя из размера пособия, определенного в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы, исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и суммами фактически выплаченными ответчиком.
В обоснование исковых требований указано, что приказом ГАУ ЦЗН ТО от 13 октября 2022 года N 286П164/2218 "О признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице" ему было назначено пособие по безработице на период в 3 месяца с 16 декабря 2022 года в размере 1 725 руб. Как пояснили работники ответчика, пособие по безработице назначено в размере его минимальной величины (с учетом ее увеличения на размер районного коэффициента) в связи с тем, что в отношении него отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы, исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Истец считает вышеуказанные продолжительность выплаты и размер пособия по безработице необоснованными.
Решением Ленинского районного суда г. Тюмени от 29 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 29 января 2024 года, в удовлетворении исковых требований Ракшаева В.С. отказано.
В кассационной жалобе Ракшаев В.С. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения ответчика.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3976 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что приказом ГАУ ЦЗН ТО от 13 октября 2022 года N286П164/2218 "О признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице" Ракшаев В.С. признан безработным с 05 октября 2022 года и ему назначено пособие по безработице на период 3 месяца с 16 декабря 2022 года в размере 1 725 руб.
Решением Калининского районного суда г. Тюмени от 09 июня 2022 года по гражданскому делу N 2-3790/2022 по иску Ракшаева В.С. к Государственному автономному учреждению Тюменской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области" об отмене приказа об увольнении с работы, о восстановлении на работе, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 12 декабря 2022 года, отменен приказ (распоряжение) Государственного автономного учреждения Тюменской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области" о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) Ракшаевым В.С. N 517-лс от 10 марта 2022 года; Ракшаев В.С. восстановлен на работе в Государственном автономном учреждении Тюменской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области" в должности ведущего юрисконсульта с 12 марта 2022 года.
В период с 12 ноября 2021 года по 07 июля 2022 года на основании статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации Ракшаев В.С. приказом работодателя от 10 ноября 2021 года был отстранен от работы без сохранения заработной платы во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 18 октября 2021 года N 8, в связи с отсутствием вакцинации против новой коронавирусной инфекции.
Приказом ГАУ ТО "МФЦ" от 08 июля 2022 года N 1829-л в связи с отменой постановления Главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 18 октября 2021 года N 8, отстранение Ракшаева В.С. от работы отменено с 08 июля 2022 года.
11 июля 2022 года в отношении истца был объявлен простой по вине работодателя с оплатой 2/3 среднего заработка.
Приказом ГАУ ТО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области" N 2726-лс от 14 сентября 2022 года Ракшаев В.С. уволен 15 сентября 2022 года на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращение штата работников организации).
Решением Центрального районного суда г.Тюмени от 25 мая 2023 года признан незаконным приказ ГАУ ТО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области" N 2726-лс от 14 сентября 2022 года, Ракшаев В.С. восстановлен на работе в ГАУ ТО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области" в должности ведущего юрисконсульта с 16 сентября 2022 года, с ГАУ ТО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области" в пользу Ракшаева В.С. взыскан неполученный заработок за период с 16 сентября 2022 года по 25 мая 2023 года в размере 67 664, 04 руб.
Во исполнение решения Центрального районного суда г. Тюмени от 25 мая 2023 года приказом ГАУ ТО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области" N 1315-лс от 26 мая 2023 года приказ (распоряжение) от 14 сентября 2022 года N 2726-лс отменен, Ракшаев В.С. с 16 сентября 2022 года восстановлен на работе в должности ведущего юрисконсульта.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", исходил из того, что вступившими в законную силу судебными постановлениями Ракашев В.С. был восстановлен в занимаемой должности с момента увольнения, он не считался уволенным по сокращению численности и штата, не имел права на получение пособия по безработице, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным приказа ГАУ ЦЗН ТО от 13 октября 2022 года N286П164/2218.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части возложения на ответчика обязанности произвести начисления пособия по безработице, начиная со дня признания Ракшаева В.С. безработным до 16 декабря 2022 года, суд первой инстанции исходил из того, что принятие решения о начислении пособия по безработице относится к исключительной компетенции ответчика.
Проверяя законность и обоснованность принятого решения, суд апелляционной инстанции, приняв во внимание, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 04 сентября 2023 года решение Центрального районного суда г.Тюмени от 25 мая 2023 года отменено, в удовлетворении исковых требований Ракшаева В.С. об отмене приказа N 2726-лс от 14 сентября 2022 года, восстановлении на работе, взыскании неполученного заработка отказано, признал неправомерными выводы суда первой инстанции о том, что Ракшаев В.С. с момента принятия решения о восстановлении не считается уволенным и не вправе получать пособие по безработице, признал указанные выводы основанными на ошибочном толковании норм материального права.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о не согласии с датой назначенного пособия по безработице, его размером, суд апелляционной инстанции, с учетом положений Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, установив отсутствие у Ракшаева В.С. заработка в юридически значимый период ввиду отстранения от работы, признал правомерным назначение в пользу истца пособия по безработице с 16 декабря 2022 года, исчислении пособия по безработице исходя из минимальной величины пособия по безработице.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции с учетом выводов суда апелляционной инстанции, не находит.
Доводы кассационной жалобы Ракшаева В.С. о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции о правомерности установления ему пособия по безработице с 16 декабря 2022 года, о правильности определения размера пособия, отклоняются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (здесь и далее положения закона приведены в редакции, действовавшей до 01 января 2024 года) пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.
Согласно пункту 2 указанной статьи пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Пунктом 3 статьи 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого им по последнему месту работы (службы) были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация, пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.
Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что для граждан, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, период выплаты пособия по безработице не может превышать трех месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.
В силу статьи 34 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 года N 1552 (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 24 июня 2023 года N 1026), утверждены Правила исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы) (далее - Правила).
Данные Правила определяют порядок исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы) (далее - средний заработок).
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил средний заработок, за исключением указанных в пункте 3 настоящих Правил случаев, исчисляется для определения его размера в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", органами службы занятости на основе сведений о выплатах и иных вознаграждениях (далее - доход) по последнему месту работы (службы), на которые были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в следующем порядке:
а) средний заработок исчисляется за 3 месяца, предшествующие календарному кварталу перед месяцем подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы (далее - заявление), за исключением среднего заработка гражданина, уволенного в течение 12 месяцев, предшествовавших месяцу подачи заявления, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока, который исчисляется за 3 месяца, предшествовавшие календарному кварталу перед месяцем призыва на военную службу (далее - расчетный период);
б) в случае если в каком-либо из месяцев у гражданина отсутствовал доход, на который были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, при исчислении среднего заработка этот месяц (месяцы) исключается из расчетного периода;
в) средний заработок исчисляется путем деления суммы дохода гражданина, на который были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период, на количество месяцев в расчетном периоде;
г) в случае если в течение всего периода, приходящегося на 3-месячный срок, предшествующий календарному кварталу перед месяцем подачи заявления, у гражданина отсутствовал доход, на который были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, средний заработок определяется за предшествующий период, равный расчетному.
Подпунктом "г" пункта 3 Правил предусмотрено, что средний заработок исчисляется для определения его размера в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", работодателем в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 13 настоящих Правил, в случае если у гражданина отсутствовал доход по последнему месту работы (службы) в периоды, указанные в подпункте "г" пункта 2 настоящих Правил.
Согласно пункту 4 Правил, в случаях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, гражданин представляет в органы службы занятости справку работодателя о среднем заработке, подписанную руководителем и главным бухгалтером (при наличии) организации или индивидуальным предпринимателем.
Средний заработок работника исчисляется за последние 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующие месяцу увольнения (пункт 6 Правил).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 7 Правил при исчислении среднего заработка из указанного в пункте 5 настоящих Правил расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по независящим от работодателя и работника причинам.
В случае если работник за расчетный период не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному (пункт 8 Правил).
В случае если работник за расчетный период и до расчетного периода не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце увольнения (пункт 9 Правил).
Согласно пункту 20 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2021 года N 1909 "О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" в случаях, предусмотренных пунктом 3 Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 года N 1552 "Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)", зарегистрированный гражданин представляет справку о среднем заработке по последнему месту работы (службы).
Выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований соответствуют вышеприведенному правовому регулированию, фактическим обстоятельствам дела.
Доводы заявителя о том, что он фактически не был восстановлен решениями суда, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебных актов.
Доводы о том, что вопреки выводам суда апелляционной инстанции о том, что ему сохранен средний заработок по последнему месту работы в соответствии с положениями статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, ему не было выплачено выходное пособие, отклоняются.
Из материалов дела следует, что по вопросу выплаты выходного пособия Ракшаев В.С. обращался в Государственную инспекцию труда в Тюменской области.
Согласно ответу Государственной инспекции труда в Тюменской области на обращение Ракшаева В.С, имеющемуся в материалах дела, работодателем при его увольнении не была исполнена обязанность по выплате выходного пособия, так как работодатель полагает, что данное пособие выплачено Ракшаеву В.С. в марте 2022 года. Разъяснено право на обращение в суд.
Доводы заявителя о наличии у него дохода в марте 2022 года направлены на оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах, на переоценку представленных доказательств, тогда как в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции правом переоценки доказательств не наделен.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене судебных постановлений не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, к выражению несогласия с произведенной судами оценкой представленных по делу доказательств.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 29 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 29 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ракшаева Владимира Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.