Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 декабря 2006 г. N Ф04-8067/2006(29079-А27-7)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Объединение рынков "Кузбасс" (далее - ОАО "Объединение рынков "Кузбасс") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговойслужбы N 6 по Кемеровской области, г. Топки, (далее - инспекция) об отмене постановления от 25.05.2006 N 43 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращении производства по административному делу.
Решением от 12.07.2006 Арбитражного суда Кемеровской области оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Постановлением от 29.08.2006 апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые судебные акты в связи с нарушением арбитражным судом норм материального и процессуального права.
По мнению инспекции, факт непредставления обществом в момент его проверки документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, подтверждается материалами дела, не оспаривается заявителем, и правильно квалифицирован по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанным правонарушением ОАО "Объединение рынков "Кузбасс" нарушены пункты 12 и 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, с последующими изменениями, действовавшими в рассматриваемый период.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы инспекции и считает, что судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена проверка алкогольной продукции в филиале ЗАО "Объединение рынков "Кузбасс" - Топкинский рынок, расположенном по адресу: г.Топки, ул.Луначарского, 13, в ходе которой кладовщиком Савельевой О.П. не были предъявлены налоговому органу сертификаты соответствия и справки к товарно-транспортным накладным раздела А и Б на товар, находившийся на выставочной витрине, о чем составлен акт от 21.04.2006 N 0030 и протокол от 23.05.2006 N 40-60.
По результатам рассмотрения материалов проверки, объяснений по факту проверки инспекцией принято постановление от 25.05.2006 N 43, согласно которому ОАО "Объединение рынков "Кузбасс" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30 000 руб.
Вменяемое правонарушение мотивировано инспекцией нарушением ОАО "Объединение рынков "Кузбасс" положений пункта 2 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон от 22.11.1995) и пунктами 12 и 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила).
Не согласившись с указанным постановлением, ЗАО "Объединение рынков "Кузбасс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявление ОАО "Объединение рынков "Кузбасс", арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку непредставление сертификатов соответствия и справок к ТТК при проверке не относится к нарушению правил розничной торговли алкогольной продукции. Кроме того, суд установил, что пункты 12, 139 Правил не предусматривают обязанность хранения документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, непосредственно в торговой точке и непредставление их контролирующему органу не может квалифицироваться как нарушение пункта 12 Правил.
Данные выводы арбитражного суда являются ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права и не соответствующими имеющимся в деле доказательствам.
Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 2 статьи 16 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Пунктом 12 Правил предусмотрена обязанность продавца доводить до сведения покупателей полную и достоверную информацию о приобретаемой алкогольной продукции. Перечень необходимых сопроводительных документов на продаваемую алкогольную продукцию приведен в статье 10.2 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ и пункте 139 Правил.
Алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В силу статьи 23 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, пунктов 1, 6.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, частей 1, 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях налоговые органы вправе осуществлять проверку легальности оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и составлять протоколы об административном правонарушениях.
В данном случае инспекция установила, что в момент проверки продавцом не предъявлены документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, находящейся в розничной продаже, - сертификаты соответствия, справки к товарно-транспортным накладным раздела А, Б. Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются, а также подтверждаются материалами дела.
Наличие предусмотренных Законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ и Правилами документов на алкогольную продукцию, предъявление их после окончания проверки, в данном случае, при составлении протокола, не освобождает юридическое лицо от административной ответственности, поскольку непредъявление указанных выше документов уполномоченным представителям соответствующего органа образует самостоятельный состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку выводы арбитражного суда противоречат названным нормам материального права, но арбитражным судом установлены все фактические обстоятельства дела на основании правильной оценки всех представленных в материалы дела доказательствах, у суд кассационной инстанции имеются основания для отмены обжалуемых судебных актов и принятия нового судебного акта.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.07.2006 и постановление апелляционной инстанции от 29.08.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10885/2006-5 отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных ОАО "Объединение рынков "Кузбасс" требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 декабря 2006 г. N Ф04-8067/2006(29079-А27-7)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании