Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-10343/2023 по иску Наумниковой Валентины Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии, по кассационной жалобе Наумниковой Валентины Анатольевны на решение Центрального районного суда года Тюмени от 05 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 18 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Наумникова В.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области о возложении обязанности произвести перерасчёт страховой пенсии по старости с учётом отношения заработков за период 1988-2001 годы с даты назначения пенсии 09 марта 2016 года.
В обоснование заявленных требований указала, что с 09 марта 2016 года ей назначена страхования пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости установлена в размере 12 261 руб, из которых 6 838 руб. 40 коп. - повышенная фиксированная выплата за работу в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, 5 422 руб. 60 коп. - страховая пенсия. Отношение заработков за 2000-2001 годы составило 1, 192. Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Тюмени Тюменской области ей выдана справка, в которой указан размер страховой пенсии по старости. С учетом перерасчетов и индексаций размер пенсии с 01 января 2019 года составил 14 405 руб. 23 коп, из которых 8 001 руб. 29 коп. - повышенная фиксированная выплата за работу в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, 6 403 руб. 94 коп. - страховая пенсия. С 01 января 2020 года с учетом индексации размер пенсии составил 15 356 руб. 14 коп. Полагая, что размер пенсии должен быть больше, она в 2019 году самостоятельно получила справки о заработной плате за период работы с 1988 года по 2001 год. 12 декабря 2019 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о пересчете страховой пенсии, приложив полученные справки о заработной плате. После перерасчета размер её пенсии с 01 января 2020 года составил 18 740 руб. 50 коп, в том числе повышенная фиксированная выплата - 8 529 руб. 38 коп, страховая пенсия - 10 211 руб. 12 коп. Не согласившись с тем, что размер пенсии пересчитан лишь с 01 января 2020 года, а не с момента установления страховой пенсии по старости с 09 марта 2016 года, она 04 августа 2023 года обратилась к ответчику с требованием произвести перерасчет пенсии с даты назначения, в чём ей отказано.
Считает, что имеются все основания для проведения перерасчета пенсии с 09 марта 2016 года, то есть с момента её установления, поскольку ответчиком при назначении пенсии не разъяснено, что к заявлению приложены не все документы, необходимые для назначения пенсии и она была лишена возможности предоставить необходимые документы своевременно.
Решением Центрального районного суда года Тюмени от 05 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 18 марта 2024 года, Наумниковой В.А. отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Наумникова В.А. ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда года Тюмени от 05 декабря 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 18 марта 2024 года, как незаконных, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе дословно повторяет текст апелляционной жалобы. Настаивает на наличии оснований для проведения перерасчета пенсии с 09 марта 2016 года, то есть с момента установления пенсии по старости, поскольку ответчиком при назначении пенсии не было разъяснено, на каких условиях назначена пенсия, какие периоды работы включены в страховой стаж, не предложено представить дополнительные документы, необходимые для расчета пенсии. Не обладая специальными познаниями, в отсутствие необходимых разъяснений со стороны пенсионного органа, она была лишена возможности предоставить дополнительные документы о стаже и о заработной плате, что повлияло на размер пенсии. При указанных обстоятельствах считает, что перерасчет должен быть произведен с 09 марта 2016 года, а не с момента её повторного обращения. В данном случае статья 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не применима, поскольку пенсия получалась ею в заниженном размере по вине пенсионного органа.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 09 марта 2016 года Наумниковой В.А, "данные изъяты" года рождения, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" назначена досрочная страховая пенсия по старости.
На дату назначения размер пенсии Наумниковой В.А. составил 12 261 руб, из которых 6 838 руб. 40 коп. - повышенная фиксированная выплата за работу в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, 5 422 руб. 60 коп. - страховая пенсия; величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 73, 012, отношение заработной платы истца к заработной плате по Российской Федерации определено за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального лицевого счета и составило 1, 192.
В дальнейшем размер пенсии Наумниковой В.А. пересматривался. С учетом перерасчетов по страховым взносам и индексаций размер пенсии Наумниковой В.А. с 01 января 2019 года составил 14 405 руб. 23 коп, из которых 8 001 руб. 29 коп. - повышенная фиксированная выплата за работу в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, 6 403 руб. 94 коп. - страховая пенсия. С 01 января 2020 года с учетом индексации размер пенсии составил 15 356 руб. 14 коп.
12 декабря 2019 года Наумникова В.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости, представив справки о заработной плате за период с 1988 года по 2001 год.
В связи с предоставлением дополнительных документов о заработной плате пенсионным органом произведен перерасчет размера пенсии исходя из заработка за период работы с 1994 года по 1998 год - за 60 месяцев подряд. Указанный период признан пенсионным органом наиболее выгодным вариантом расчета размера пенсии, поскольку в таком случае отношение заработной платы истца к заработной плате по Российской Федерации составило 1, 698. В результате перерасчета размер пенсии истца с 01 января 2020 года составил 18 740 руб. 50 коп, из которых 8 529 руб. 38 коп. - повышенная фиксированная выплата за работу в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, 10 211 руб. 12 коп. - страховая пенсия, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 109, 797. Доплата пенсии за январь 2020 года произведена в феврале 2020 года.
Полагая, что размер пенсии с учетом представленных ею документов должен быть пересчитан с момента назначения страховой пенсии, а именно с 09 марта 2016 года, а не с 01 января 2020 года, Наумникова В.А. обратилась в суд.
Разрешая спор и отказывая Наумниковой В.А. в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что при назначении пенсии пенсионный орган осуществил комплекс необходимых мероприятий по обеспечению полноты и достоверности сведений о пенсионных правах застрахованного лица, учел периоды работы в полном объеме на основании документов, представленных ею.
Поскольку в соответствии с положениями статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения, установив, что заявление о пересчете пенсии подано Наумниковой В.А. 12 декабря 2019 года, ею представлены дополнительные документы, которые ранее в пенсионный орган не представлялись, при этом перерасчет размера пенсии произведен пенсионным органом с 01 января 2020 года, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушений пенсионных прав истца и об отсутствии оснований для перерасчета размера пенсии с даты назначения с 09 марта 2016 года.
Отклоняя аналогичные кассационной жалобе доводы апелляционной жалобы Наумниковой В.А. о невыполнении ответчиком при назначении страховой пенсии по старости в 2016 году обязанности разъяснить какие документы она должна предоставить для правильного определения размера пенсии, в случае если ею приложены не все необходимые документы, суд апелляционной инстанции указал, что при назначении истцу страховой пенсии по старости ответчик обоснованно исходил из представленных ею документов, а также имеющихся в распоряжении пенсионного органа документов, которых было достаточно для назначения пенсии; документы, влияющие на размер пенсии, были представлены истцом позднее, в связи с чем ответчиком произведён перерасчёт размера пенсии на основании положений статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Основания для установления иного размера страховой пенсии с момента её назначения отсутствовали.
Кроме того, судом апелляционной инстанции отмечено, что обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении и нарушении пенсионным органом положений закона при назначении Наумниковой В.А. страховой пенсии по старости в 2016 году не установлено, доказательств невыполнения пенсионным органом обязанности по разъяснению порядка и условий назначения пенсии и определении её размера, доказательств вины пенсионного органа в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено. Судом апелляционной инстанции указано, что необходимая информация в соответствии с Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утверждённым приказом Минтруда России от 19 января 2016 года N 14н размещена при входе в помещение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и (или) в залах ожидания на информационных стендах.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с приведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они сделаны при неправильном применении норм материального права и с нарушением норм процессуального права.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения Наумниковой В.А. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 09 февраля 2016 года).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила обращения за страховой пенсией).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а");
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а");
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в пунктах 63 и 64 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 года N 14н (документ действовал на дату обращения Наумниковой В.А. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 09 февраля 2016 года и утратил силу 24 февраля 2019 года). Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года N 16п утвержден новый Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, содержащий аналогичное правовое регулирование.
В приложении N 3 к Административному регламенту предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в пункте 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 года N77-ФЗ), действующего до 01 января 2023 года, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения. Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам, разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно, выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе. Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации, и принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов. В случае когда пенсионером своевременно не получена страховая пенсия по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Порядок расчета размера страховой пенсии по старости определен в статье 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, в соответствии с которой размер пенсии определяется с учетом индивидуального пенсионного коэффициента - параметра, отражающего в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных или уплаченных в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии (подпункт 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В силу части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ подлежат применению нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующие исчисление размера страховых пенсий.
В силу положений части 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ при расчете размера трудовой пенсии определяется отношение среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами, к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период. В этом же пункте установлены ограничения при исчислении отношения заработков.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Наумниковой В.А. о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с даты её назначения с 09 марта 2016 года приведенными выше нормативные положения, регулирующие порядок определения размера страховых пенсий по старости, не применили, хотя они частично приведены в судебных актах, в связи с чем не установили обстоятельства, имеющие значение для дела, и, как следствие, не выяснили, были ли допущены пенсионным органом нарушения при принятии и рассмотрении первоначального заявления Наумниковой В.А. о назначении пенсии от 09 февраля 2016 года, приведшие к назначению пенсии в сниженном размере.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные выше требования в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Наумниковой В.А, возражений ответчика, изложенных в письменном виде в форме отзыва на исковое заявление, являлось установление соблюдения пенсионным органом норм пенсионного законодательства при первоначальном расчете размера пенсии, в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности дать Наумниковой В.А. при ее первичном обращении 09 февраля 2016 года с заявлением о назначении страховой пенсии по старости полные, достоверные, достаточные и необходимые разъяснения о том, какие недостающие документы ей необходимо представить дополнительно не только для определения права на пенсионное обеспечение, но и для правильного, законного и обоснованного определения размера страховой пенсии по старости, при том, что сведения о всей трудовой деятельности имелись у пенсионного органа, поскольку отражены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, истцом при первоначальном обращении также представлена трудовая книжка.
Кроме того, юридически значимыми обстоятельствами также являлись:
предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу необходимых документов о стаже работы и о размере заработной платы истца в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся, в целях определения размера пенсии;
предлагалось ли истцу предоставить дополнительные документы о стаже работы и о размере заработной платы истца в целях определения размера пенсии;
является ли наиболее выгодным для истца, как об этом утверждалось ответчиком, произведенный в марте 2016 года пенсионным органом расчет размера пенсии исходя из отношения её заработной платы к заработной плате по Российской Федерации за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального лицевого счета, верно ли определена пенсионным органом величина индивидуального пенсионного коэффициента на дату назначения пенсии;
является ли наиболее выгодным произведенный пенсионным органом расчет размера пенсии истца, произведенный с 01 января 2020 года исходя из отношения её заработной платы к заработной плате по Российской Федерации за период работы с 1994 года по 1998 год - за 60 месяцев подряд, верно ли определена пенсионным органом величина индивидуального пенсионного коэффициента на дату перерасчета пенсии, принимая во внимание, что указанные показатели существенно влияют на размер пенсии, их изменение может привести к её увеличению, а также учитывая, что истцом заявлено требование о перерасчете размера пенсии с учетом заработка за период работы с 1988 года по 2001 год и представлены справки о размере заработной платы за указанный период.
Названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
Более того, судами неверно распределено между сторонами бремя доказывания юридически значимых обстоятельств.
Исходя из существа заявленного спора, принимая во внимание приведенные выше положения материального права, бремя доказывания соблюдения прав Наумниковой В.А. должно быть возложено на пенсионный орган, которому надлежало представить доказательства предоставления истцу всех необходимых разъяснений в целях верного определения размера пенсии уже с даты её назначения с 09 марта 2016 года. Тогда как, бремя доказывания нарушения своих прав необоснованно возложено на Наумникову В.А, о чем прямо указано в апелляционном определении, не смотря на то, что уже при обращении в суд истец указывала, что если бы ей при первоначальном обращении разъяснили возможность предоставления справок о размере заработка за весь период трудовой деятельности, размер назначенной пенсии увеличился.
Необоснованным признается вывод суда апелляционной инстанции о наличии у Наумниковой В.А. возможности получить необходимые разъяснения, поскольку из приведенных норм права не следует вывод о том, что разъяснительная работа пенсионным органом может вестись исключительно путем размещения информации при входе в помещение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и (или) в залах ожидания на информационных стендах, как об этом указано судом апелляционной инстанции. Сотрудниками пенсионного органа должна вестись индивидуальная разъяснительная работа с учетом конкретных обстоятельств и представленных заявителем документов. Размещение обобщенной информации не свидетельствует о соблюдении всех обязанностей возложенных на ответчика пенсионным законодательством, как об этом ошибочно указано судом апелляционной инстанции.
В результате неправильного применения норм права, регулирующих спорные отношения, приводимым Наумниковой В.А. доводам, а также представленным документам суды первой и апелляционной инстанций, вопреки требованиям статей 56, 67, 196 (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не дали надлежащей правовой оценки.
Ввиду изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии нарушений пенсионных прав Наумниковой В.А, об отсутствии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет пенсии с даты первоначального обращения с 09 марта 2016 года, являются неправомерными, не соответствующими нормам пенсионного законодательства. В результате нарушения норм материального права, формального подхода к рассмотрению дела, заявленный истцом спор судом первой инстанции не рассмотрен. Суд апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы Наумниковой В.А, аналогичные доводам кассационной жалобы, не рассмотрел, допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права не устранил.
При таких обстоятельствах решение Центрального районного суда года Тюмени от 05 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 18 марта 2024 года подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд года Тюмени.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда года Тюмени от 05 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 18 марта 2024 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд года Тюмени.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.