Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е. В, судей Васильевой Т. И, Кольцюка В. М.
при секретаре Хаметовой А. В, с участием прокурора ФИО15 Т. К, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-28/2024 по апелляционной жалобе ФИО15 С.В. на решение Тамбовского областного суда от 2 апреля 2024 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО15 С.В. о признании недействующими в части приказа комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 27 декабря 2021 года N892 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость", приказа министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области от 27 декабря 2022 года N770 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Кольцюка В. М, заключение прокурора ФИО15 Т. К, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 27 декабря 2021 года N892 определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Приказ опубликован 29 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) N6801202112290001, и на официальном сайте газеты "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru)
Приказом министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области от 27 декабря 2022 года N770 определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Приказ опубликован 27 декабря 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) N6801202212270008, и 29 декабря 2022 года на официальном сайте газеты "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
В Перечень на 2022 - 2023 годы под пунктами "данные изъяты" ("данные изъяты"), "данные изъяты" ("данные изъяты") включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
ФИО15 С. В, являющийся собственником указанного нежилого здания, обратился в Тамбовский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими пункты "данные изъяты" ("данные изъяты"), "данные изъяты" ("данные изъяты") Перечней на 2022 - 2023 годы.
В обоснование заявленных требований указано, что спорный объект не обладает признаками объектов налогообложения и не соответствует требованиям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Тамбовской области от 28 ноября 2003 года N170-З "О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области", и неправомерно включен в оспариваемые Перечни, тем самым на административного истца возложена обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Тамбовского областного суда от 2 апреля 2024 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО15 С. В. отказано.
В апелляционной жалобе, с учетом дополнений к апелляционной жалобе административный истец в лице представителя по доверенности ФИО14 Т. А. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что при вынесении решения судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны установленные в оспариваемом решении обстоятельства, а также неправильно применены нормы материального права, что привело к несоответствию выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
Тамбовским областным судом проигнорированы обязательные к исполнению всеми правоприменителями предписания, указанные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N46-П, Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 июня 2020 года N30-П и Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2023 года N2204-О, которые были также нарушены и административным ответчиком при включении нежилого здания в оспариваемые Перечни.
Также судом не учтен тот факт, что административным ответчиком не представлено доказательств того, что спорное здание и помещения в нем имеют самостоятельное торговое назначение и не предназначены для складской деятельности. Тогда как из представленного административным истцом технического заключения "данные изъяты" от 7 апреля 2024 года N следует, что фактическое использование здания в части торгового и административного назначения составляет менее 15%.
Относительно доводов апелляционной жалобы министерством имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области, прокурором Тамбовской области представлены письменные возражения об их необоснованности и законности принятого судом решения.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно, надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
Представителем административного ответчика министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО15 Т. К. заключением полагал, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда отсутствуют.
В соответствии со статьями 150, 307, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт в соответствующие налоговые периоды применялся к административному истцу суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Ломакин С. В. обладает правом на обращение с административным иском в суд.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 372 и 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, закона Тамбовской области от 28 ноября 2003 года N170-З "О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области", постановления администрации Тамбовской области N1227 от 11 декабря 2017 года "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Тамбовской области, для целей налогообложения", статьи 30 Закона Тамбовской области от 23 июня 2006 года N51-З "О правовых актах Тамбовской области", сделал верный вывод о принятии оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
В указанной части решение суда по доводам апелляционной жалобы не оспаривается.
При этом суд первой инстанции установил, что включение нежилого здания с кадастровым номером N в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых на 2022 - 2023 годы налоговая база определяется как их кадастровая стоимость соответствует действующему законодательству.
Судебная коллегия полагает названные выводы суда правильными, основанными на фактических обстоятельствах дела.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 Кодекса).
В пункте 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации указано на то, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3, 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым, торговым центром признаются отдельно стоящие нежилые здания (строение, сооружение), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, или предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, а именно административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу положений пункта 3 статьи 12 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 1.1 Закона Тамбовской области от 28 ноября 2003 года N170-3 "О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области" налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (за исключением административно-деловых центров, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями);
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (за исключением нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов административного дела, что административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 7 февраля 2024 года б/н).
В соответствии с пунктом 1.2. Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Тамбовской области, для целей налогообложения, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 11 декабря 2017 года N1227 (далее - Порядок), определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Тамбовской области (далее - объектов недвижимого имущества), для целей налогообложения осуществляется министерством имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (далее - министерство) с учетом рекомендаций постоянно действующей рабочей группы межведомственной комиссии Тамбовской области по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и погашению недоимки в консолидированный бюджет области и в государственные внебюджетные фонды, созданной распоряжением администрации области от 29 марта 2013 года N108-р (далее - рабочая группа межведомственной комиссии), на основании содержащихся по состоянию на 1 января года, предшествующего очередному налоговому периоду, сведений в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) и (или) в документах технического учета (инвентаризации); результатов обследований на дату их проведения.
Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области 12 февраля 2021 года и 4 февраля 2022 года в адрес административного ответчика была направлена содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости Тамбовской области информация о здании с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, имеющем наименование "магазин строительных материалов", назначение - нежилое здание, адрес: "адрес", а также о земельном участке с кадастровым номером N (в границах которого расположено данное здание), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - "для размещения магазина строительных материалов".
Данная информация на основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка, административным ответчиком была вынесена на рассмотрение рабочей группы межведомственной комиссии и по ее рекомендации названный объект недвижимости был включен в Перечни на 2022 - 2023 годы без проведения обследования в целях определения его фактического использования, исходя из содержащихся в ЕГРН сведений об объекте.
Учитывая, что принадлежащее административному истцу нежилое здание с наименованием "магазин строительных материалов" предназначено для осуществления торговой деятельности, расположено на земельном участке с единственным видом разрешенного использования "для размещения магазина строительных материалов", который прямо предусматривает размещение на нем торгового объекта, судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии оснований для включения здания в Перечни без проведения мероприятий по обследованию здания с целью установления его фактического использования.
Довод апелляционной жалобы о том, что данный вывод сделан без учета правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 12 ноября 2020 года N46-П судебная коллегия отклоняет, поскольку здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с видом разрешенного использования однозначно предполагающим размещение на нем торгового объекта. Кроме того, в границах названного земельного участка расположено только спорное здание.
В силу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в Перечень подлежат включению объекты недвижимости, отвечающие хотя бы одному из предусмотренных в ней условий, если иное не предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации, которому предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с названной статьей Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1.3 Порядка определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества осуществляется при формировании Перечня на очередной налоговый период; при рассмотрении поступивших от собственников объектов недвижимого имущества или их уполномоченных представителей, а также иных заинтересованных лиц заявлений: об исключении объектов недвижимого имущества из Перечня; о включении объектов недвижимого имущества в Перечень.
Рабочая группа межведомственной комиссии дает ТОГБУ "ЦОКСОН" рекомендации о необходимости обследования объектов недвижимого имущества, в отношении которых отсутствует возможность установить их соответствие особенностям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона области, исходя из содержащихся в ЕГРН сведений, в целях включения данных объектов недвижимого имущества в Перечень (пункт 2.6 Порядка).
Согласно пунктам 4.1, 4.2 Порядка лица, указанные в абзаце третьем пункта 1.3 Порядка (далее - заявители), в случае несогласия с включением объекта недвижимого имущества в Перечень либо невключением в него вправе направить в ТОГБУ "ЦОКСОН" заявление об исключении объекта недвижимого имущества из Перечня, либо о включении объекта недвижимого имущества в течение трех лет, начиная с первого числа налогового периода, на который определяется Перечень. По результатам рассмотрения заявления рабочая группа межведомственной комиссии принимает решение о необходимости либо об отсутствии необходимости обследования объекта недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, рабочая группа межведомственной комиссии по результатам рассмотрения заявления административного истца об исключении здания из Перечня пришла к выводу об отсутствии оснований для исключения объекта недвижимости из Перечней на 2022 - 2023 годы, ввиду соответствия объекта недвижимости требованиям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости и технической документации о наименовании, предназначении здания соответствующих виду разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание магазина, судебная коллегия приходит к выводу, что вопреки доводам апелляционной жалобы, необходимость проведения обследования спорного объекта в целях определения его фактического использования отсутствовала.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, поскольку данные доводы сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
Таким образом, решение Тамбовского областного суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тамбовского областного суда от 2 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО15 С.В. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.