Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шокало В.А. к Центру социального обеспечения Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ростовской области", Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ростовской области" о признании незаконными действий по удержанию из пенсии, о возложении обязанности выплатить удержанную пенсию и произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе Шокало В.А. на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 3 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шокало В.А. обратился в суд с иском к начальнику Центра социального обеспечения военного комиссариата Ростовской области, Военному комиссариату Ростовской области о признании незаконными действий по удержанию из пенсии, о возложении обязанности выплатить удержанную пенсию и произвести ее перерасчет.
В обоснование исковых требований указано, что истец проходил службу в вооруженных силах СССР, уволен по состоянию здоровья. На территории Украины, где он остался проживать после распада СССР, ему была назначена военная пенсия по инвалидности.
В период с 2014 по 2022 годы истец проживал на территории ДНР, где получал социальное пособие согласно Указу Главы ДНР от 29.04.2015 N162, пенсия ему не выплачивалась.
Прибыв на территорию Российской Федерации 26.04.2022, истец обратился в Военный комиссариат Ростовской области с заявлением о назначении ему пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1. В назначении пенсии истцу было отказано, в связи с чем он обратился в суд с иском. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 19.12.2022 суд обязал ответчика назначить Шокало В.А. пенсию по инвалидности с 28.04.2022.
В последующем, ответчик без обращения в судебные органы, незаконно стал производить удержания из пенсии истца, полагая, что за период с 28.04.2022 по 30.11.2022 образовалась переплата.
Действия ответчика по удержанию из пенсии не соответствуют закону ввиду того, что на территории ДНР истец получал не пенсию, а пособие согласно Указу Главы ДНР от 29.04.2015 N 162.
Кроме того, при назначении истцу пенсии на основании апелляционного определения неверно произведен ее расчет: в нарушение ст. ст. 23, 24, 25, 41 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 не учтена 100% надбавка по достижении 55-60 лет, не учтена 200% надбавка по 2-й группе инвалидности, размер пенсии определен без учета того, что в период службы в Германии истец получал денежное довольствие в двойном размере.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 мая 2023 года исковые требования Шокало В.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 3 августа 2023 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Шокало В.А. просит решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 3 августа 2023 года отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, хотя о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не допущено.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств, и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации и их семей" (далее также- Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются: а) на следующие категории лиц: лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
Согласно пункту "а" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества независимых государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в подпунктах "б" и "в" этой статьи), лиц, указанных в части 1 статьи 3 данного Закона, а также их семей осуществляется Министерством обороны России.
13 марта 1992 году между государствами - участниками Содружества Независимых Государств: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (утратило силу с 01.01.2023).
На основании статьи 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.
Статьей 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.
Согласно статье 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
В силу ч. 12 ст. 56 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лица, указанные в ст. 1 данного закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.
Согласно ч. 1 ст. 62 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с данным законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20% причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50% причитающейся ему пенсии.
Исходя из приведенного нормативного правового регулирования возложение на пенсионера ответственности по возмещению ущерба, причиненного органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, в виде удержания части суммы выплачиваемой ему на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсии за выслугу лет возможно, если установлена вина этого пенсионера в представлении недостоверных сведений в пенсионный орган для назначения и выплаты ему пенсии, а также если причиненный ущерб являлся следствием противоправных действий (или бездействия) пенсионера, неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него законом обязанностей. При этом причиненный пенсионером государству ущерб должен быть выражен в перерасходе средств при необоснованной выплате этому лицу пенсии.
Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 года N 71 "О признании Донецкой Народной Республики" Донецкая Народная Республика, учитывая волеизъявление ее народа, признана в качестве суверенного и независимого государства.
Также 21 февраля 2022 года в г. Москве подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой" (документ вступил в силу 25 февраля 2022 года, Россия ратифицировала данный документ (Федеральный закон от 22.02.2022 N 15-ФЗ).
В соответствии со ст. 9 Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой на территории каждой из Договаривающихся Сторон признаются документы, выданные государственными органами и органами местного самоуправления другой Договаривающейся Стороны.
Статья 8 указанного Договора, в которой, по существу, определяется действие на территории Донецкой Народной Республики законодательных и иных нормативных правовых актов в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, имеет целью ее интеграцию в российскую правовую систему при обеспечении максимальной стабильности правового регулирования и избежания в нем пробелов, затрудняющих реализацию прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со статьей 37 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" данный документ вступил в силу со дня вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Указанный Договор вступил в силу с 5 октября 2022 года (ратифицирован Федеральным законом от 04.10.2022 N 372-ФЗ).
В соответствии со ст. 7 указанного закона, регламентирующей вопросы воинской обязанности и военной службы, со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта военнослужащие, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики, воинских формированиях и органах Донецкой Народной Республики, продолжают проходить военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации до урегулирования в установленном законодательством Российской Федерации порядке вопроса о заключении указанными военнослужащими контрактов о прохождении военной службы при условии их соответствия требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, или об увольнении с военной службы. Указанные военнослужащие имеют установленный законодательством Российской Федерации статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Их воинские звания, документы об образовании и о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики, воинских формированиях и органах Донецкой Народной Республики, вооруженных силах, воинских формированиях и правоохранительных органах СССР, а также Украины, в которых предусмотрена военная служба, признаются в Российской Федерации и учитываются при исчислении в соответствии с законодательством Российской Федерации выслуги лет на военной службе для назначения пенсии и ежемесячной надбавки за выслугу лет, для решения вопросов о прохождении военной службы (часть 1 статьи 7 Закона).
Пунктом 2 статьи 14 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года N 5 ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" предусмотрено, что гражданам Донецкой Народной Республики, гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, приобретшим гражданство Российской Федерации, гарантируется предоставление пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме в размерах (объемах), установленных актами Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта вплоть до принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих особенности предоставления пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме таким гражданам и лицам.
В соответствии со ст. 31 вышеуказанного закона, регламентирующей особенности регулирования отдельных отношений на территории Донецкой Народной Республики, в течение переходного периода особенности предоставления пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме гражданам и лицам, указанным в части 1 статьи 14 настоящего Федерального конституционного закона, а также особенности правового регулирования отношений в сферах образования и науки на территории Донецкой Народной Республики устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 36 данного Закона установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта и до 1 января 2026 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции нового субъекта Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что до прибытия в Российскую Федерацию Шокало В.А, являющийся гражданином Российской Федерации с 30.10.2020, проживал в Донецкой Народной Республике, являлся получателем пенсии по инвалидности по линии Пенсионного фонда ДНР.
После начала военной операции на Украине в связи с ситуацией на территории ДНР с учетом опасности проживания на территории Донецкой Народной Республики и после гибели жены истца, Шокало В.А. вместе с сыном прибыл в г. Ростов-на-Дону.
28 апреля 2022 года Шокало В.А. обратился с заявлением о назначении пенсии по инвалидности в Военный комиссариат Советского и Железнодорожного районов г. Ростова-на-Дону. В назначении пенсии истцу отказано. За восстановлением нарушенного права Шокало В.А. обратился в суд.
Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 04.08.2022 в удовлетворении требований Шокало В.А. об обязании назначить пенсию отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 07.10.2022 решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону отменено и принято новое решение, которым суд обязал ФКУ Военный комиссариат Ростовской области назначить Шокало В.А. пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 с 28 апреля 2022 года.
Также судом установлено, что по состоянию на 07.10.2022, дату принятия решения, отсутствовали документы пенсионного дела Шокало В.А. в связи с трудностью сообщения с ДНР. Пенсионное дело поступило в ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" 17.02.2023. Согласно аттестату N Пенсионного фонда ДНР от 31.01.2023 и сопроводительному письму Пенсионного фонда ДНР N от 31.01.2023, Шокало В.А. получал на территории Украины, а затем и ДНР с 07.04.2000 по 30.11.2022 пенсию по инвалидности, которая назначена по нормам Закона Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц".
Согласно заявлению-обязательству Шокало В.А. от 28.04.2022, он обязуется в добровольном порядке в соответствии со ст. 56 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 возместить излишне выплаченные суммы пенсии.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции руководствуясь положениями Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики", Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации и их семей", Соглашения о гарантиях и компенсациях граждан государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1991 (действовавшего до 01.01.2023), Указа Президента Российской Федерации от 21.02.2022 N71 "О признании Донецкой Народной Республики", Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой" от 21.02.2022, исходил из того, что Шокало В.А. в период с 07.04.2000 по 30.11.2022 получал на территории Украины, а затем в ДНР пенсию по инвалидности, тогда как на территории Российской Федерации пенсия по инвалидности ему была назначена и он ее получает с 28.04.2022.
Дополнительно суд указал, что Шокало В.А. не мог не знать о том, что получает одновременно две пенсии по одному основанию, однако об этом ответчику не сообщил, в связи с чем суд посчитал, что пенсия ответчиком была излишне выплачена истцу вследствие злоупотребления с его стороны.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия также указала, что предусмотренных Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1оснований для получения одновременно двух пенсий по одному основанию (по инвалидности) у Шокало В.А. не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, так как они основаны на правильном применении норм материального права и на установленных по делу обстоятельствах.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что, что истец на территории ДНР получал не пенсию, а пособие в соответствии с Указом Главы Донецкой Народной Республики от 29.04.2015 N 162 не могут быть приняты во внимание, поскольку судом, из представленных Пенсионном фондом ДНР документов, установлено, что истец до 30.11.2022 являлся получателем пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц".
Доводы жалобы об отсутствии у ответчика оснований для удержания денежных средств из пенсии без решения суда, являлись предметом оценки суда и обоснованно признаны несостоятельными. Принимая решение о взыскании переплаченной суммы, суды учитывали наличие обязательства истца в добровольном порядке (бесспорно) возвратить излишне выплаченные суммы.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, по сути, полностью повторяют доводы апелляционной жалобы, аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводов судов первой и апелляционной инстанций по обстоятельствам дела.
Между тем, в соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства по делу, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам, указанным в жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 3 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шокало В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.