Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Виноградовой О.В, Евтифеевой О.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Катангский район", поданную через суд первой инстанции 3 июня 2024 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 10 апреля 2024 г.
по административному делу N 2а-162/2023 по административному исковому заявлению администрации муниципального образования "Катангский район" к межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, судебному приставу-исполнителю Войтову Александру Николаевичу, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, специализированному отделению судебных приставов по Иркутской области, Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов о признании постановления незаконным, освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
администрация муниципального образования "Катангский район" обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУ ФССП России по Иркутской области Войтова А.Н. от 18 октября 2023 г. о взыскании исполнительского сбора; уменьшении размера исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Требования мотивированы тем, что решением Катангского районного суда Иркутской области на администрацию МО "Катангский район" возложена обязанность устранить нарушения законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера путем создания и организации деятельности аварийно-спасательных служб на территории муниципальных образований района.
20 сентября 2023 г. МОСП по ИОИП ГУФССП России по Иркутской области возбуждено исполнительное производство, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена административным истцом 6 октября 2023 г.
На территории МО "Катангский район" отсутствуют потенциально опасные производственные объекты. Численность всего района составляет "данные изъяты" человек. В Катангском районе чрезвычайные ситуации могут возникнуть в результате весеннего половодья, то есть один раз в год и длительностью - до двух недель. Другие чрезвычайные ситуации, ликвидация которых относится к ответственности администрации, на территории района отсутствуют. В целях оперативного реагирования по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Катангский район, как зона ответственности, закреплен за Северным ПСО ОГКУ "Пожарно-спасательная служба Иркутской области".
Создание формирований потребует объемных затрат бюджетных средств. Невозможность исполнения также связана с тем, что бюджет на 2023 г. заложен и утвержден в декабре 2022 г, до возбуждения исполнительного производства. При этом средства местного бюджета составляют экономическую основу муниципального образования. Местный бюджет утверждается не администрациями муниципальных образований, а коллегиальным представительным органом. Кроме того, все населенные пункты Катангского района, кроме "данные изъяты", относятся к труднодоступным местностям, что также затрудняет фактическое исполнение решения суда.
18 октября 2023 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП ГУ ФССП России по Иркутской области Войтовым А.Н. вынесено постановление о взыскании с администрации МО "Катангский район" исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по названному исполнительному производству. Данное постановление административный истец считает незаконным и необоснованным.
Взыскание исполнительского сбора нарушает права и законные интересы должника. От исполнения решения суда должник не уклоняется, не бездействует. Между тем, по мнению административного истца, имеются непреодолимые обстоятельства, объективно препятствующие исполнению решения суда в. полном объеме в установленный срок.
Решением Катангского районного суда Иркутской области от 23 ноября 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено частично. Администрация МО "Катангский район" освобождена от уплаты исполнительского сбора, в удовлетворении требований о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 10 апреля 2024 г. решение Катангского районного суда Иркутской области от 23 ноября 2023 г. отменено в части освобождения администрации муниципального образования "Катангский район" от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУ ФССП России по Иркутской области Войтова А. Н. от 18 октября 2023 г. по исполнительному производству N полностью в размере 50 000 руб. Принято в отмененной части новое решение, в удовлетворении требований администрации муниципального образования "Катангский район" отказано, в остальной части решение Катангского районного суда Иркутской области от 23 ноября 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда. Выражает несогласие с отменой решения в части освобождения от уплаты исполнительского сбора. Указывает, что имеются основания для освобождения либо уменьшения размера исполнительского сбора. Полагает, что судом апелляционной инстанции не учтено, что исполнение решения суда требует значительных финансовых затрат, бюджет района программный, дотационный.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, что решением Катангского районного суда Иркутской области от 23 ноября 2021 г. по административному делу N 2а-55/2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 2 марта 2022 г, на администрацию МО "Катангский район" возложена обязанность по созданию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории Ербогаченского, Преображенского, Непского и Подволошинского муниципальных образований, обеспечив их содержание, в срок до 1 августа 2022 г. Судом выдан исполнительный лист 1 сентября 2023 г. серии N
20 сентября 2023 г. ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП ГУФССП России по Иркутской области возбуждено исполнительное производство N. Предмет исполнения - возложить на администрацию МО "Катангский район" обязанность по созданию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории Ербогаченского, Преображенского, Непского и Подволошинского муниципальных образований, обеспечив их содержание, в срок до 1 августа 2022 г. Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения - пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена должнику 20 сентября 2023 г. посредством ЕПГУ и получена им 24 сентября 2023 г, что подтверждается скриншотом программы АИС ФССП.
Кроме того, на основании постановления ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУФССП России по Иркутской области от 21 сентября 2023 г. о поручении, копия постановления о возбуждении исполнительного производства вместе с требованием и предупреждением о последствиях неисполнения решения суда в установленный срок вручена законному представителю должника лично 6 октября 2023 г.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУФССП России по Иркутской области Войтова А. Н. от 18 октября 2023 г. с должника администрации МО "Катангский район" взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб, в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, отсутствием доказательств, подтверждающих уважительность причин его неисполнения, в том числе вызванных чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. Копия постановления о взыскании исполнительского сбора направлена должнику посредством ЕПГУ 18 октября 2023 г. и получена им 25 октября 2023 г, что подтверждается сведениями из скриншота программы АИС ФССП.
Постановлением администрации МО "Катангский район" от 1 ноября 2023 г. N 420-п утверждено положение о нештатных аварийно-спасательных формированиях на территории МО "Катангский район", утвержден перечень нештатных аварийно-спасательных формирований на территории муниципального образования; руководителям предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих свою деятельность на территории МО "Катангский район" поручено: в срок до 20 декабря 2023 г. согласовать со специалистом ГО и ЧС и утвердить положения о соответствующих нештатных аварийно-спасательных формированиях; в срок до 30 декабря 2023 г. разработать планирующие документы аварийно-спасательных формирований и обеспечить подготовку необходимых сил и средств.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении административного иска в части признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУ ФССП России по Иркутской области Войтова А.Н. от 18 октября 2023 г. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству N от 20 сентября 2023 г, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по исполнению решения Катангского районного суда Иркутской области от 23 ноября 2021 г. возникла у должника администрации МО "Катангский район" с момента вступления решения суда в законную силу, то есть со 2 марта 2022 г. Решением суда установлен срок для его исполнения - до 1 августа 2022 г. Однако в установленный судом срок решение исполнено не было. Не было оно исполнено и в установленный постановлением судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 20 сентября 2023 г. срок для добровольного исполнения. Данные обстоятельства являлись основанием для взыскания судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора с должника, поскольку администрацией МО "Катангский район" не было представлено доказательств невозможности исполнения вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, в связи с чем, пришел к выводу о законности оспариваемого постановления.
Освобождая администрацию МО "Катангский район" от взыскания исполнительского сбора, суд первой инстанции пришел к выводу, что исполнение решения суда требует существенных временных и финансовых затрат, что свидетельствует о невозможности добровольного исполнения исполнительного документа в установленный в постановлении судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства пятидневный срок по объективным обстоятельствам, а так же тот факт, что должник действовал как добросовестный участник гражданских правоотношений, в поведении административного истца отсутствовали какие-либо признаки противоправности и виновности, а взыскание исполнительского сбора, размер которого составляет значительную сумму денежных средств, не будет отвечать принципам справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, поскольку приведет к возложению денежного взыскания на добросовестного участника гражданских правоотношений.
Судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой инстанции в части освобождения администрации муниципального образования "Катангский район" от уплаты исполнительского сбора. Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении в указанной части, принимая во внимание степень вины должника, продолжительное время, допущенного административным истцом бездействия по исполнению судебного акта, отсутствие каких-либо мер, принимаемых должником для исполнения судебного акта, доказательств, подтверждающих наличие условий для освобождения от взыскания исполнительского сбора не представлены, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований как для освобождения административного истца от исполнительского сбора, так и для его уменьшения.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции не было учтено следующее.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который определяется судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона N 229-ФЗ, если иное не установлено данным федеральным законом (часть 12 статьи 30 названного федерального закона).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, следовательно, привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии признака противоправности в поведении должника.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 78 постановления от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - постановление Пленума N 50) обратил внимание судов, что по смыслу части 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
С учетом положений части 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ и пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2015 г. N 654-О, пункт 75 постановления Пленума N 50).
Разрешая заявленные требования в оспариваемой части, суд первой инстанции отметил, что администрация МО "Катангский район", являясь органом местного самоуправления, в своей деятельности по решению вопросов местного значения ограничена бюджетным финансированием, который утверждается коллегиальным представительным органом на соответствующий год. В силу климатических условий северного района, транспортной труднодоступности местности, комплекс мероприятий по созданию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) формирований, требует существенных временных и финансовых затрат. Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности добровольного исполнения исполнительного документа в установленный в постановлении судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок по объективным обстоятельствам. Кроме того, судом принято во внимание, что во исполнение решения Катангского районного суда от 23 ноября 2021 г. по делу N 2а-55/2021 было принято постановление от 1 ноября 2023 г. N 420-п, которым созданы нештатные аварийно-спасательные формирования на территории муниципального района, в том числе на территории Ербогаченского, Преображенского, Непского и Подволюшинского муниципальных образований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку изложенное выше свидетельствует о том, что у органа местного самоуправления имелись объективные причины, препятствующие исполнению им исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, который является заведомо недостаточным.
Выводы суда апелляционной инстанции об обратном обстоятельствам административного дела не соответствуют. При таких данных апелляционное определение в обжалуемой части подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 10 апреля 2024 г. отменить в части отмены решения Катангского районного суда Иркутской области от 23 ноября 2023 г. об освобождении администрации муниципального образования "Катангский район" от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУФССП России по Иркутской области Войтова А.Н. от 18 октября 2023 г. по исполнительному производству N в размере 50 000 руб. и принятия нового решения. В отмененной части оставить в силе решение Катангского районного суда Иркутской области от 23 ноября 2023 г.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 июля 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.