Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Благодатских Г.В, судей Татаринцевой Е.В. и Попова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 42RS0023-01-2023-001468-37 по иску Баранова Вячеслава Викторовича к публичному акционерному обществу "Кузбассэнергосбыт" о защите прав потребителей
по кассационной жалобе Баранова В.В. на решение Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 11 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Татаринцевой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Баранов В.В. обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу "Кузбассэнергосбыт" (далее - ПАО "Кузбассэнергосбыт"), в котором просил суд признать незаконным отказ ПАО "Кузбассэнергосбыт" от 28 августа 2023 г. N в установке прибора учета электроэнергии, отвечающего требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. N 890, и предоставлении доступа к минимальному набору функций интеллектуальной системы учета электроэнергии в отношении прибора учета по адресу: "адрес", в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. N 890, с возможностью сохранения информации на бумажном носителе, по основаниям, указанным в ответе от 28 августа 2023 г. N ПАО "Кузбассэнергосбыт"; обязать ПАО "Кузбассэнергосбыт" провести мероприятия по установке прибора учета электроэнергии по адресу: "адрес", отвечающего требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. N 890; обязать ПАО "Кузбассэнергосбыт" провести мероприятия по предоставлению ему доступа к минимальному набору функций интеллектуальной системы учета электроэнергии в отношении прибора учета по адресу: "адрес", в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. N 890, с возможностью сохранения информации на бумажном носителе; взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб. и штраф в размере 50% от суммы удовлетворенного иска.
В обоснование иска указал, что ПAO "Кузбассэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком электрической энергии. Он является потребителем услуг ПАО "Кузбассэнергосбыт" по электроснабжению по адресу: "адрес".
11 марта 2022 г. по указанному адресу был установлен прибор учета СЕ 208 N. Он обратился в ПАО "Кузбассэнергосбыт" с заявлением о предоставлении информации о параметрах электроэнергии, подаваемой ответчиком, однако в предоставлении данной информации ему было отказано.
Данные обстоятельства нарушают его права как потребителя услуг, поскольку отсутствие информации (фиксируемой информации) о параметрах электрической сети не позволяет ему использовать электрическую сеть для подключения бытовых приборов, индикаторное устройство не позволяет сохранить мгновенные значения, отображаемые на дисплее прибора учета электроэнергии СЕ 208 "энергомера", и вынести информацию на бумажный носитель. Он не имеет возможности использовать информацию о мгновенных значениях расхода электроэнергии в связи с уклонением судами от исследования и оценки мгновенных значений расхода электроэнергии в форме фотофиксации дисплея индикаторного устройства прибора учета электроэнергии СЕ 208 "энергомера". Доступ к информации системы АИИС КУЭ ПАО "Кузбассэнергосбыт" также не обеспечило.
18 августа 2023 г. он обратился к ответчику с заявлением об установлении расчетного прибора учета по адресу: "адрес", отвечающего требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. N 890, и предоставлении доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии в отношении данного прибора с возможностью сохранения информации на бумажном носителе.
28 августа 2023 г. ПАО "Кузбассэнергосбыт" отказало в удовлетворении его требований.
Решением Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 11 октября 2023 г, с учетом определения Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 14 ноября 2023 г. об исправлении описки, в удовлетворении иска Баранову В.В. к ПАО "Кузбассэнергосбыт" о защите прав потребителей отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 февраля 2024 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Баранова В.В. изложена просьба об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанции, как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Кассатор полагает, что судами применён закон, не подлежащий применению, указывает на неверное толкование судами норм права, на неверное определение юридически значимых обстоятельств, на то, что установка 11 марта 2022 г. прибора учёта не соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. N 890.
Полагает, что ПАО "Кузбассэнергосбыт" как продавец электроэнергии несёт ответственность перед покупателем на основание Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и пункта 30 постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442.
Считает, что поскольку ПАО "Кузбассэнергосбыт" в соответствии с договором от 1 июля 2019 г. N, заключённым между ПАО "Кузбассэнергосбыт" и ПАО "МРСК Сибирь" (ПАО "Россети Сибирь"), обязано участвовать во вводе прибора учёта в эксплуатацию и подписывать акт его ввода в эксплуатацию, то ответчик обязан совершать действия, направленные на ввод прибора учёта в эксплуатацию.
Кроме того, ссылается на судебную практику по иным делам.
На кассационную жалобу ПАО "Кузбассэнергосбыт" поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам жалобы не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Баранов В.В. является потребителем электроэнергии, поставляемой ПАО "Кузбассэнергосбыт" в жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в связи с чем на имя истца открыт лицевой счет N.
18 августа 2023 г. Баранов В.В. обратился в ПАО "Кузбассэнергосбыт" с заявлением об установке расчетного прибора по вышеуказанному адресу в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. N 890 с возможностью сохранения информации на бумажном носителе.
На указанное заявление ответчиком дан ответ от 28 августа 2023 г, из которого следует, что 11 марта 2022 г. сетевой организацией - филиалом ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго-РЭС" по адресу: "адрес", установлен и введен в эксплуатацию прибор учета электроэнергии типа СЕ 208 N. Данный прибор принят к расчету, исправен, установлен на границе балансовой принадлежности. Согласно акту допуска приборов учета электроэнергии от 11 марта 2022 г. N, предоставленному сетевой организацией, срок поверки прибора учета - 2034 г. В связи с изложенным основания для замены прибора учета по адресу: "адрес", отсутствуют.
Разрешая спор, суд первой инстанции, не установив действий (бездействия) со стороны ПАО "Кузбассэнергосбыт", влекущих нарушение прав истца Баранова В.В. как потребителя электрической энергии, пришёл к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правым обоснованием, оставив решение без изменения.
В соответствии с пунктами 80, 80 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Начиная с 1 января 2022 г. допуску в эксплуатацию подлежат коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с учетом абзаца второго пункта 80 (1) настоящих Правил.
Установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил.
Определение мест установки приборов учета, установка, поверка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 (далее - Основные положения).
Для учета потребляемой электрической энергии подлежат использованию приборы учета класса точности, соответствующие требованиям Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), а также требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", при условии наличия таких приборов учета в свободном доступе на соответствующем товарном рынке.
При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящих Правил понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Согласно пункту 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению гарантирующие поставщики и сетевые организации обязаны осуществлять контроль соблюдения требований, при которых допускается использование прибора учета электрической энергии для коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также извещать заинтересованных субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии (мощности) и иных владельцев приборов учета электрической энергии о нарушении указанных требований.
Гарантирующие поставщики в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в отношении многоквартирного дома и помещений в многоквартирных домах, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, а также последующую их эксплуатацию.
Сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
Порядок реализации обязанностей, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящего пункта, в части приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и иного оборудования, используемых для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе состав такого оборудования, а также порядок реализации указанных обязанностей в отношении ветхих и аварийных объектов, точек поставки на розничных рынках, совпадающих с точками поставки, входящими в состав групп точек поставки на оптовом рынке, определяется правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках.
Субъекты электроэнергетики, потребители электрической энергии (мощности) и иные владельцы приборов учета электрической энергии не вправе препятствовать обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе использованию для этих целей данных, получаемых с использованием принадлежащих им приборов учета электрической энергии, и контролю за осуществлением коммерческого учета электрической энергии (мощности), включая проверку приборов учета электрической энергии, установленных в границах объектов, принадлежащих субъектам электроэнергетики или потребителям электрической энергии (мощности) на праве собственности или ином законном основании.
В соответствии с пунктом 136 Основных положений в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности): при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику).
Сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства, энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности) (за исключением установки и замены коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства.
Гарантирующие поставщики обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках в отношении расположенных в их зоне деятельности многоквартирных домов (за исключением помещений многоквартирных домов, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества), включая установку коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
Под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в соответствии с его назначением на всех стадиях его жизненного цикла со дня допуска в эксплуатацию и до выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также техническое обслуживание прибора учета и (или) иного оборудования (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимаются работы по монтажу такого прибора учета и (или) иного оборудования, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в точке поставки.
Под заменой прибора учета для целей настоящего документа понимаются работы по демонтажу ранее установленного прибора учета и (или) иного оборудования, которые используются для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) и работы по установке прибора учета.
Под утратой прибора учета для целей настоящего постановления понимается отсутствие результатов измерений и информации о состоянии такого прибора учета по истечении 180 дней с даты последнего снятия показаний с прибора учета, в том числе вследствие двукратного недопуска сетевой организации (гарантирующего поставщика в отношении коллективного (общедомового) прибора учета) к месту установки прибора учета в целях исполнения возложенных на соответствующего субъекта обязанностей.
Согласно пункту 151 Основных положений сетевые организации и гарантирующие поставщики осуществляют установку либо замену прибора учета в случаях, не связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии (мощности), а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
Установка прибора учета и допуск его к эксплуатации, в случае если такой прибор учета отсутствовал или вышел из строя, истек срок его эксплуатации по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее, должны быть осуществлены до 31 декабря 2023 г. В иных случаях установка, замена или с учетом положений пункта 136 настоящего документа поверка прибора учета электрической энергии и допуск к эксплуатации прибора учета электрической энергии должны быть осуществлены не позднее 6 месяцев: с даты выявления истечения срока поверки, срока эксплуатации, неисправности прибора учета в ходе проведения его проверки в установленном настоящим документом порядке; с даты признания прибора учета утраченным.
В силу статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии. В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. N 890 утверждены Правила предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) (далее - Правила).
Данные Правила устанавливают общие принципы предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) (далее - интеллектуальная система учета), перечень функций интеллектуальной системы учета и требования к ним, перечень функций приборов учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета, и требования к ним, порядок присоединения приборов учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета и предоставления доступа к ее функциям, требования по защите информации, размещаемой в интеллектуальной системе учета, от несанкционированного доступа к ней при ее сборе, передаче и хранении, требования к порядку обмена информацией в рамках функционирования интеллектуальных систем учета, ее форматам и протоколам обмена.
В силу пункта 2 данных Правил по всем приборам учета электрической энергии, допускаемым (вводимым) в эксплуатацию с 1 января 2022 г. для целей коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии и (или) предоставления коммунальных услуг по электроснабжению в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электроэнергетике", сетевая организация и (или) гарантирующий поставщик (далее - владельцы интеллектуальных систем учета) обеспечивают безвозмездное предоставление возможности использования функций интеллектуальной системы учета в порядке, установленном настоящими Правилами, субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, в отношении которых они обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (далее - пользователь интеллектуальной системы учета).
Предоставление пользователю интеллектуальной системы учета доступа к функциям интеллектуальных систем учета в отношении прибора учета электрической энергии должно быть обеспечено с момента присоединения соответствующего прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета соответствующего гарантирующего поставщика или сетевой организации.
Предоставление доступа к функциям интеллектуальных систем учета должно быть обеспечено в объеме, необходимом для реализации прав и обязанностей пользователей интеллектуальной системы учета, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе путем разграничения прав доступа пользователей интеллектуальной системы учета к функциям интеллектуальных систем учета.
Согласно пункту 3 Правил под прибором учета электрической энергии, присоединенным к интеллектуальной системе учета, для целей настоящих Правил понимается прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии и (или) предоставления коммунальных услуг по электроснабжению и присоединенный к интеллектуальной системе учета в соответствии с настоящими Правилами.
В силу пункта 6 Правил пользователями интеллектуальных систем учета сетевых организаций являются:
а) потребители электрической энергии - в отношении приборов учета электрической энергии, присоединенных к интеллектуальным системам учета, владельцами которых являются сетевые организации и которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности) в точках поставки по заключенным такими потребителями электрической энергии договорам оказания услуг по передаче электрической энергии;
б) гарантирующие поставщики - в отношении приборов учета электрической энергии, присоединенных к интеллектуальным системам учета, владельцами которых являются сетевые организации и которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности) в точках поставки в отношении обслуживаемых ими потребителей электрической энергии по заключенным такими гарантирующими поставщиками договорам оказания услуг по передаче электрической энергии, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь в объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;
в) энергосбытовые организации - в отношении приборов учета электрической энергии, присоединенных к интеллектуальным системам учета, владельцами которых являются сетевые организации и которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности) в точках поставки по заключенным такими энергосбытовыми организациями договорам оказания услуг по передаче электрической энергии;
г) сетевые организации - в отношении приборов учета электрической энергии, присоединенных к интеллектуальным системам учета, владельцами которых являются смежные сетевые организации и которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности) в точках поставки по заключенным такими сетевыми организациями договорам оказания услуг по передаче электрической энергии;
д) производители электрической энергии (мощности) - в отношении приборов учета электрической энергии, присоединенных к интеллектуальным системам учета, владельцами которых являются сетевые организации и которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности) в точках поставки по заключенным такими производителями электрической энергии (мощности) договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) на розничном рынке;
е) системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах - в отношении приборов учета электрической энергии, присоединенных к интеллектуальным системам учета, владельцами которых являются сетевые организации и информация по которым необходима для осуществления возложенных на такого субъекта функций (пункт в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений);
ж) организации коммерческой инфраструктуры (совет рынка, коммерческий оператор оптового рынка и иные организации, на которые в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка советом рынка возложены функции обеспечения коммерческой инфраструктуры) - в отношении приборов учета электрической энергии, присоединенных к интеллектуальным системам учета, владельцами которых являются сетевые организации и информация по которым необходима для осуществления возложенных на такие организации функций в отношении производителей электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа, и в отношении точек поставки оптового рынка электрической энергии (мощности).
Согласно пункту 8 вышеуказанных Правил владельцы интеллектуальных систем учета обязаны обеспечить пользователям интеллектуальных систем учета непрерывный доступ к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета, в том числе:
- при возникновении отказа в работе интеллектуальной системы учета обеспечить восстановление доступа не позднее 24 часов с момента обнаружения отказа владельцем интеллектуальной системы учета или получения сообщения от пользователей такой системы в отношении функций, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 9 настоящих Правил;
- при возникновении отказа в работе интеллектуальной системы учета обеспечить восстановление доступа в течение 7 дней со дня обнаружения отказа владельцем интеллектуальной системы учета или получения сообщения от пользователей такой системы в отношении функций, указанных в подпунктах "а" - "д" пункта 9 настоящих Правил, а в отношении точек поставки розничных рынков электрической энергии, совпадающих с точками поставки, входящими в состав групп точек поставки на оптовом рынке электрической энергии и мощности, - в течение 3 рабочих дней со дня обнаружения отказа владельцем интеллектуальной системы учета или получения сообщения от пользователей такой системы в отношении функций, указанных в подпунктах "а" и "д" пункта 9 настоящих Правил, но не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения отказа в работе интеллектуальной системы учета;
- при проведении обслуживания интеллектуальной системы учета или проведении плановых ремонтных (наладочных) работ обеспечить возобновление доступа в соответствии с коэффициентом готовности системы, при этом эксплуатационное значение коэффициента готовности системы должно составлять не менее 0, 95 согласно предъявляемым к информационным системам общего пользования класса II требованиям по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности информационных систем общего пользования, указанным в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям".
В случае возникновения необходимости проведения данных работ владелец интеллектуальной системы учета в срок, не превышающий 2 часов с момента возобновления доступа к минимальным функциям интеллектуальной системы учета, обязан довести такую информацию до пользователей интеллектуальных систем учета путем размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (применения иного способа информирования) объявления, которое должно содержать причину, дату и время прекращения доступа, а также дату и время возобновления доступа к минимальному набору функций, при этом продолжительность таких работ не должна превышать 72 часов в месяц.
Как указано в подпункте "б" пункта 30 Правил, прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии и (или) предоставления коммунальных услуг по электроснабжению, должен быть присоединен к интеллектуальной системе учета владельцем интеллектуальной системы учета в следующем порядке: прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 марта 2022 г. по 30 апреля 2022 г, - не позднее 12 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию.
Приборы учета электрической энергии, устанавливаемые сетевой организацией, должны быть присоединены к интеллектуальной системе учета, владельцем которой является соответствующая сетевая организация (пункт 33 Правил).
Согласно пунктам 48, 50, 51 Правил владельцы интеллектуальных систем учета должны предоставить пользователям интеллектуальных систем учета возможность получать информацию непосредственно (визуально) с дисплеев приборов учета электрической энергии, присоединенных к интеллектуальной системе учета, выносных дисплеев (при отсутствии дисплея на приборе учета) и посредством предоставления удаленного доступа к функциям (информации) интеллектуальной системы учета. Минимальный набор информации, который может получить пользователь интеллектуальной системы учета непосредственно с прибора учета электрической энергии, определяется требованиями к функциям приборов учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета, установленными настоящими Правилами. Владельцы интеллектуальных систем учета посредством удаленного доступа должны предоставить пользователям интеллектуальных систем учета возможность использования функций интеллектуальной системы учета.
На основании требования потребителя электрической энергии, энергосбытовой организации, сетевой организации, производителя электрической энергии (мощности) и организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, которые являются пользователями интеллектуальной системы учета, владелец интеллектуальной системы учета обязан организовать удаленный информационный обмен и реализацию функций интеллектуальной системы учета с использованием защищенных протоколов передачи данных в соответствии с настоящими Правилами (пункт 59 Правил).
В силу пункта 61 Правил в случае обнаружения пользователями интеллектуальной системы учета отсутствия доступа к минимальному набору функций интеллектуальной системы учета пользователи интеллектуальной системы учета сетевой организации, указанные в подпунктах "а" и "д" пункта 6 настоящих Правил, вправе обратиться к сетевой организации, являющейся владельцем интеллектуальной системы учета, к которой присоединен прибор учета электрической энергии, с заявлением, содержащим требование об уплате штрафа за непредоставление или ненадлежащее предоставление доступа к минимальному набору функций интеллектуальной системы учета (далее - заявление) в размере и порядке, которые установлены в настоящем разделе.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанции, установили, что ПАО "Кузбассэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком, основным видом деятельности которого является приобретение и реализация электрической энергии на оптовом и розничном рынках электрической энергии.
Сетевой организацией, оказывающей гарантирующему поставщику ПАО "Кузбассэнергосбыт" услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей на основании договора является ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго-РЭС", что подтверждается договором от 1 июля 2019 г. N, заключенным между сетевой организацией ПАО "МРСК Сибири" (в настоящее время ПАО "Россети Сибирь") и гарантирующим поставщиком ПАО "Кузбассэнергосбыт".
Согласно данному договору на сетевую организацию возложена, в том числе обязанность по обеспечению работоспособности, сохранности и соблюдению в течение всего срока действия договора эксплуатационных требований, установленных законодательством Российской Федерации и Приложением N 4 к настоящему договору, к приборам учета электрической энергии, в том числе измерительным приборам, находящимся на балансе сетевой организации; проведение проверки состояния приборов учета потребителя гарантирующего поставщика, допуск приборов учета в эксплуатацию, контрольное снятие показаний, осмотры приборов учета, а также осуществление взаимодействия с гарантирующим поставщиком в соответствии с Приложением N 4 к настоящему договору (пункты 2.1.14, 2.1.15).
При этом согласно пункту 3.4 названного договора сетевая организация вправе принимать заявки на замену (установку) приборов учета от граждан-потребителей самостоятельно.
В соответствии с разделом 4 Приложения N 4 договора от 1 июля 2019 г. N (л.д. 61-оборот - 67) допуск установленного прибора в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства потребителя, в отношении которых установлен прибор учета. Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, который составляется в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии и, подписывается уполномоченными представителями сетевой организации, гарантирующего поставщика и потребителя.
В ответе от 10 октября 2023 г..(л.д. 39) ПАО "Россети Сибирь" указало, что в соответствии с пунктом 2 Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г..N 890 "О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)", утвержден порядок кодификации мест установки приборов учета и точек поставки электроэнергии (приказ Минэнерго России от 6 октября 2021 г..N 1021) и запрашиваемая информация входит в состав справочной информации для пользователей интеллектуальной системы учета электроэнергии. Баранову В.В. неоднократно направлялась информация, что прибор учета, установленный по адресу: "адрес", не включен в интеллектуальную систему учета электроэнергии в связи с тем, что система АИИС в "адрес" создана филиалом в 2013 г..и по совокупности требований постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г..N 890, не является интеллектуальной, о чем потребителю ранее сообщалось в письме от 24 ноября 2022 г..Автоматизированная информационно измерительная система, установленная (АИИС) в "адрес" и к которой подключен потребитель электроэнергии по адресу: "адрес", введена в эксплуатацию в 2013 г, данная система передачи данных создавалась для внутреннего пользования сетевой компанией. Завод-изготовитель - АО "Концерн Энергомера". Система передачи и хранения данных включает в себя: счетчик электроэнергии однофазный многотарифный типа СЕ 208 С2 849.2.0PR1.QD, устройство сбора и передачи данных (УСПД) типа СЕ 805 (в настоящий момент снято с производства) и сервер хранения данных. Счетчик предназначен для измерения активной и реактивной энергии в однофазных цепях переменного тока, организации многотарифного учета электроэнергии. Конструктивно счетчик разделен на две части: измерительный блок и индикаторное устройство.
Имеет в составе интерфейсы для подключения к АСКУЭ и индикаторному устройству. УСПД предназначено для сбора и хранения измерительной информации. Параметры настроек АИИС, к которой подключен потребитель по адресу: "адрес", позволяют обеспечивать передачу суточных показаний и их хранение на сервере, дистанционное ограничение (возобновление) режима потребления.
Из ответа завода измерительных приборов "Энергомера" от 27 июля 2023 г. (л.д. 21) следует, что прибор учета электроэнергии СЕ208 C2.849.2.OPR1.QD N в полном объеме не наделен набором функций интеллектуального прибора учета, изложенного в пункте 28 раздела 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. N 890 "О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)". Отличие системы АСКУЭ и ИСУЭ заключается в перечне предоставляемого функционала. Минимальный набор функций ИСУ закреплен Постановлением Правительства РФ Российской Федерации от 19 июня 2020 г. N 890. Функциональность АСКУЭ не регламентируется подзаконными актами, единых требований к функциональности нет. В зависимости от набора предоставляемых функций система АСКУЭ может, как являться ИСУ, так и не являться таковой. АИИС КУЭ (АСКУЭ) может являться интеллектуальной системой учета электроэнергии в случае полного соответствия требованиям, описанным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. N 890. В иных случаях АСКУЭ не является ИСУЭ.
Оценив представленные доказательств в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции, установив, что ответчик является гарантирующим поставщиком, установленный у истца прибор учёта не принадлежит ответчику, пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска на том основании, что оказание истцу Баранову В.В. услуг по электроснабжению осуществляется на территории частного сектора, установка прибора учета в соответствии с действующим законодательством возложена на сетевую организацию, то есть на ПАО "Россети Сибирь" и, соответственно, проведение мероприятий по предоставлению потребителю доступа к минимальному набору функций интеллектуальной системы учета электроэнергии может быть реализовано только сетевой организацией, к которой в рамках настоящего дела требований истцом Барановым В.В. не заявлено.
При этом суды установили, что в производстве Новокузнецкого районного суда Кемеровской области находится гражданское дело N 2-1374/2023 по иску Баранова В.В. к ПАО "Россети Сибирь" о защите прав потребителей, согласно которому исковые требования Баранова В.В. являются аналогичными исковым требованиям, заявленным по настоящему гражданскому делу.
Доводы кассатора о неверном толковании судами норм материального права, неверном их применении, неверном определении юридически значимых обстоятельств, подлежат отклонению судебной коллегией, как необоснованные.
Ссылки кассатора на судебную практику по иным делам, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не принимаются во внимание, поскольку обстоятельства, установленные приведенными судебными актами по иным делам, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, приняты по иным фактическим обстоятельствам дела. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами.
При оценке судами первой и апелляционной инстанции доказательств нарушения требований статьей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации допущено не было. Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Изложенные в кассационной жалобе суждения не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела и повлияли бы на обоснованность и законность судебных актов, поэтому не могут служить поводом для их отмены.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Как неоднократно разъяснялось Конституционным Судом Российской Федерации в ряде определений, данные нормы права, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений нижестоящих судов.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 11 октября 2023 г. с учетом определения Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 14 ноября 2023 г. об исправлении описки и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Баранова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 22 июля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.