Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой Е.Н, судей Долматовой Н.И, Лемзы А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 42RS0019-01-2022-010636-83 по исковому заявлению прокурора Новоильинского района г. Новокузнецка в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению определенных действий, по кассационной жалобе представителя комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка - Лебеденко К.П. на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 10 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 29 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Долматовой Н.И, выслушав пояснения представителя комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка - Лебеденко К.П, поддержавшей доводы кассационной жалобы, и пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.А, полагавшего об отсутствии законных оснований для отмены судебных актов, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Новоильинского района г..Новокузнецка в защиту прав неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации г..Новокузнецка о понуждении к совершению определенных действий, ссылаясь на то, что прокуратурой Новоильинского района г..Новокузнецка в ходе разрешения коллективного обращения, поступившего и зарегистрированного в прокуратуре района 26 августа 2022 г..N, на нарушение по отсутствию освещения придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по "адрес", выявлены нарушения требований федерального законодательства. Проверкой установлено, что на территории многоквартирного дома по "адрес", расположены объекты наружного освещения, электрические сети, опоры, светильники. В ходе проведения проверки прокуратурой района установлено, что многоквартирным домом по "адрес", управляет ООО "УК "НИК", на основании договора управления N 15 от 1 июля 2015 г..ООО "УК "НИК" осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе на основании лицензии N 15-01 от 30 мая 2018 г..Согласно приложению N 2 к договору управления N 15 от 1 июля 2015 г..МКД "адрес" определен состав общего имущества многоквартирного дома. В состав общего имущества многоквартирного дома, согласно указанному Приложению N 2, объекты наружного освещения не включены. В ходе проверки установлено, что наружное уличное освещение вблизи многоквартирных домов по "адрес", отсутствует. В соответствии с ответом Новокузнецкого отделения Государственной жилищной инспекции Кузбасса от 6 декабря 2021 г..на два обращения Лосевой Л.Ф, проживающей по "адрес", зарегистрированных в инспекции 18 ноября 2021 г, опоры освещения, расположенные во дворе дома, не входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и являются бесхозяйным движимым имуществом.
Согласно ответу комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г..Новокузнецка от 22 декабря 2021 г, с целью обустройства уличного освещения на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: г..Новокузнецк, пр. Запсибовцев, д. 13, комитетом по управлению муниципальным имуществом г..Новокузнецка будут организованы мероприятия по постановке на учет линии наружного освещения на баланс управления дорожно-коммунального хозяйства администрации г..Новокузнецка. В соответствии с ответом комитета по управлению муниципальным имуществом г..Новокузнецка от 14 февраля 2022 г..на запрос ООО "УК "Зенит" от 10 февраля 2022 г, столбы освещения, расположенные на территории возле дома по "адрес", в реестре объектов муниципальной собственности Новокузнецкого городского округа не учитываются. Фактически спорное имущество (сети наружного освещения МКД) относится к категории имущества (инженерная инфраструктура городского поселения), которое должно находиться в муниципальной собственности и использоваться для решения вопросов местного значения органа местного самоуправления, поэтому подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственности поселения, на территории которого оно находится.
С учетом уточнения исковых требований, истец просил обязать муниципальное образование в лице администрации г. Новокузнецка принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйных вещей 6 объектов наружного освещения, расположенных вблизи домов по "адрес". Обязать муниципальное образование в лице администрации г. Новокузнецка принять меры по принятию в муниципальную собственность 6 объектов наружного освещения, расположенных вблизи домов по "адрес". Обязать муниципальное образование в лице администрации г. Новокузнецка принять меры по подключению, обслуживанию (дальнейшей эксплуатации), содержанию 6 объектов наружного освещения, расположенных вблизи домов по "адрес". Установить ответчику срок для исполнения вышеуказанных действий - в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 10 ноября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 29 февраля 2024 г, исковые требования прокурора удовлетворены частично. На муниципальное образование в лице администрации г. Новокузнецка возложена обязанность принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйных вещей 6 объектов наружного освещения, расположенных вблизи домов по "адрес". Администрации г. Новокузнецка установлен срок для исполнения вышеуказанных действий - в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представителем комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка - Лебеденко К.П. ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права, ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В обоснование доводов кассационной жалобе указывает, что опоры уличного освещения, расположенные на земельных участках под многоквартирным домами "адрес", относятся к объектам благоустройства, тогда как организация благоустройства на внутридомовой территории многоквартирного дома не является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которого возложено на орган местного самоуправления. При этом, отсутствие спорных объектов в составе общего имущества в многоквартирном доме не освобождает собственников от обязанности его содержания. Кроме того, автор полагает, что спорные опоры уличного освещения являются объектами самовольного строительства и положения статьи 225 Гражданского кодекса к ним не применимы.
Относительно доводов кассационной жалобы представлены возражения прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с положениями части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего судами допущено не было.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Новоильинского района г. Новокузнецка в ходе разрешения коллективной жалобы на нарушение по отсутствию освещения придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по "адрес", проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории названного многоквартирного дома расположены объекты наружного освещения, электрические сети, опоры, светильники.
Многоквартирным домом по "адрес", управляет ООО "УК "НИК", на основании договора управления N 15 от 1 июля 2015 г.
ООО "УК "НИК" осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе на основании лицензии N 15-01 от 30 мая 2018 г.
Согласно приложению N 2 к договору управления N 15 от 1 июля 2015 г, МКД "адрес" определен состав общего имущества многоквартирного дома, в состав которого, согласно указанному Приложению N 2, объекты наружного освещения не включены.
Также в ходе проверки установлено, что наружное уличное освещение вблизи многоквартирных домов по "адрес", отсутствует.
В соответствии с ответом Новокузнецкого отделения Государственной жилищной инспекции Кузбасса от 6 декабря 2021 г. N на два обращения Лосевой Л.Ф, проживающей по "адрес", зарегистрированных в инспекции 18 ноября 2021 г, опоры освещения, расположенные во дворе дома, не входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и являются бесхозяйным движимым имуществом.
Согласно ответу комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Новокузнецка от 22 декабря 2021 г. на обращение Лосевой Л.Ф, с целью обустройства уличного освещения на придомовой территории многоквартирного дома по "адрес", комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка будут организованы мероприятия по постановке на учет линии наружного освещения на баланс управления дорожно-коммунального хозяйства администрации г. Новокузнецка.
Из ответа комитета по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка от 14 февраля 2022 г. на запрос ООО "УК "Зенит" от 10 февраля 2022 г. следует, что столбы освещения, расположенные на территории возле дома по "адрес", в реестре объектов муниципальной собственности Новокузнецкого городского округа не учитываются.
Как следует из пояснений представителя КУМИ г. Новокузнецка, ими ранее, 25 ноября 2021 г. за N направлен запрос в комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка в отношении расположения данных опор освещения.
Согласно ответу КГиЗР администрации г. Новокузнецка от 8 декабря 2021 г. N, столбы освещения расположены на земельных участках под многоквартирными домами "адрес", которые принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирных домах "адрес".
Из ответа комитета ЖКХ г. Новокузнецка N 1100 от 3 апреля 2023 г. на требование заместителя прокурора следует, что согласно информации, предоставленной ООО "УК "НИК", решение о включении линии освещения внутриквартальной автодороги (опоры освещения), собственниками многоквартирных домов, расположенных по "адрес", на общем собрании собственником данных МКД в составы общего имущества МКД не принималось, данная линия освещения не входит в состав общего имущества МКД, расположенных по адресам "адрес", так как данная линия освещения расположена за пределами кадастровых границ придомовых территорий данных МКД.
В ходе рассмотрения дела суду представлены топографические съемки с изображением границ придомовой территории МКД, расположенного по "адрес" спорных объектов наружного освещения. Кроме этого, судом просмотрено видео с местом расположения спорных объектов наружного освещения с целью установления бесхозяйных вещей объектов наружного освещения, расположенных по "адрес".
Судом установлено, что между УДКХиБ (заказчик) и ООО "Новокузнецкгорсвет" (исполнитель) заключен муниципальный контракт N на оказание услуг по текущему содержанию наружного освещения и средств регулирования дорожного движения г. Новокузнецка от 10 января 2022 г.
Согласно пункту 1.1 муниципального контракта, исполнитель обязуется оказать услуги по содержанию наружного освещения и средств регулирования дорожного движения г. Новокузнецка.
Также указанным контрактом определен количественный показатель числа объектов наружного освещения, в отношении которых исполнителем приняты обязательства о муниципальному контракту.
Как следует из пояснений представителя ООО "Новокузнецкгорсвет", опоры, указанные истцом в исковом заявлении, не входят в число обслуживаемых объектов, а являются общедомовым имуществом, расположенным на дворовой территории жилого дома.
Вместе с тем, судом установлено, что данные объекты наружного освещения находятся в административных границах Новокузнецкого городского округа и не функционируют более 30 лет.
Так, по требованию прокурора Новоильинского района г. Новокузнецка ГКУ ГАК в г. Новокузнецке от 31 марта 2023 г. N сообщает, что в документах, находящихся на постоянном хранении в учреждении проектных сведений о застройщике и владельце линий электроосвещений, находящихся по "адрес", не выявлено. В тоже время в документах фонда Р-253, oп. 1, д 841 "Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Новокузнецка" выявлены акты приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченных строительством (реконструкцией) зданий (сооружений) жилищно-гражданского назначения от 30 июля 1980 г. N, 61, которым вводятся в эксплуатацию жилые дома: "адрес" в настоящее время - Запсибовцев, 13 и 15 соответственно. Из актов видно, что проектно-сметная документация выполнена проектным институтом Кузбассгражданпроект, застройщиком и заказчиком строительства домов являлся Западно-Сибирский металлургический комбинат. Согласно выписке из решения Исполнительного комитета Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 3 июля 1980 г. N, руководство завода обязано передать по 10 процентов сдаваемой полезной площади в каждом доме в распоряжение горисполкома и генподрядчика. Также в документах фонда Р-307 "Западно-сибирский металлургический комбинат", оп.1, д. 869 (Плановый отдел УКСа завода) выявлены внутрипостроечные титульные списки 1980 г, в которых описаны работы по застройке квартала 2-3 Новоильинского микрорайона, в том числе обеспечения внутриквартального электроснабжения.
Согласно ответу Территориального отдела Роспотребнадзора от 20 июля 2023 г. N на запрос суда, в адрес территориального отдела в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе обращения из ГЖИ, администрации г. Новокузнецка, от жителей домов, расположенных по "адрес", по вопросам недостаточного освещения территории не поступали. Контрольно-надзорные мероприятия со стороны территориального отдела не проводились.
Как следует из пояснений третьего лица Лосевой Л.Ф, которая является жителем дома, расположенного по "адрес", и после ее обращения в комитет ЖКХ г. Новокузнецка, администрацию Новоильинского района, комитет по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка, ГЖИ Кузбасса, Роспотребнадзор, ООО "УК "НИК", на протяжении 2021 г. по факту не освещенности придомовой территории дома, над каждым подъездом были расположены кобры, которые находятся в исправном состоянии, что также подтверждается актом ООО "УК "НИК" от 27 октября 2021 г, после обращений не было.
Во исполнения поручения суда, дежурными бригадами ООО "Новокузнецкгорсвет" произведен осмотр технического состояния опор уличного освещения и оборудования, входящего в их состав, расположенного по "адрес", составлен акт обследования.
Согласно акту обследования от 13 июня 2023 г, в ходе осмотра установлено: опоры железобетонные, видимые повреждения отсутствуют; частично засыпаны окна доступа к шинам подключений кабелей; кабель в опоре имеется, спускается к месту расключения, целостность кабеля проверить не представляется возможным по причине отсутствия напряжения в питающем кабеле. Требуется замена питающего кабеля полностью; светильники, установленные на опорах, не соответствуют требованиям и нормам, предусмотренных действующими правилами (светильники старой модификации, ремонту не подлежат, требуют замены). Для восстановления внутри дворового освещения необходимо полное восстановление питающего силового кабеля и кабельной канализации; полная замена всех имеющихся на опорах светильников; ревизия кабелей, расположенных внутри опор с возможной заменой.
Соответственно, восстановление уличного освещения дворовой территории в настоящее время невозможно без проведения комплекса дополнительных работ и приобретения соответствующего дополнительного оборудования. При этом, техническое состояние 6 объектов наружного освещения, расположенных вблизи домов "адрес" не установлено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 130, 131, 209, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931 (далее - Порядок N 931), Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федеарции", Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Уставом Новокузнецкого городского округа, установив, что 6 объектов наружного освещения, расположенных вблизи домов "адрес", в муниципальной собственности не числятся и не являются чей-либо собственностью, в состав общего имущества многоквартирных домов, расположенные по "адрес", не входят, пришел к выводу, что администрация г. Новокузнецка не предприняла достаточных мер к признанию данных объектов бесхозяйным, частично удовлетворив исковые требования в части возложения обязанность на муниципальное образование в лице администрации г. Новокузнецка принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйных вещей - 6 объектов наружного освещения, расположенных вблизи домов "адрес". При этом суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований в части возложения обязанности на ответчика принять в муниципальную собственность спорные объекты наружного освещения, поскольку положения статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливают обязанность муниципального образования, а лишь дает возможность признать право муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.
Разрешая заявленные требования прокурора о возложении обязанности на муниципальное образование в лице администрации г. Новокузнецка принять меры по подключению, обслуживанию (дальнейшей эксплуатации), содержанию 6 объектов наружного освещения, расположенных вблизи домов по "адрес", суд первой инстанции, учитывая, что администрация г. Новокузнецка не является организацией осуществляющей эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, расположенных по "адрес", спорные 6 объектов наружного освещения не обслуживаются ООО "Новокузнецкгорсвет" по заключенному муниципальному контракту N, жалобы от жителей домов, расположенных "адрес", по вопросам недостаточности освещения в Роспотребнадзор не поступали, не нашел оснований для удовлетворения требований прокурора в части возложения на ответчика обязанности принять меры по подключению, обслуживанию (дальнейшей эксплуатации), содержанию 6 объектов наружного освещения, расположенных вблизи домов "адрес", отказав удовлетворении требований в указанной части.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась, оставив решение без изменения.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (часть 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
В соответствии с частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Пунктом 3 Порядка N 931 установлено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном пунктом 4 Порядка N 931.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей согласно приложению N 1 к настоящему Порядку органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований, в котором указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости (пункт 5 Порядка N 931).
Таким образом, законодательство обязывает орган местного самоуправления заниматься судьбой бесхозяйных сетей инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы. Непринятие органами местного самоуправления мер по учету спорных объектов инженерной инфраструктуры в качестве бесхозяйных не лишает эти объекты признаков бесхозяйной вещи.
Как следует из пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений.
На основании пунктов З, 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение N 1 к данному Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления в соответствии с требованиями пункта 19 части 1, части 3 статьи 14, пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Устава Новокузнецкого городского округа к вопросам местного значения городского округа в соответствии с федеральным законодательством относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Как усматривается из статьи 44 Устава Новокузнецкого городского округа, администрация города - исполнительно-распорядительный орган городского округа - наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области - Кузбасса.
Исходя из положений части 2 статьи 45 Устава Новокузнецкого городского округа, в пределах своих полномочий администрация города: обеспечивает на территории городского округа охрану прав и свобод граждан, соблюдение Конституции Российской Федерации, законов и правовых актов органов государственной власти, осуществляет исполнение и контроль за исполнением муниципальных правовых актов предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами; осуществляет контроль за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, а также переданного в установленном порядке иным организациям и физическим лицам.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием и установив, что администрация г. Новокузнецка, являясь исполнительным органом местного самоуправления, вопреки указанным выше требованиям закона не приняла мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных вещей 6 объектов наружного освещения, расположенных вблизи домов по "адрес", суды правильно пришли к выводу об удовлетворении исковых требований.
Отклоняя доводы кассационной жалобы о расположении спорных объектов освещения на территории многоквартирного дома и о том, что они принадлежат на праве общедолевой собственности собственникам помещений, суд апелляционной инстанции исходил из того, что прокурорской проверкой установлено, что расположенные на территории многоквартирных домов по "адрес", объекты наружного освещения, электрические сети, опоры, светильники в состав общего имущества указанных многоквартирных домов не включены, построены как самостоятельный объект, задолго до возведения жилых домов, и обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила N 491 не содержат.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учел, что Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый части 1 статьи 2). Из положений пункта 4 части 1 статьи 14 названного закона следует, что к вопросам местного значения относятся в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.
Как правильно отметил суд апелляционной инстанции, данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий существования, уважения чести и достоинства человека как важнейших социально-правовых ценностей (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г.).
Вопреки доводам кассационной жалобы, с учетом установленных по делу доказательств, оснований полагать, что спорные объекты электроосвещения являются объектами самовольной постройки, не установлено.
В целом, доводы кассационной жалобы повторяют позицию подателя жалобы, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, тщательно исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и сводятся к ошибочному толкованию материального и процессуального закона, переоценке установленных по делу обстоятельств.
Выводы судов обеих инстанций подробно мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства и установленных по делу обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Несогласие с выводами судов само по себе не свидетельствует о нарушении судами норм процессуального и материального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановленных по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 10 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 29 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка - Лебеденко К.П. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение кассационного суда общей юрисдикции изготовлено 23 июля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.