Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-413/2023 (УИД 54RS0026-01-2023-000441-40) по исковому заявлению Министерства внутренних дел Российской Федерации к Регуле Юрию Викторовичу о возмещении затрат на обучение, по кассационной жалобе Министерства внутренних дел Российской Федерации на решение Купинского районного суда Новосибирской области от 22 сентября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации по доверенности Кипоренко Оксаны Викторовны, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - МВД России, истец) обратилось в Купинский районный суд Новосибирской области с иском к Регуле Юрию Викторовичу (далее по тексту - Регула Ю.В, ответчик) о взыскании денежных средств, затраченных на обучение в федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее по тексту - Омская академия МВД России), в размере 224 096, 51 рублей.
Решением Купинского районного суда Новосибирской области от 22 сентября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 марта 2024 г, исковые требования МВД России к Регуле Ю.В. о возмещении затрат на обучение оставлены без удовлетворения.
МВД России обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Купинского районного суда Новосибирской области от 22 сентября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 марта 2024 г. отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы МВД России указало на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. 9 августа 2014 г. Регула Ю.В. заключая контракт с МВД России о прохождении службы, обязался выполнять обязанности по должности курсанта Омской академии МВД России, приобрел статус сотрудника органов внутренних дел, а также обязательства по соблюдению требований, установленных законодательством, в том числе, положений Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" о прохождении службы в органах внутренних дел в течение пяти лет. Позиция суда о том, что служебный контракт, заключенный между МВД России и Регулой Ю.В. не расторгался, основана на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Решение ответчика о прохождении службы в ином органе государственной власти, является его личным самостоятельным выбором, за которым последовало прекращение службы в органах внутренних дел. Регула Ю.В. самостоятельно подал рапорт о переводе, таким образом, служебные отношения между Регулой Ю.В. и МВД России были прекращены по инициативе сотрудника. Федеральная служба войск национальной гвардии России является самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, и не является службой в органах внутренних дел. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Неявка неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 9 августа 2014 г. между Омской академией МВД России и Регулой Ю.В. заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, согласно которому Регула Ю.В. обязался выполнять обязанности по должности курсанта (слушателя) Омской академии МВД России (пункт 2 контракта); проходить службу в органах внутренних дел по окончании обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования МВД России не менее срока, установленного срочным контрактом, если обучение осуществлялось за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (пункт 4.11 контракта); заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или взять на себя обязательство по прохождению службы в органе внутренних дел, направившем на обучение, на период не менее 5 лет по окончании обучения (пункт 4.12 контракта); возместить МВД России в случаях, установленных законом, затраты на обучение (пункт 4.14 контракта).
Приказом федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 8 августа 2014 г. N Регула Ю.П. рядовой полиции ГУ МВД России по Новосибирской области зачислен в федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации" для обучения по очной форме по программе высшего профессионального образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность в должности курсанта факультет подготовки сотрудников полиции с присвоением специальных званий рядового и младшего начальствующего состава и личных номеров 9 августа 2014 г.
В период с 9 августа 2014 г. по 6 июня 2019 г. Регула Ю.В. проходил обучение в Омской академии МВД России, по окончании обучения получил диплом N от 9 июля 2019 г.
1 мая 2021 г. между Отделением МВД России по Чистоозерному району и Регулой Ю.В, оперуполномоченным отделения уголовного розыска Отделения МВД России по Чистоозерному району, заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации по должности оперуполномоченного направления по контролю за оборотом наркотиков Отделения МВД России по Чистоозерному району.
Приказом Отделения МВД России по Чистоозерному району от 4 мая 2021 г. N Регула Ю.В. назначен на должность оперуполномоченного направления по контролю за оборотом наркотиков Отделения МВД России по Чистоозерному району с 1 мая 2021 г.
Приказом МВД России от 19 декабря 2022 г. N, в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 16 января 2023 г. Регула Ю.В. переведен для дальнейшего прохождения службы в распоряжение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Главному управлению МВД России по Новосибирской области.
Размер средств федерального бюджета на обучение Регулы Ю.B. в Омской академии МВД России составил 718 258, 05 рублей.
23 января 2023 г. Регуле Ю.В. вручено уведомление об обязанности в течение 30 рабочих дней с момента получения уведомления или с рассрочкой до 3 лет возместить МВД России затраты на обучение в Омской академии МВД России в размере 224 096, 51 рублей, которое оставлено без исполнения.
МВД России, указав, что затраты на обучение в Омской академии МВД России в размере 224 096, 51 рублей Регулой Ю.В. не возмещены, обратилось в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 2 статьи 17, подпункта "а" пункта 3 части 3 статьи 23, статьи 30.1, части 14 статьи 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1465, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что по основаниям, указанным в части 14 статьи 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт с Регулой Ю.В. не расторгался, на основании приказа МВД России от 19 декабря 2022 г. N он был переведен для дальнейшего прохождения службы в распоряжение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, которая, как и служба в органах внутренних дел, представляет собой государственную службу, финансирование которой осуществляется из единого источника федерального бюджета.
Также суд указал, что Регула Ю.В, поступая в образовательное учреждение МВД России и заключая контракт о службе в органах внутренних дел вправе был рассчитывать на то, что в рамках исполнения своих обязательств по контракту сможет по окончании обучения, распоряжаясь своими способностями к труду в пределах, определенных контрактом, проходить службу в любых подразделениях, входящих в структуру органов внутренних дел. Вместе с тем, в связи с включением ряда органов и подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, в том числе осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия, в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подпункт "а" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157) возможность выбора рода деятельности в структуре МВД России для ответчика к моменту окончания его обучения оказалась существенно ограничена.
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился, указав, что они мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, а также требованиям закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласится с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы.
Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Служба в органах внутренних дел Российской Федерации, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, которые проходят службу в органах внутренних дел, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их специальный правовой статус, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П, от 15 июля 2009 г. N 13-П и от 21 марта 2014 г. N 7-П).
Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ предусмотрено, что контракт - соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел. Контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Статья 23 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ определяет содержание контракта.
В контракте в качестве одного из условий предусматривается обязательство гражданина или сотрудника органов внутренних дел проходить службу в органах внутренних дел по окончании обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не менее срока, установленного срочным контрактом, заключенным с ним, если обучение осуществлялось за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (пункт 2 части 2 статьи 23 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3, пунктом 6 части 3 статьи 23 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в контракте, заключаемом с гражданином или сотрудником органов внутренних дел, поступающими в образовательную или научную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме или для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук, предусматриваются в том числе: обязательство гражданина заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или обязательство сотрудника проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на период не менее пяти лет - по окончании образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел; обязанность сотрудника в случаях, предусмотренных данным федеральным законом, возместить федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на его обучение.
Сотрудник органов внутренних дел или сотрудник федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, с его согласия или по его просьбе может быть переведен для дальнейшего прохождения службы соответственно из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере внутренних дел, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 30.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Указанный в части 1 настоящей статьи перевод сотрудника согласовывается руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти или должностными лицами, уполномоченными ими (часть 2 статьи 30.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Согласно части 14 статьи 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в случае расторжения контракта и увольнения сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15 или 20 части 2 либо пунктом 4, 5, 7, 9, 13 или 14 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, в период обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или в течение срока, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 23 настоящего Федерального закона и пунктом 7 части 12 настоящей статьи, указанный сотрудник возмещает федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на обучение в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1465 утверждены Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение).
Затраты на обучение определяются исходя из размера средств федерального бюджета, затраченных образовательной организацией высшего образования, образовательной или научной организацией на обучение сотрудника (пункт 2 Правил возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение).
В последний день службы сотрудника руководитель органа внутренних дел или по его поручению иное должностное лицо выдают этому сотруднику уведомление об обязанности в течение 30 рабочих дней с момента получения указанного уведомления возместить Министерству внутренних дел Российской Федерации затраты на обучение в образовательной организации высшего образования, образовательной или научной организации с указанием их размера и реквизитов лицевого счета для перечисления средств (пункт 4 Правил возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение).
Размер средств федерального бюджета, подлежащих возмещению сотрудниками, обучавшимися в образовательных организациях высшего образования, окончившими образовательную организацию высшего образования, с которыми расторгнут контракт и которые уволены в течение 5 лет по окончании срока обучения, определяется по формуле, приведенной в подпункте "б" пункта 12 Правил возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение, с учетом: количества полных лет службы в органах внутренних дел, прошедших со дня окончания сотрудником образовательной организации высшего образования; количества полных месяцев службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; количества дней службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; размера средств федерального бюджета, затрачиваемых на весь период обучения сотрудника в образовательной организации высшего образования, который подлежит включению в контракт.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
Правовое положение войск национальной гвардии Российской Федерации, отдельные вопросы статуса ее военнослужащих (сотрудников) регулируются Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации".
В силу статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность войск национальной гвардии.
Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" предусмотрено, что подготовка кадров для войск национальной гвардии и их дополнительное профессиональное образование осуществляются в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении войск национальной гвардии. Подготовка кадров для войск национальной гвардии в военных образовательных организациях высшего образования Вооруженных Сил Российской Федерации и образовательных организациях высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти на эти цели.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, распространяются положения Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (за исключением положений части 4 статьи 10, пункта 21 части 1, частей 2 и 3 статьи 11, части 2 статьи 12, части 3 статьи 13 указанного федерального закона).
Конституционный Суд Российской Федерации в ряде постановлений указывал на недопустимость формального применения норм права. В случаях, когда суды не исследуют по существу обстоятельства дела, ограничиваясь только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции, оказывается существенно ущемленным, а конституционным правам и свободам не обеспечивается реальное действие (постановления от 30 июня 2020 г. N 31-П, от 11 июля 2017 г. N 20-П, от 14 июля 2003 г. N 12-П).
Будучи серьезным препятствием на пути установления основанного на принципе справедливости баланса конституционно признанных интересов, формализм в правоприменении подлежит преодолению через учет конституционно значимых целей, стоящих перед соответствующим регулированием. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П и др.).
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства, и установив, что Регула Ю.В, поступивший на службу в органы внутренних дел в дальнейшем был переведен в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, положения части 14 статьи 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ содержат исчерпывающий перечень оснований для увольнения сотрудника органов внутренних дел, влекущих его обязанность по возмещению затрат на обучение, при этом возмещение затрат на обучение при переводе сотрудника в иной федеральный орган исполнительной власти указанной нормой не предусмотрено, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований МВД России.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку выводов судов не опровергают, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Купинского районного суда Новосибирской области от 22 сентября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.