Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шмидт Т.Е, судей Колпаковой А.В, Колосовой С.И.
при ведении протокола помощником судьи Филатовой Н.Г, с участием прокурора Ляпиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" о признании нормативных правовых актов недействующими в части
по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 14 марта 2024 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Шмидт Т.Е, заключение прокурора Ляпиной О.В, полагавшей решение подлежащим отмене в части, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменные возражения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 года N 3321 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Указанный приказ размещен на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru 29 декабря 2021 года и подлежит применению в целях исчисления имущественных налогов исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с 1 января 2022 года.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2022 года N 3436 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Указанный приказ размещен на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru 26 декабря 2022 года и подлежит применению в целях исчисления имущественных налогов исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с 1 января 2023 года.
Общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее по тексту - ООО " "данные изъяты"", Общество), являясь собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами: N, расположенных по адресу: "адрес" бульвар, "адрес", обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных Перечней в части включения объектов недвижимости, которые, по мнению административного истца, не отвечают критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктами "данные изъяты" в Перечень на 2022 год, пунктами "данные изъяты" в Перечень на 2023 год включены указанные объекты недвижимости.
Административные исковые требования обоснованы тем, что объекты недвижимости не отвечают критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Объекты используются по назначению, разрешенному использованию в соответствии со сведениями в Едином государственном реестре недвижимости и документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, а также по своему фактическому использованию не относятся к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, в связи с чем включение здания в Перечни на 2022, 2023 годы в оспариваемой части нарушает его права в сфере налогообложения, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 14 марта 2024 года исковые требования ООО " "данные изъяты"" удовлетворены частично.
Признан недействующим со дня принятия пункт N 60920 (объект с кадастровым номером N (расположенный в здании с кадастровым номером N) приложения к Приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2022 года N 3436 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанным решением административный ответчик - департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить в части удовлетворения требований ООО " "данные изъяты"" с вынесением нового решения об отказе в их удовлетворении, поскольку считает, что имелись достаточные основания для включения объекта недвижимости с кадастровым номером N в оспариваемый пункт Перечня на 2023 год.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайства в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. Учитывая положения части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия пришла к следующему выводу.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается данным Кодексом и законами субъекта Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество юридических лиц, регламентируется статьей 378.2 Налогового кодекса РФ и конкретизирующими его положения актами.
Принимая во внимание, что административный истец с 30 сентября 2019 года является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами N, расположенных в нежилом здании N по адресу: "адрес", которые включены в оспариваемые Перечни на 2022, 2023 годы, вследствие чего на основании положений статей 403, 406 НК РФ ставка налога на имущество организаций установлена в повышенном размере, ООО " "данные изъяты"" обладает законным правом на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение компетенции при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта, а также правил его официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, подпункта "а" пункта 1 части 2 статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года N 3388-КЗ "О внесении изменений в закон Краснодарского края "О налоге на имущество организаций", Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года N 345, приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года N 1548 (с последующими изменениями и дополнениями) "Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят департаментом имущественных отношений края в пределах его компетенции, официально опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
На основании пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктами 1, 3, 6, 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 названного кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Аналогичное правовое регулирование установлено статьей 1.1 Закона Краснодарского края "О налоге на имущество организаций" от 26 ноября 2003 года N 620-КЗ (в редакции Законов края от 29 апреля 2016 года N 3388-КЗ и от 26 июля 2019 года N 4094-КЗ), где предусмотрено, что налоговая база, как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое нежилое помещение, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований о признании недействующим пунктов "данные изъяты" Перечня на 2022 год, и пунктов "данные изъяты" Перечня на 2023 год, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорные объекты недвижимости соответствуют условиям, установленным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и необходимым для включения их в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества в анализируемый период.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, считает, что он сделан на основе правильного применения норм права при надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Установленные по делу обстоятельства с достоверностью подтверждают факт правомерности включения спорных объектов недвижимого имущества в Перечни на 2022, 2023 год, решение суда в данной части не обжалуется.
Вместе с тем принадлежащее административному истцу нежилое помещение с кадастровым номером N было исключено судом первой инстанции из Перечня на 2023 год, как не отвечающее критериям, определенным в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ.
Анализируя имеющиеся в деле доказательства, нормы права, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный объект недвижимости мог быть включен в оспариваемый Перечень на 2022 год по указанному критерию, поскольку техническая документация на нежилое здание позволяла отнести его к объектам, перечисленным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, что отвечает требованиям статьи 378.2 НК РФ, и включить его в Перечень на 2022 год.
Однако, принимая решение об удовлетворении заявленных требований в части признания недействующим со дня принятия пункта "данные изъяты" Перечня на 2023 год, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2023 года N3436, исходя из представленного технического паспорта нежилого помещения с кадастровым номером N от 14 ноября 2022 года.
Однако судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может.
Из материалов административного дела следует, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером N, собственником которого является ООО " N", имеет назначение - "нежилое", наименование "нежилое" и расположен в здании с кадастровым номером N, назначение которого - "нежилое", наименование "нежилое" на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель "земли населенных пунктов", виды разрешенного использования "для эксплуатации кафе, гостиничное обслуживание, магазины".
На основании письма Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 23 июня 2020 года N и сведений ЕГРН о виде разрешённого использования земельного участка на дату включения в Перечень - "для эксплуатации здания кафе" с кадастровым номером N, на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером N, а также сведений, содержащихся в техническом паспорте, подготовленном филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" по городу Новороссийску по состоянию на 04 августа 2014 года здание, в котором располагается спорный объект недвижимости, включено в Перечни на 2022, 2023 годы.
Земельный участок с кадастровым номером N, на котором расположено здание с кадастровым номером N, согласно сведениям, предоставленным по запросу судебной коллегии, поставлен на государственный кадастровый учет 07 июня 2007 года с категорией земель "земли населённых пунктов", видом разрешенного использования "для эксплуатации кафе", площадью 2099 кв.м, адресом - "адрес".
В дальнейшем 12 июля 2023 года вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N был изменен на "для эксплуатации здания кафе, гостиничное обслуживание".
В последующем, 04 декабря 2023 года вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N был изменен на "для эксплуатации здания кафе, гостиничное обслуживание, магазины".
Дальнейших изменений категории земель, вида разрешенного использования, площади, адреса земельного участка с кадастровым номером N в ЕГРН не выявлено.
Анализируя указанный вид разрешенного использования земельного участка, судебная коллегия отмечает, что он прямо предусматривает размещение на земельном участке с таким видом разрешенного использования объектов общественного питания, что является самостоятельным основанием для включения в Перечень. При этом в расположенном на данном земельном участке здании такие помещения располагаются.
Согласно сведениям ЕГРН здание с кадастровым номером N (ранее присвоенный кадастровый N) было внесено в Единый государственный реестр объектов капитального строительства 13 февраля 2009 года с наименованием "кафе с пристройками", назначением "жилое", площадью "817, 10 кв.м" количеством этажей "1", подземной этажностью "0", адресом: " "адрес" на основании документов, подготовленных по результатам выполнения на территории Краснодарского края работ по инвентаризации сведений об объектах недвижимости, находящихся в архивах органов технической инвентаризации, в рамках исполнения государственного контракта от 05 марта 2007 года NК-11/25 и переданных в филиал учреждения по акту приема-передачи от 18 декабря 2007 года.
В дальнейшем, 23 марта 2011 года была изменена площадь здания с кадастровым номером N на "943, 70 кв.м" на основании заявления от 15 марта 2011 года N 2340/3/11-1099 и технического паспорта от 29 мая 2007 года.
В последующем, 03 мая 2011 года в результате исправления технической ошибки было изменено назначение здания с кадастровым номером N на "нежилое".
При переходе к государственному учету объектов капитального строительства в соответствии с Порядком осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденным приказом Минэкономразвития от 14 октября 2011 года N 577, назначение всех объектов недвижимости с видом "здание" и назначением "жилое" было изменено на "жилой дом", а с назначением "нежилое" на "нежилое здание", так как в соответствии с Порядком N577 для объектов с видом "здание" были предусмотрены уже следующие назначения: "жилой дом", "нежилое здание" и "многоквартирный дом". В связи с изложенным, при переходе на промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости назначение здания с кадастровым номером 23:40:0507028:108 было изменено с "нежилое" на "нежилое здание".
В дальнейшем, 08 августа 2017 года в результате исправления технической ошибки была изменена площадь здания с кадастровым номером N на "810.0 кв.м".
В последующем, 21 августа 2019 года в результате исправления технической ошибки была изменена площадь здания с кадастровым номером N на "943.7 кв.м", количество этажей на "2", адрес на "адрес"
Согласно статье 8 Закона о регистрации (в редакции, действующей на момент внесения сведений) в ЕГРН вносились сведения о назначении: "жилое, нежилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом, гараж", если объектом недвижимости является здание. В связи с изложенным, при переходе с 15 июля 2020 года на промышленную эксплуатацию Федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН, в автоматизированном режиме была осуществлена корректировка сведений о назначении здания с кадастровым номером N с "нежилое здание" на "нежилое", внесен вид разрешенного использования "нежилое".
По состоянию на 26 июня 2024 года иных изменений сведений ЕГРН в отношении здания с кадастровым номером N о наименовании, назначении, виде разрешенного использования, площади, количестве этажей, подземной этажности, адресе не выявлено.
Согласно сведениям ЕГРН в границах здания с кадастровым номером N расположены помещения с кадастровыми номерами N.
Помещение с кадастровым номером N было поставлено на государственный кадастровый учет 30 сентября 2019 года с наименованием "-", назначением "нежилое", площадью "515, 7 кв.м", адресом " "адрес", помещения 10, 40, 42-57 (1 этажа), 1-32 (2 этажа)" на основании Заявления.
В последующем, при переходе с 15 июля 2020 года на промышленную эксплуатацию ФГИС ЕГРН, в автоматизированном режиме была осуществлена корректировка сведений о наименовании помещения с кадастровым номером N на "нежилое помещение", а наименованию "-" присвоен статус "актуальные незасвидетельствованные сведения", внесен вид разрешенного использования "нежилое".
09 марта 2021 года была изменена площадь помещения с кадастровым номером N на "649, 4 кв.м" на основании заявления о государственном кадастровом учете от 02 марта 2021 года и технического плана от 20 февраля 2021 года, изготовленного на основании технического паспорта от 05 сентября 2012 года.
В последующем 25 июня 2024 года в результате исправления технической ошибки были изменены сведения о наименовании помещения с кадастровым номером N с "нежилое помещение" на "-".
Иных изменений сведений ЕГРН в отношении помещения с кадастровым номером N о наименовании, назначении, виде разрешенного использования, площади, адресе не выявлено.
Кроме того, согласно технической документации здание с кадастровым номером N включало в себя помещения общественного питания и торгового назначения.
Так, согласно техническому паспорту по состоянию на 04 августа 2014 года объектом инвентаризации являлось здание с наименованием "Литера АП - Кафе с пристройками", включает в себя помещения с наименованием "обеденный зал" площадью 97, 0 кв.м, "сан.узел" - 2, 8 кв.м, "сан.узел" - 3, 1 кв.м, "коридор " - 11, 5 кв.м, "сан.узел" - 1, 9 кв.м, "кухня" - 32, 0 кв.м, "моечная" - 15, 93 кв.м, "сан.узел" - 1, 8 кв.м, "умывальня" - 1, 6 кв.м, "торговый зал" - 51, 8 кв.м, "коридор" - 3, 2 кв.м, "сауна" - 8, 09 кв.м, "бассейн" - 17, 9 кв.м, "сан.узел" - 1, 9 кв.м, "коридор" - 1, 1 кв.м, "коридор" - 1, 1 кв.м, "комната отдыха" - 11, 6 кв.м, "приемная" - 16, 7 кв.м, "сан.узел"- 1, 3 кв.м, "склад" - 8, 6 кв.м, "спальная палата" - 11, 2 кв.м, "спальная палата" - 11, 5 кв.м, "коридор" - 3, 8 кв.м, "сан.узел" - 3, 1 кв.м, "сан.узел" - 3, 0 кв.м, "спальная палата" - 11, 3 кв.м, "спальная палата" - 11, 4 кв.м, "спальная палата" - 11, 4 кв.м, "спальная палата" - 11, 4 кв.м, "спальная палата" - 10, 6 кв.м, "сан.узел" - 2, 1 кв.м, "сан.узел" - 1, 6 кв.м, "спальная палата" - 11, 4 кв.м, "кладовая" - 20, 1 кв.м, "лестница" - 20, 1 кв.м, "бар" - 12, 3 кв.м, "коридор" - 7, 5 кв.м. Общая площадь торговых помещений и помещений предназначенных для оказания услуг общественного питания - 209 кв.м, что составляет более 20 % от площади здания (459, 1 кв.м).
Таким образом, документами технического учета (инвентаризации) подтверждается, что более 20% от общей площади здания с кадастровым номером N предусматрено размещение помещений, предназначенных для объектов торговли и общественного питания, что является самостоятельным основанием для включения объекта недвижимости в Перечень.
Исходя из сведений ГБУ "Краевая техническая инвентаризация - краевое БТИ", первичная техническая инвентаризация в отношении нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", проведена филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по городу "данные изъяты" 22 сентября 2003 года. Регистрация текущих изменений в отношении указанного здания проводилась: 23 августа 2004 года, 01 августа 2005 года, 29 мая 2007 года и 04 августа 2014 года.
После 04 августа 2014 года техническая документация на здание с кадастровым номером N не изменялась.
Иная техническая документация на нежилое здание, содержащая сведения, исключающие указанный вывод о предназначении нежилого здания как объекта, соответствующего критериям включения в перечни налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в материалы административного дела не представлена.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что Верховный Суд Российской Федерации при разрешении дел данной категории по сути сформулировал правовые подходы о том, что допустимыми доказательствами фактического использования объектов для целей применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации являются не только акты обследования, подлежащие составлению в соответствии с установленным на территории субъекта Российской Федерации Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, но и иные виды доказательств фактического использования соответствующих объектов (например, кассационные определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2022 года N 5-КАД22-18-К2, от 7 сентября 2022 года N 5-КАД22-40-К2, от 14 сентября 2022 года N 5-КАД22-37-К2 и другие).
Согласно представленным Управлением Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю сведениям в помещениях с кадастровыми номерами "данные изъяты" ведется торговая деятельность с использованием контрольно-кассовых аппаратов, а именно: по адресу: "адрес" период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован контрольно-кассовый аппарат налогоплательщиком ООО " "данные изъяты"" (наименование места установки - " "данные изъяты""), с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован контрольно-кассовый аппарат налогоплательщиком ФИО5 (наименование места установки - " "данные изъяты""), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован контрольно-кассовый аппарат налогоплательщиком ФИО6, (наименование места установки - "столовая"), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован контрольно-кассовый аппарат налогоплательщиком ФИО6, (наименование места установки - " "данные изъяты""), в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован контрольно-кассовый аппарат налогоплательщиком ФИО6, (наименование места установки - " "данные изъяты""), в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован контрольно-кассовый аппарат налогоплательщиком ФИО6, (наименование места установки - " "данные изъяты""), в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован контрольно-кассовый аппарат налогоплательщиком ООО " "данные изъяты"" (наименование места установки - " "данные изъяты""), в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован контрольно-кассовый аппарат налогоплательщиком ФИО6 (наименование места установки - " "данные изъяты""), в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован контрольно-кассовый аппарат налогоплательщиком ФИО6 (наименование места установки - "столовая"), в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован контрольно-кассовый аппарат налогоплательщиком ФИО6 (наименование места установки - " "данные изъяты"").
В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц ООО " "данные изъяты"" поставлено на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ с основным видом деятельности - 68.20 Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, а также с дополнительными видами деятельности 55.2 Деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания, 55.10 деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, 56.10 деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания, 68.2 аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, 93.29 деятельность зрелищно-развлекательная прочая, 93.29.9 деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки, 96.04 деятельность физкультурно-оздоровительная.
Согласно сведениям, предоставленным ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - краевое БТИ", а также по сведениям Фонда данных государственной кадастровой оценки, находящимся в общем доступе, при осуществлении в 2018, 2021, 2023 годах государственного кадастрового учета в соответствии с приложением N 2 к Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226, нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты" было отнесено бюджетным учреждением к оценочной группе 4 "объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункциональное значение", подгруппе 0410 "Кафе до 750 кв.м (75 человек), производственные столовые, столовые, кухни, кухни-столовые до 750 кв.м (75 человек) и более". При определении кадастровой стоимости оценочная группа указанного объекта недвижимости не изменялась, замечания к проектам отчетов об итогах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, а также заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не поступали.
Объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" отнесен оценочной группой к группе 4 "Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункциональное назначения", подгруппа 0410 "Кафе до 750 кв.м (75 человек), производственные столовые, столовые, кухни, кухни-столовые до 750 кв.м (75 человек) и более". По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена подгруппа 0411 "Кафе до 750 кв.м (75 человек), кафетерий, столовые, кухни, кухни-столовые до 750 кв.м (75 человек)". В ходе подготовки проектов отчетов об итогах государственной кадастровой оценки объекта недвижимости были рассмотрены замечания и, по итогам их рассмотрения, заявителю было отказано в их учете.
Кроме того, департаментом имущественных отношений по запросу судебной коллегии проведено обследование объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", с составлением акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, а также самого здания с кадастровым номером "данные изъяты", в котором расположено спорное помещение.
В соответствии с представленными актами в помещении с кадастровым номером "данные изъяты" расположен отель " "данные изъяты"" - 638, 1 кв.м, что составляет 98, 3% площади помещения. В помещении имеются номера, оснащённые мебелью, постельными принадлежностями, бытовой техникой; 11, 3 кв.м занимают вспомогательные помещения столовой/кафе " "данные изъяты"", что составляет 1, 7 % помещения. На здании размещены вывески с коммерческими наименованиями, а также адресная табличка. При входе имеется вывеска " "данные изъяты"". Помещение по сведениям Росреестра располагается на первом и втором этажах здания с кадастровым номером N.
Здание с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 943, 7 кв.м расположено на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" с видом разрешенного использования - эксплуатация кафе, гостиничное обслуживание, магазины.
На здании размещены вывески: " "данные изъяты"", " "данные изъяты"", " "данные изъяты"", " "данные изъяты"", " "данные изъяты"", " "данные изъяты"", " "данные изъяты" " "данные изъяты"", адресная табличка. При входе в торговый зал магазина " "данные изъяты"" размещен трафарет с режимом работы и реквизитами. Согласно сведениям Росреестра объект - нежилое здание (кафе с пристройками), которое расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" (вид разрешённого использования которого - для эксплуатации здания кафе, гостиничное обслуживание, магазины).
Столовая/кафе/бар "Лазурь" занимают 99, 6 кв.м, что составляет 10, 6% от общей площади объекта (находится кухонная зона, помещение оснащено мойками, вытяжками, печами, холодильными камерами; бар - барная стойка с напитками, кассовый аппарат, уголок потребителя, ценники; обеденные залы). Торговый зал магазина " "данные изъяты"" занимает 51, 8 кв.м, что составляет 5, 5% от общей площади объекта (помещение оснащено витринами с товаром, холодильные камеры с напитками и продуктами, уголок потребителя, ценники, кассовый аппарат). Административно - бытовые помещения магазина " "данные изъяты"" занимают 17, 8 кв.м, что составляет 1, 9 % от общей площади объекта (помещение оснащено офисной мебелью, оргтехникой, шкафом). Складские помещения столовой/кафе/бар " "данные изъяты"" занимают 31, 2 кв.м, что составляет 3, 3% от общей площади объекта (помещение оборудовано стеллажами). Складские помещения магазина "Лазурь" занимают 25, 9 кв.м, что составляет 2, 7 % от общей площади объекта (помещение оснащено стеллажами с товаром). Вспомогательные помещения столовой/кафе/бар "Лазурь" занимают 80, 5 кв. м, что составляет 8, 5 % от общей площади объекта. Отель "Лазурь" занимает 636, 9 кв.м, что составляет 67, 5 % от общей площади объекта.
Таким образом, в объекте недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" помещения, используемые для общественного питания и торговой деятельности, занимают более 20% здания (24%).
На момент рассмотрения административного дела судебной коллегией сведений об изменении данного фактического использования здания с кадастровым номером "данные изъяты" в материалы дела не представлено.
Из выводов Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, следует, что в обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости такого имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), концентрирующих потенциально доходную недвижимость.
В Определении от 11 марта 2021 года N 374-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что значимой с точки зрения налогообложения является концентрация потенциально доходной недвижимости, когда назначение, разрешенное использование или наименование помещений, составляющих не менее 20 процентов общей площади здания (строения, сооружения), предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, что определяет распространение по этому признаку повышенной налоговой нагрузки на все помещения соответствующего центра (комплекса).
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (Постановления от 22 июня 2009 года N 10-П, от 24 марта 2017 года N 9-П и от 2 июля 2020 года N 32-П; Определения от 27 октября 2015 года N 2428-О, от 8 ноября 2018 года N2796-О, от 2 июля 2019 года N 1831-О и N 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения.
Исходя из фактических обстоятельств дела судебная коллегия полагает, что включение объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" в соответствующий Перечень обусловлено фактическим размещением объекта в нежилом здании с кадастровым номером "данные изъяты", включенным в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, в связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает законных прав административного истца в сфере налогообложения и судебная коллегия находит правомерным включение в оспариваемый Перечень вышеуказанного объекта недвижимости.
Предусмотренное технической документацией предназначение нежилого здания полностью соотносится с видом разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, - "для эксплуатации здания кафе, гостиничное обслуживание, магазины", а также соответствует его фактическому использованию в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания, что, в частности, подтверждается полученной судом апелляционной инстанции от УФНС России по Краснодарскому краю информации о зарегистрированной в нежилом здании контрольно-кассовой технике.
Кроме того, данное обстоятельство подтверждается информацией из общедоступных источников информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в соответствии с которой: в здании с кадастровым номером N располагаются: пиццерия имеет установленный график работы, контактный телефон, при этом размещены фотоматериалы, иллюстрирующие помещения внутри и снаружи, имеются отзывы посетителей, в том числе за 2022, 2023, 2024 годы; магазин " "данные изъяты"" имеет установленный график работы, при этом размещены фотоматериалы, иллюстрирующие помещения снаружи, имеются отзывы посетителей, в том числе за 2022, 2023, 2024 годы; кафе " "данные изъяты"", размещены фотоматериалы, иллюстрирующие помещения внутри и снаружи, имеются отзывы посетителей, в том числе за 2021, 2022, 2023, 2024 годы; гостиница " "данные изъяты"", имеет установленный график работы, контактный телефон, при этом размещены фотоматериалы, иллюстрирующие помещения внутри и снаружи, имеются отзывы посетителей, в том числе за 2021, 2022, 2023, 2024 годы.
Таким образом, материалами административного дела подтверждается, что здание с кадастровым номером "данные изъяты" правомерно было включено в Перечень на 2023 год.
При этом нахождение принадлежащего административному истцу нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" в здании, включенном в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, вопреки позиции суда первой инстанции, являлось достаточным самостоятельным основанием для его включения в оспариваемый Перечень на 2023 год, фактическое использование этого помещения в целях, не связанных с торговой деятельностью, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора по существу.
При таких обстоятельствах на момент подготовки и утверждения Перечня на 2023 год у департамента имущественных отношений Краснодарского края имелись достаточные и объективные сведения, согласующиеся между собой, позволяющие однозначно установить назначение и фактическое использование объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности ООО " "данные изъяты"", как коммерческого.
В соответствии с частью 2 статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке апелляционным судом общей юрисдикции являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции об удовлетворении административных исковых требований ООО " "данные изъяты"" в части признания недействующим пункта 60920 Перечня на 2023 год, подлежит отмене как основанное на неправильном толковании норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 14 марта 2024 года отменить в части удовлетворения требований о признании недействующим со дня принятия пункта N "данные изъяты" Приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2022 года N 3436 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" и вынести в данной части новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Лазурь" о признании нормативных правовых актов недействующими в части - отказать.
В остальной части решение Краснодарского краевого суда от 14 марта 2024 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 25 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.