Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Семейкиной С.А.
судей Шмидт Т.Е, Колосовой С.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Морозом В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-156/2024 (3а-590/2023) по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" на решение Ставропольского краевого суда от 15 апреля 2024 г, вынесенное по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ребровское" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, заслушав доклад судьи Семейкиной С.А, представителя Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" Кузнецову В.В,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Ребровское" обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости в отношении:
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, вид объекта недвижимости: здание, наименование зерносклад, назначение нежилое, площадью 1039, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", здание 20, строение 1, по состоянию на 2 февраля 2022 года в размере 4 229 000 рублей;
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, вид объекта недвижимости: здание, наименование мельница, назначение нежилое, площадью 1171, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", по состоянию на 18 мая 2020 года в размере 4 470 000 рублей.
В обоснование административных исковых требований указало, что является собственником объектов недвижимого имущества, их кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость, что приводит к необоснованному увеличению налога на имущество организаций, исчисляемого из размера кадастровой стоимости.
Решением Ставропольского краевого суда от 15 апреля 2024 г. административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Ребровское" удовлетворено.
Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, площадью 1039, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 2 февраля 2022 года в размере 2 832 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, площадью 1171, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 18 мая 2020 года в размере 3 132 000 рублей.
Датой подачи заявления об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости постановлено считать 25 декабря 2023 г.
Период действия (применения) установленной настоящим решением суда кадастровой стоимости объектов недвижимости: с кадастровым номером N - с 2 февраля 2022 года по 31 декабря 2023 года; с кадастровым номером N - с 18 мая 2020 года по 31 декабря 2023 года.
Взыскано с Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" в пользу Федерального бюджетного учреждения Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы Министерства Юстиции Российской Федерации судебные расходы по проведению судебной оценочной экспертизы в размере 113 440 рублей.
В апелляционной жалобе ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество" считает решение суда Ставропольского краевого суда от 15 апреля 2024 года незаконным. Указывает, что учреждение не уполномочено утверждать кадастровую стоимость объектов недвижимости. В связи с этим ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество" не может являться надлежащим ответчиком. Просит отменить решение суда, вынести по делу новое решение, которым исключить ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество" из числа административных ответчиков и привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Представитель ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество" Кузнецова В.В, участвующая в судебном заседании посредством видеоконференц-связи со Ставропольским краевым судом, считает решение Ставропольского краевого суда от 15 апреля 2024 года незаконным и подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия не принимали, ходатайств об отложении судебного разбирательства - не заявляли.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ) судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, поскольку оно принято в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
Как следует из пункта 6 разъяснений данных Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ) (абзац 1).
Как следует из материалов дела общество с ограниченной ответственностью "Ребровское" является собственником объектов недвижимого имущества:
- здания с кадастровым номером N, наименование зерносклад, назначение нежилое, площадью 1039, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес";
- здания с кадастровым номером N, наименование мельница, назначение нежилое, площадью 1171, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 24 744 469, 08 рублей согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 02 февраля 2022 года определена актом об определении кадастровой стоимости от 16 февраля 2022 года ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество" N АОКС-26/2022/000037.
Оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 16 106 176, 06 рублей согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 18 мая 2020 года определена актом об определении кадастровой стоимости от 26 мая 2020 года ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество" N 99.
Согласно приказу Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 13 ноября 2023 г. N 1263 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, расположенных на территории Ставропольского края" утверждена новая кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества: с кадастровыми номерами N по состоянию на 1 января 2023 г. в размере 7 908 505, 61 рублей и 13 223 688, 61 рублей соответственно. Кадастровая стоимость объектов недвижимости, установленная для целей, определенных законодательством Российской Федерации, применяется с 1 января 2024 г.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 14, 15 Постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у административного истца сохраняется право обжалования архивной кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, с учетом срока уплаты налога на имущество организаций за указанный период, в связи с чем он имеет право на пересмотр результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В обоснование доводов о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости является завышенной, административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный ФИО8, согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимого имущества составляет:
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N по состоянию на 02 февраля 2022 года в размере 4 229 000 рублей;
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N по состоянию на 18 мая 2020 года в размере 4 470 000 рублей.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пунктах 20, 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследовав отчет об оценке объектов недвижимости, суд первой инстанции назначил по делу судебную оценочную экспертизу, проведение которой было поручено Федеральному бюджетному учреждению Северо-Кавказского регионального центра судебной экспертизы Министерства Юстиции Российской Федерации.
Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ N, подготовленному экспертом Федерального бюджетного учреждения Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы Министерства Юстиции Российской Федерации ФИО5 рыночная стоимость объектов недвижимого имущества определена:
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N по состоянию на 02 февраля 2022 года в размере 2 832 000 рублей;
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N по состоянию на 18 мая 2020 года в размере 3 132 000 рублей.
После производства экспертизы административный истец уточнил административные исковые требования, просил установить кадастровую стоимость оспариваемых объектов недвижимого имущества в размере, установленном заключением эксперта.
Давая оценку экспертному заключению, суд первой инстанции исходил из того, что названное заключение соответствует действующему законодательству Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности, содержит указание на применение экспертом при проведении исследований и производстве расчетов нормативных правовых актов и нормативных документов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, учебных пособий, справочной аналитики и коэффициентов корректировок.
Из содержания заключения следует, что исследование проводилось с применением сравнительного подхода с применением метода сравнительного анализа продаж и доходного подхода с применением метода капитализации дохода.
При определении рыночной стоимости эксперт использовал факторы, которые наиболее полно описывают отличия и сходные признаки всех исследуемых объектов с применением обоснованных корректировок, размер которых обоснован.
В заключении эксперта представлена вся необходимая информация, идентифицирующая количественные и качественные характеристики объектов оценки и объектов-аналогов, анализ рынка недвижимости, в том числе сегментов рынка объектов недвижимого имущества, к которым относятся объекты оценки.
Данные сведения подтверждены и проверяемы, в экспертном заключении имеются ссылки на используемые источники информации, к заключению приложены копии размещенных в сети Интернет объявлений в виде распечаток страниц соответствующих сайтов, позволяющих сделать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Оснований не доверять данным выводам эксперта не имеется, поскольку они соответствуют положениям законодательства об оценочной деятельности, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Заключение эксперта выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости. Эксперт является незаинтересованным в исходе административного дела лицом, перед началом производства судебной экспертизы был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Оценивая доводы апелляционной жалобы ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество" о неверном определении судом первой инстанции его процессуального статуса в качестве административного ответчика судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с положениями части 4 статьи 38 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение) (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").
Полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются в том числе: определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик (подпункты 1 и 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ
"О государственной кадастровой оценке"). Результаты определения кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки утверждаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (частью 1 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").
Частью 6 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлено, что по результатам определения кадастровой стоимости в отношении объектов, кадастровая стоимость которых установлена не в порядке государственной кадастровой оценки, а в связи с образованием объектов либо изменением их характеристик, бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости.
Полномочиями, связанными с организацией проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Ставропольского края наделено ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество", что следует из приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 августа 2018 года N 570 "О наделении государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Результаты определения кадастровой стоимости содержатся в акте об их утверждении, который является итоговым документом, содержащим результаты расчета кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Из материалов дела следует, что оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определена ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество" (акт N АОКС-26/2022/000037 от 16 февраля 2022 года; акт N 99 от 26 мая 2020 года).
Таким образом, в отношении рассматриваемых правоотношений ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество" является надлежащим ответчиком, подлежащим привлечению к участию в деле.
Распределяя судебные расходы, суд первой инстанции, с учетом положений главы 10 КАС РФ, пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 г. N 20-П, сделал обоснованный вывод о наличии оснований для взыскания судебных расходов с административного ответчика - ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество", определившего кадастровую стоимость, поскольку установленное судом расхождение между кадастровой стоимостью объектов недвижимости и определенной судом рыночной стоимостью составило более чем в два раза (88, 5% 80, 55%), что свидетельствует о наличии явных ошибок формирования методики определения кадастровой стоимости или ее применения к конкретному объекту недвижимости и повлекшей за собой нарушение конституционных прав и свобод административного истца.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, определила:
решение Ставропольского краевого суда от 15 апреля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой тридцать пятой Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.