Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Семейкиной С.А.
судей Шмидт Т.Е. и Колосовой С.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Морозом В.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-13/2024 (3а-95/2023) по административному исковому заявлению Ивановой Л.А. об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по апелляционной жалобе Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 16 мая 2024 года, которым административные исковые требования были удовлетворены, заслушав доклад судьи Семейкиной С.А,
УСТАНОВИЛА:
административный истец Иванова Л.А. обратилась в Верховный Суд Республики Калмыкия с административным исковым заявлением, в котором оспаривает результаты определения кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером N, общей площадью 619, 1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости 4 977 564 рубля по состоянию на 01.01.2021 г.
В обоснование административных исковых требований указано, что кадастровая стоимость принадлежащего ей на праве собственности объекта недвижимого имущества значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет за собой необоснованное увеличение налоговых платежей.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 16 мая 2024 года административное исковое заявление Ивановой Л.А. удовлетворено частично.
Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - помещения с кадастровым номером N, общей площадью 619, 1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" "адрес" в размере рыночной стоимости 5 182 000 рублей по состоянию на 01 января 2021 года.
Установленная кадастровая стоимость в размере 5 182 000 рублей подлежит применению с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года включительно.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости - 21 ноября 2023 года.
Взыскано с Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в пользу общества ФИО9 судебные расходы по производству судебной оценочной экспертизы в размере 50 000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, судебные расходы возложить на административного истца. Указывает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости была установлена на основании и в полном соответствии с нормами законодательства, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Считает, что экспертом допущены нарушения законодательства в сфере оценочной деятельности. Экспертом не проведен анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка. В заключении эксперта допущены ошибки. Из обстоятельств дела не усматривается, что судебные издержки по своему размеру превышают ожидаемую экономическую выгоду, которую может получить истец в связи с изменением кадастровой стоимости объекта недвижимости, в связи с чем судебные расходы не могли быть возложены на административного ответчика.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель административного истца Курнеев В.В. считает решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 16 мая 2024 г. законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношений Верховного Суда Республики Калмыкия - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Учитывая положения статей 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
На основании части 1 статьи 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости, вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Федерального закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно статье 400 Налогового кодекса российской Федерации плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего кодекса, в том числе на жилой дом, квартиру, строение, сооружение, помещение.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1)жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здания, строение, сооружение, помещение.
В силу положений части 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Из материалов дела следует, что административный истец Иванова Л.А. является собственником объекта недвижимого имущества - помещения с кадастровым номером N, общей площадью 619, 1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2021 г. установлена приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 14 сентября 2021 года N 106-од "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Калмыкия" и составила 14 523 755, 03 рублей, дата начала применения кадастровой стоимости - 01.01.2022 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ N КУВИ- N.
Приказом Министерства по земельным и имущественным отношения Республики Калмыкия от 11 сентября 2023 года N 145-од "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на территории Республики Калмыкия зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест" утверждена новая кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером N в размере 12 543 492, 45 рублей, которая применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2024 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N N.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 14, 15 Постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у административного истца сохраняется право обжалования архивной кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, с учетом срока уплаты налога на имущество физических лиц за указанный период, с учетом положений статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем он имеет право на пересмотр результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В обоснование доводов о том, что кадастровая стоимость объекта недвижимости является завышенной, административный истец представил отчет об оценке частнопрактикующего оценщика ФИО5 N N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2021 г. составила 4 977 564 рубля.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пунктах 20, 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследовав отчет об оценке объекта недвижимости, по ходатайству Министерства по земельным и имущественным отношений Республики Калмыкия, суд первой инстанции назначил по делу судебную оценочную экспертизу, проведение которой было поручено ФИО10
Согласно заключению эксперта ФИО11 N от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2021 г. определена в размере 5 182 000 рублей.
Давая оценку экспертному заключению, суд первой инстанции исходил из того, что названное заключение соответствует действующему законодательству Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности, содержит указание на применение экспертом при проведении исследований и производстве расчетов нормативных правовых актов и нормативных документов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, учебных пособий, справочной аналитики и коэффициентов корректировок.
Из содержания заключения следует, что исследование проводилось с применением сравнительного подхода с применением метода сравнительного анализа продаж.
В заключении приведено подробное описание объекта исследования - нежилого помещения, указаны его основные количественные и качественные характеристики.
В заключении эксперта представлена вся необходимая информация, идентифицирующая количественные и качественные характеристики объекта оценки и объектов-аналогов, анализ рынка недвижимости, в том числе сегментов рынка объектов недвижимого имущества, к которым относится объект оценки - офисно-торговая недвижимость.
Данные сведения подтверждены и проверяемы, в экспертном заключении имеются ссылки на используемые источники информации, к заключению приложены копии размещенных в сети Интернет объявлений в виде распечаток страниц соответствующих сайтов, позволяющих сделать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
В рамках сравнительного подхода методом сравнительного анализа сделок применены корректировки на уторговывание, на площадь для всех объектов - аналогов, их размер обоснован в заключении эксперта.
Оснований не доверять данным выводам эксперта не имеется, поскольку они соответствуют положениям законодательства об оценочной деятельности, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Заключение эксперта выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости. Эксперт является незаинтересованным в исходе административного дела лицом, перед началом производства судебной экспертизы был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Распределяя судебные расходы, суд первой инстанции, с учетом положений главы 10 КАС РФ, пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 г. N 20-П, сделал обоснованный вывод о наличии оснований для взыскания судебных расходов с административного ответчика - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, определившего кадастровую стоимость, поскольку установленное судом расхождение между кадастровой стоимостью объекта недвижимости и определенной судом рыночной стоимостью составило более чем в два раза (64, 3 %), что свидетельствует о наличии явных ошибок формирования методики определения кадастровой стоимости или ее применения к конкретному объекту недвижимости и повлекшей за собой нарушение конституционных прав и свобод административного истца.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, определила:
решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 16 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношений Республики Калмыкия - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой тридцать пятой Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.