Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Струковой А.А, судей Брянцевой Н.В, Колпаковой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нестеренко Л.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-132/2024 по административному исковому заявлению Михули Олега Васильевича об оспаривании решения Севастопольской городской избирательной комиссии от 13 июля 2024 года N 15/95-3 "Об исключении кандидатов из заверенного городского списка кандидатов в депутаты Законодательного собрания города Севастополя третьего созыва, выдвинутого избирательным объединением Политическая партия Коммунистическая партия Коммунисты России" в части исключения из заверенного списка кандидатов кандидата Михули О.В.
по апелляционной жалобе Михули Олега Васильевича на решение Севастопольского городского суда от 19 июля 2024 года об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Струковой А.А, объяснения Михули О.В, поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителя Севастопольской городской избирательной комиссии - Адмаевой И.С, полагавшей решение законным и обоснованным, заключение старшего прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Законодательного Собрания города Севастополя от 31 мая 2024 года N 1222 назначены на 8 сентября 2024 года выборы депутатов Законодательного Собрания города Севастополя третьего созыва.
Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 3 июля 2024 года N 8/69-3 заверен городской список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя третьего созыва в количестве 24 человек, выдвинутый избирательным объединением "Коммунистическая партия Коммунисты России", в состав которого под N 3 включен Михуля О.В.
Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 13 июля 2024 года N 15/95-3 из заверенного списка кандидатов исключен, помимо иных лиц, кандидат Михуля О.В. по мотиву отсутствия пассивного избирательного права (подпункт "а" пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2022 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункт 1 части 6 статьи 41 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года N 4-ЗС "О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя").
Михуля О.В. обратился 16 июля 2024 года в Севастопольский городской суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что по смыслу пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и части 4 статьи 4 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года N 4-ЗС гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, не может быть признан избранным депутатом, что, по мнению административного истца, само по себе не препятствует участию в избирательном процессе в качестве зарегистрированного кандидата.
Кроме того, в информации, предоставленной УМВД России по городу Севастополю письмом от 12 июля 2024 года N 33/7592, отсутствуют сведения о наличии у Михули О.В. гражданства иностранного государства, а имеются лишь данные об отсутствии сведений о подаче заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины.
В то же время, избирательное законодательство не устанавливает обязанности по предоставлению кандидатом сведений о подаче заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины, в том числе соответствующие документы не требовалось предоставлять в ходе предыдущей избирательной компании 2019 года, в которой Михуля О.В. принимал участие.
В извещении от 9 июля 2024 года о выявленных недостатках в документах, представленных избирательным объединением, направленном в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ избирательному объединению "Коммунистической партии Коммунисты России", не имеется указания о необходимости предоставления сведений о подаче Михулей О.В. заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины и, более того, соответствующее извещение в адрес кандидата Михули О.В. не направлялось, в связи с чем, по мнению административного истца, он не подлежал исключению из заверенного списка кандидатов.
Также административный истец утверждал, что гражданство Украины было им утрачено при получении паспорта гражданина Российской Федерации в 2014 году.
С учетом изложенного просил признать незаконным решение избирательной комиссии от 13 июля 2024 года N 15/95-3 в части исключения из заверенного списка кандидатов кандидата Михули О.В.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено избирательное объединение "Коммунистическая партия Коммунисты России".
Решением Севастопольского городского суда от 19 июля 2024 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Михуля О.В. просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая на том, что в отсутствие соглашения между Российской Федерацией и Украиной о двойном гражданстве при выдаче Михуле О.В. в 2014 году паспорта гражданина Российской Федерации им было утрачено гражданство Украины, вследствие чего его исключение из заверенного списка кандидатов неправомерно.
Относительно доводов апелляционной жалобы представлены письменные возражения Севастопольской городской избирательной комиссией и участвовавшим в деле прокурором.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, избирательное объединение представителя для участия в судебном заседании не направило, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявило.
В соответствии с положениями части 3 статьи 243, части 1 статьи 307 КАС РФ судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании подпункта "а" пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2022 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и аналогичного по содержанию пункта 1 части 6 статьи 41 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года N 4-ЗС "О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя" основанием исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является отсутствие у кандидата пассивного избирательного права.
Согласно пункту 3.1 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В силу статьи 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в г.Москве 18 марта 2014 года) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Аналогичная норма предусмотрена в части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь", согласно которой со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
В части 2 этой же статьи было закреплено, что документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, выдаются в течение трех месяцев со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19 марта 2014 года N 6-П "По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" высказался о том, что статья 5 Договора от 18 марта 2014 года не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку не принуждает к отказу от имеющегося на день принятия Республики Крым в Российскую Федерацию гражданства и гарантирует приобретение, при желании, гражданства Российской Федерации, без необходимости предпринимать для этого какие-либо действия.
Таким образом, статьей 5 Договора от 18 марта 2014 года и частью 1 статьи 4 Федерального закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ урегулирован вопрос приобретения гражданства Российской Федерации гражданами Украины и лицами без гражданства, которые постоянно проживали на территории Республики Крым и города Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года (при наличии соответствующего волеизъявления).
В то же время, вопрос сохранения либо прекращения у таких лиц гражданства Украины не был урегулирован ни Договором от 18 марта 2014 года, ни статьей 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ (в ее первоначальной редакции).
В соответствии со статьей 6 Договора от 18 марта 2014 года со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В названном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 марта 2014 года N 6-П отмечено, что наличие переходного периода само по себе является необходимым следствием образования в Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Его конкретное содержание в рассматриваемом Договоре не определяется - за некоторыми исключениями, подлежащими конституционно-правовой оценке применительно к другим его статьям, и должно получить нормативное развитие в федеральном конституционном законе о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и в уточняющем и конкретизирующем его положения отраслевом законодательстве, с тем чтобы обеспечить баланс потребностей интеграции новых субъектов в Российскую Федерацию, с одной стороны, и иных конституционных ценностей, с другой.
В развитие этой нормы Федеральным конституционным законом от 29 декабря 2014 года N 19-ФКЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 12 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" статья 4 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ была дополнена частью 4, согласно которой лицо, признанное в соответствии с частью 1 настоящей статьи гражданином Российской Федерации и получившее документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, признается на территории Российской Федерации гражданином, не имеющим гражданства иностранного государства, в случае подачи им заявления о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства. Заявление о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции. Вместе с заявлением о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства представляется документ, подтверждающий наличие иного гражданства.
Федеральный конституционный закон от 29 декабря 2014 года N 19-ФКЗ вступил в силу со дня его официального опубликования 29 декабря 2014 года.
В дальнейшем 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный конституционный закон от 11 июня 2021 года N 1-ФКЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно актуальной редакции части 4 статьи 4 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ (в редакции Федерального конституционного закона от 11 июня 2021 года N 1-ФКЗ) граждане Российской Федерации, признанные таковыми в соответствии с частью 1 настоящей статьи и получившие документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имевшие гражданство Украины, постоянно проживавшие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов приобретшие гражданство Российской Федерации либо подавшие заявление о приобретении гражданства Российской Федерации, признаются гражданами Российской Федерации, не имеющими гражданства Украины, в случае подачи ими заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины.
Одновременно этим же Федеральным конституционным законом от 11 июня 2021 года N 1-ФКЗ статья 4 была дополнена частью 5, в котором урегулирован вопрос сохранения либо прекращения гражданства Украины у тех граждан Российской Федерации, которые по состоянию на 18 марта 2014 года являлись несовершеннолетними детьми и оба родителя либо единственный родитель которых являются гражданами Российской Федерации.
В части 6 статьи 4 закреплено, что заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины, указанное в частях 4 и 5 настоящей статьи, подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции. Вместе с указанным заявлением представляются документы, подтверждающие наличие гражданства Украины. Граждане Российской Федерации, имевшие гражданство Украины, постоянно проживавшие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов приобретшие гражданство Российской Федерации либо подавшие заявление о приобретении гражданства Российской Федерации, представляют также документы, подтверждающие факт их постоянного проживания на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Таким образом, правовой механизм прекращения гражданства Украины у лиц, которые признаны гражданами Российской Федерации на основании статьи 5 Договора от 18 марта 2014 года и части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, впервые был закреплен Федеральным конституционным законом от 29 декабря 2014 года N 19-ФКЗ и в дальнейшем уточнен Федеральным конституционным законом от 11 июня 2021 года N 1-ФКЗ.
По делу установлено, что Михуля О.В. по состоянию на 18 марта 2014 года постоянно проживал на территории города Севастополя, признан гражданином Российской Федерации на основании части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, 9 апреля 2014 года ему выдан паспорт гражданина Российской Федерации, который в дальнейшем, 9 августа 2016 года, в связи с достижением 45 лет был заменен на новый паспорт гражданина Российской Федерации.
В административном исковом заявлении Михуля О.В. не указывал на то обстоятельство, что им было подано в установленном порядке заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины.
В заседании суда апелляционной инстанции Михуля О.В. утверждал, что соответствующее заявление было им подано одновременно с заявлением о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации в апреле 2014 года, ссылаясь при этом на отсутствие каких-либо подтверждающих документов.
Давая правовую оценку этим доводам, судебная коллегия полагает их неубедительными при том, что, как указано выше, правовая норма, регулирующая порядок и основание прекращения гражданства Украины у лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, впервые вступила в силу 29 декабря 2014 года, вследствие чего принадлежность Михули О.В. к гражданству Украины не могла быть прекращена при получении 9 апреля 2014 года паспорта гражданина Российской Федерации.
Согласно информации от 12 июля 2024 года, предоставленной УМВД России по г.Севастополю в Севастопольскую городскую избирательную комиссию, данные о подаче Михулей О.В. заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины, отсутствуют.
Аналогичная информация предоставлена в суд апелляционной инстанции Управлением по делам миграции УМВД России по г.Севастополю, которое дополнительно сообщило, что порядок рассмотрения заявления о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства (Украины) первоначально был определен в соответствии с разъяснениями Федеральной миграционной службы России от 15 января 2015 года N НС-1/6-197, при этом соответствующее заявление подавалось в миграционный орган с предоставлением документа, подтверждающего наличие гражданства иностранного государства, прием заявления о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства подтверждался выдаваемой заявителю справкой, принятые заявления подлежали сканированию для ввода информации в электронную базу данных ППО "Территория", учет заявлений осуществлялся в соответствующих журналах, по имеющимся электронным информационным базам УВМ УМВД России по г.Севастополю (ППО "Территория" и Государственная информационная система миграционного учета) сведения об обращении Михули О.В. с заявлением о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства (Украины) отсутствуют.
По смыслу части 7 статьи 4 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ (в редакции Федерального конституционного закона от 11 июня 2021 года N 1-ФКЗ) положения законодательства Российской Федерации, предусматривающие ограничения в отношении граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства, не применяются только к тем гражданам Российской Федерации, которые признаны в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи гражданами Российской Федерации, не имеющими гражданства Украины, и которые не имеют гражданства другого иностранного государства.
Из приведенных норм следует, что само по себе приобретение гражданства Российской Федерации на основании части 1 статьи 4 Федерального закона N 6-ФКЗ не влечет за собой прекращение гражданства Украины в отсутствие заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины, поданного в соответствии с частью 4 этой же статьи.
В пункте 86 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что ограничение конституционного права быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (далее - ограничение пассивного избирательного права) ведет к исключению определенных категорий граждан из числа лиц, имеющих право претендовать на занятие выборной публичной должности, и устанавливается статьей 4 Федерального закона N 67-ФЗ, которая относит к ним в том числе граждан Российской Федерации, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане могут быть избраны в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Следует учитывать, что факт прекращения гражданства иностранного государства подтверждается соответствующим документом, выданным уполномоченным органом этого государства в установленном порядке, и направлением уведомления о прекращении гражданства в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, установленном законом. Отсутствие письменного уведомления о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве, направленного в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства или месту пребывания данного гражданина в пределах территории Российской Федерации, а при их отсутствии - по месту фактического нахождения, с приложением в том числе копии документа о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве является основанием для отказа в регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации, аннулирования регистрации.
Отсутствие такого документа, равно как и инициирование лицом процедуры выхода из гражданства иностранного государства, не свидетельствует о выходе из гражданства (отсутствии гражданства) и наличии у гражданина пассивного избирательного права, за исключением случаев, установленных законодательством.
Принимая во внимание отсутствие объективных данных о том, что принадлежность гражданина Российской Федерации Михули О.В. к гражданству иностранного государства (Украины) в установленном порядке прекращена, суд первой инстанции, оставляя без удовлетворения заявленные Михулей О.В. требования, правомерно согласился с позицией Севастопольской городской избирательной комиссии об отсутствии у Михули О.В. пассивного избирательного права.
Ссылки административного истца на отсутствие между Российской Федерацией и Украиной международного договора о двойном гражданстве этих выводов не опровергают при том, что в случае признания гражданина Украины, постоянного проживавшего на территории Республики Крым и Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, гражданином Российской Федерации, в отсутствие заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины такой гражданин признается лицом с множественным гражданством, под которым на основании пункта 11 статьи 4 Федерального закона от 28 апреля 2023 года N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" понимается наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор о двойном гражданстве.
Вопреки доводам апелляционной жалобы административного истца, к спорным правоотношениям положения пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ не применимы, учитывая, что избирательной комиссии до получения 12 июля 2024 года соответствующей информации из УМВД России по г.Севастополю не было и не могло быть известно об отсутствии у Михули О.В, включенного в заверенный список кандидатов, документа, подтверждающего прекращение гражданства иностранного государства.
Поскольку отсутствие у кандидата пассивного избирательного права является самостоятельным основанием для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов (подпункт "а" пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2022 года N 67-ФЗ), суд первой инстанции обоснованно оставил без удовлетворения заявленные Михулей О.В. административные исковые требования.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Севастопольского городского суда от 19 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Михули Олега Васильевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
В окончательной форме апелляционной определение изготовлено 6 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.