Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу Саповского А.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 30 судебного района "Центральный округ города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края", исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 32 судебного района "Центральный округ города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края" от 27 декабря 2023 года, решение судьи Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 30 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью "Восток Запад" Саповского А.Н.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 30 судебного района "Центральный округ города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края", исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 32 судебного района "Центральный округ города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края" от 27 декабря 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 30 января 2024 года, директор общества с ограниченной ответственностью "Восток Запад" (далее - ООО "Восток Запад", Общество) Саповский А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, Саповский А.Н. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, дело возвратить на новое рассмотрение.
Изучение доводов жалобы, представленных материалов позволяет прийти к следующим выводам.
Статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ), что влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В силу части 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 названного Федерального закона, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 при рассмотрении дел об административных правонарушениях по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует учитывать, что предусмотренная частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ обязанность возникает у работодателя при заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы.
Как установлено по делу, между ООО "Восток Запад", в лице директора Общества Саповского А.Н, и ФИО, 26 сентября 2022 года заключён трудовой договор, приказом от 26 сентября 2022 года N ФИО с 26 сентября 2022 года принята на работу в Общество на должность агента.
На основании приказа УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО освобождена от замещаемой должности старшего специалиста 2 разряда (по ведению делопроизводства) отдела судебных приставов по Комсомольскому району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области и уволена ДД.ММ.ГГГГ с федеральной государственной гражданской службы.
Ранее замещаемая ФИО должность старшего специалиста 2 разряда включена в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие органов принудительного исполнения Российской Федерации обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утверждённый приказом ФССП России от 03 августа 2022 года N 536.
Вместе с тем, в нарушение требований части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции директором ООО "Восток Запад" Саповским А.Н. уведомление о трудоустройстве бывшего государственного служащего ФИО в адрес УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области в установленный срок не направлено.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц Саповский А.Н. является директором ООО "Восток Запад".
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ООО "Восток Запад" Саповского А.Н. к административной ответственности, установленной статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, подробный перечень которых приведён в оспариваемых судебных актах, получившими оценку по правилам, установленным статьёй 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьёй 26.1 указанного Кодекса.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе о том, что наименование должности "старший специалист 2 разряда (по ведению делопроизводства)" не соответствует наименованию указанной должности в Перечне, утверждённом приказом ФССП России от 03 августа 2022 года N 536, были предметом проверки судей предыдущих инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведённым в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 разъяснено, что ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры).
Единственным требованием, предъявляемым к работодателю в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, с которым закон связывает непривлечение работодателя к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является сообщение работодателем, не являющимся руководителем органа государственной власти либо местного самоуправления, в десятидневный срок сведений о заключении трудового договора представителю нанимателя государственного служащего по последнему месту его службы.
Указанное сообщение направляется независимо от того, входили ли в должностные обязанности бывшего государственного служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним указанные договоры.
Иных оснований, с которым закон связывает возможность освобождения руководителя предприятия, учреждения, организации, образованных вне зависимости от организационно правовых форм, от административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующим законодательством не предусмотрено.
Данные требования едины для всех руководителей предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, что согласуется с частью 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения директора ООО "Восток Запад" Саповского А.Н. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 30 судебного района "Центральный округ города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края", исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 32 судебного района "Центральный округ города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края" от 27 декабря 2023 года, решение судьи Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 30 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью "Восток Запад" Саповского А.Н, оставить без изменения, жалобу Саповского А.Н. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал директора общества виновным в административном правонарушении за неуведомление о трудоустройстве бывшего государственного служащего, что нарушает требования антикоррупционного законодательства. Судебные акты предыдущих инстанций оставлены без изменения, доводы жалобы о незаконности отклонены как необоснованные. Административное наказание назначено в пределах предусмотренной санкции.