Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 2 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 ноября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Лыковой К.Н. к ОГИБДД УМВД России по г.Хабаровску, УМВД России по г.Хабаровску, УМВД России по Хабаровскому краю об оспаривании решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Лыкова К.Н. обратилась в Хабаровский районный суд Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением, с учетом уточнений просила признать незаконным решение ОГИБДД УМВД России по г.Хабаровску от 10 ноября 2022 года N об отказе в выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства "данные изъяты" (N с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, обязать ОГИБДД УМВД России по г.Хабаровску выдать свидетельство о соответствии указанного транспортного средства требованиям безопасности.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 5 мая 2021 года она приобрела автомобиль "данные изъяты", получила 19 января 2022 года заключение предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства на предмет возможности внесения изменений, согласно описанию работ после внесения изменений в конструкцию тип ТС - легковой категории "В" Ml с правом перевозки 8 (восьми) пассажиров. 1 декабря 2022 года Лыкова К.Н. получила положительное решение ОГИБДД УМВД России по г..Хабаровску на внесение изменений в транспортное средство, а именно - на демонтаж одного сиденья. В дальнейшем истец получила Протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в нее изменений от 6 октября 2022 года испытательной лаборатории "УСЛУГИ-АВТО", согласно которому демонтаж пассажирских сидений и изменение пассажирского салона осуществлено в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств". Обратившись 20 октября 2022 года в ОГИБДД УМВД России по г..Хабаровску с заявлением о выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, 27 октября 2022 года получила отказ в выдаче свидетельства по основаниям п.8-10 примечания к Приложению N 2 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), п.п."к" п.10 Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утв. Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2019 года N 413.
Письмом от 10 ноября 2022 года N 3/222707086945 ОГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю подтверждено принятие решения об отказе в выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 2 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 ноября 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований Лыковой К.Н. отказано.
29 мая 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Лыковой К.Н, поданная через Хабаровский районный суд Хабаровского края 22 мая 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
В обоснование кассационной жалобы административный истец указала, что отсутствуют законные основания полагать, что в заключении предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства на предмет возможного внесения изменений имеются сведения, противоречащие требованиям безопасности к транспортным средствам, установленным техническим регламентом.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 мая 2024 года кассационная жалоба Лыковой К.Н. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учёте, его государственный учёт не прекращен, и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.
После внесения изменения в конструкцию состоящих на государственном учете транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
В соответствии с разделом II ТС 018/2011 внесение изменений в конструкцию транспортного средства - это исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.
В силу пункта 78 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 877, внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая проверка выполнения требований настоящего технического регламента осуществляются по разрешению и под контролем подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, установленном нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза.
По результатам рассмотрения представленных документов территориальное подразделение органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением N 18 к техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин (п.79 Технического регламента).Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2019 года N 413 утверждены Правила внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".
В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 вышеуказанных Правил для получения разрешения владелец транспортного средства или его доверенное лицо представляет в подразделение Госавтоинспекции документы, в том числе заключение предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства на предмет возможности внесения в нее изменений, соответствующее требованиям к ее содержанию согласно приложению N 1 (далее - заключение), выданное уполномоченной организацией.
Подразделение Госавтоинспекции осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, и по ее результатам выдает разрешение или отказывает в его выдаче с указанием причин отказа (пункт 6 Правил).
Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если заключение содержит сведения, противоречащие требованиям безопасности к транспортным средствам, установленным техническим регламентом (подпункт "г" пункта 7 Правил).
Согласно подпункту "к" пункта 10 Правил решение об отказе в выдаче свидетельства принимается в случае если внесенные изменения в конструкцию транспортного средства не соответствуют изменениям, указанным в разрешении, и (или) протоколе проверки, и (или) не соответствуют требованиям технического регламента.
В силу положений пунктов 69.2, 69.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства, утвержденного приказом МВД России от 10 сентября 2019 года N 612, основаниями для отказа в выдаче разрешения являются: представление документов, предусмотренных пунктом 21 Административного регламента, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, содержащих недостоверную информацию, имеющих признаки подделки, а также находящихся в числе утраченных (похищенных); несоответствие сведений, указанных в заключении, требованиям безопасности к транспортным средствам, установленным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 877.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, Лыкова К.Н. 27 января 2022 года обратилась в ОГИБДД УМВД России по г.Хабаровску с заявлением о выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства "данные изъяты", категория D, тип транспортного средства - автобус прочее, государственный регистрационный знак N N идентификационный номер - отсутствует, год выпуска - 1990, модель двигателя N N, шасси - отсутствует, номер кузова - N, цвет - голубой, а именно: демонтировать 1 (одно) пассажирское сидение согласно схеме с целью перевода автомобиля из категории "D" в категорию "В", заменить цвет "голубой" на цвет "бежевый".
К заявлению Лыковой К.Н. приложено заключение предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства на предмет возможности внесения изменений ООО "УСЛУГИ-АВТО", в котором содержится описание работ, необходимых для внесения предполагаемых изменений в транспортное средство.
ОГИБДД УМВД России по г.Хабаровску 28 января 2022 года принято положительное решение на внесение вышеназванных изменений.
ООО "Автотехцентр Сателлит" проведены работы по внесению изменений в планировку салона кузова, демонтировано одно пассажирское сиденье, рядом с водителем имеется штатное пассажирское сидение на 1 (одно) место. Общее число посадочных мест, не считая места водителя, составило 8. Крепления сиденья демонтированы с установкой заглушек, исключающих возможность дальнейшего использования демонтированного пассажирского сиденья.
Лыковой К.Н. получен Протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в неё изменений от 6 октября 2022 года испытательной лаборатории "УСЛУГИ-АВТО", согласно которому демонтаж пассажирских сидений и изменение пассажирского салона осуществлено в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".
20 октября 2022 года административный истец обратилась в ОГИБДД УМВД России по г.Хабаровску с заявлением о выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, на что получила отказ от 27 октября 2022 года со ссылкой на п.8-10 примечания к Приложению N 2 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), п.п."к" п.10 Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утв. Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2019 года N 413.
Письмом от 10 ноября 2022 года N 3/222707086945 ОГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю подтвердило принятие решения об отказе в выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Полагая отказ ОГИБДД УМВД России по г.Хабаровску от 10 ноября 2022 года N 3/222707086945 в выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства требованиям безопасности незаконным, нарушающим ее права, Лыкова К.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Лыковой К.Н, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, пришли к выводу о том, что административным ответчиком правомерно отказано в выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства.
При этом суды исходили из того, что согласно пункту 1 примечания к таблице 1 приложения N 1 к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 877, транспортное средство, имеющее не более восьми мест для сидения, не считая места водителя, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, относится к категории М1, если произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) превышает расчетную массу перевозимого одновременно с пассажирами груза, а принадлежащему административному истцу транспортному средству "данные изъяты" HIACE при выпуске в обращение был присвоен тип ТС "автобус", относящийся к категории М2. Поскольку целью переоборудования транспортного средства административного истца является изменение его категории с категории "Д" на категорию "В", однако, оценку установленных техническим регламентом требований, применяемых к легковым транспортным средствам категории M 1, оно не проходило, и необходимый комплекс исследований в соответствии с обязательным для применения ГОСТ 33670-2015 испытательной лабораторией, выдавшее заключение, не проводился, что ведёт к несоблюдению требований безопасности к транспортным средствам, установленным Техническим регламентом, оснований для признания незаконными действий сотрудников УМВД России по Хабаровскому краю, выразившихся в отказе в выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию указанного транспортного средства, не имеется.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе.
Доводы кассационной жалобы Лыковой К.Н. о том, что заключение предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства на предмет возможного внесения изменений содержит все необходимые для этого выводы, - основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного истца, изложенную ею при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 2 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лыковой К.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.