Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 апреля 2009 г. N Ф04-2435/2009(5229-А75-32)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Мегионское управление буровых работ" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ХМАО - Югра) с заявлением к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - отделение ФСС России) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе зачесть выплаты на социальные пособия за второй квартал 2008 года, исчисленные с учетом районного коэффициента 1,7.
Заявленные требования мотивированы отказом отделения ФСС России зачесть разницу суммы, образовавшуюся между суммой пособий, исчисленных отделением ФСС России, исходя из заработной платы с применением коэффициента 1,5 и суммой пособий, исчисленных и уплаченных Обществом работникам, исходя из заработной платы с применением коэффициента 1,7.
Решением от 17.11.2008 Арбитражного суда ХМАО - Югры, оставленным без изменения постановлением от 05.02.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит указанные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
Отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что Обществом 11.07.2008 в отделение ФСС России представлена расчетная ведомость за 2 квартал 2008 года по средствам пособий уплаченных работникам, в которую в разделе 1 "Расходы на цели обязательного социального страхования" Обществом были включены суммы расходов Общества на выплату социальных пособий с применением районного коэффициента 1,7, установленного и применяемого в ХМАО - Югре при исчислении заработной платы.
Отделением ФСС России в этот раздел внесены коррективы, выплата пособия принята с коэффициентом 1,5 по мотиву, что федеральным законодательством коэффициент 1,7 для ХМАО - Югры не установлен.
В связи с тем, что письмом от 16.07.2008 ФСС России Обществу отказано в принятии к зачету сумм пособий, начисленных с коэффициентом 1,7, оно обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные по делу требования, признали, что заявитель правомерно выплачивал пособия в размере полного заработка с применением районного коэффициента 1,7.
При этом суды исходили из пункта 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (с изменениями от 29.10.1992), положений Закона Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 09.12.2004 N 76-ОЗ "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты - Мансийском автономном округе, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа", согласно которому лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа, учащимся, студентам, получающим стипендии за счет бюджета автономного округа, обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, находящихся в ведении автономного округа, и лицам, являющимся получателями ежемесячного пособия на ребенка (детей) из средств бюджета автономного округа, при исчислении заработной платы, стипендии и пособия установлен районный коэффициент в размере 1,7, Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями".
В соответствии с действующим законодательством размеры государственных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, единовременных пособий при рождении ребенка, ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, пособий на погребение в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с учетом этих коэффициентов.
Согласно статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.
Статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением их коэффициентов.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 4520-1 от 19.02.1993 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С момента введения в действие Трудового кодекса и указанного Федерального закона по настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре.
Поскольку до настоящего времени закона не принято, суды обеих инстанций в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации обоснованно руководствовались нормами законодательства СССР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.
Ссылка отделения ФСС России в кассационной жалобе на информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 09.06.2003 N 1199-16, Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06.2003 N 25-23/5995 "О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке" несостоятельна, поскольку данный документ не относится к нормативным актам и носит информационный характер.
Арбитражные суды сделали правильный вывод, что Общество правомерно выплачивало пособия в размере полного заработка с применением районного коэффициента 1,7, а формирование расходной части средств Фонда (на выплату социальных пособий) с применением районного коэффициента 1,5 является неправомерным, поскольку судом установлено и материалами дела подтверждено, что на законных основаниях заработная плата на территории ХМАО - Югры всем работникам, в том числе, работникам Общества, исчисляется с коэффициентом 1,7.
Арбитражными судами обеих инстанций правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судов, и им дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда переоценке не подлежат.
По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 17.11.2008 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и постановление от 05.02.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-4737/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 апреля 2009 г. N Ф04-2435/2009(5229-А75-32)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании