город Омск
05 февраля 2009 г. |
Дело N А75-4737/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тайченачевым П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6428/2008) Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.11.2008 по делу N А75-4737/2008 (судья Загоруйко Н.Б.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мегионское управление буровых работ" к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании незаконными действий, выразившихся в отказе, отраженном в письме N 01/3999-10 от 16.07.2008,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Мегионское управление буровых работ" - не явился, извещен;
от Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Решением от 17.11.2008 по делу N А75-4737/2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью "Мегионское управление буровых работ" (далее по тексту - ООО "Мегионское управление буровых работ", Общество), признал незаконными действия Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - РО ФСС по ХМАО-Югре, Учреждение), выразившихся в отказе, отраженном в письме от 16.07.2008 N 01/3999-10, зачесть выплаты на социальные пособия за 2 квартал 2008 года с районным коэффициентом 1,7.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае подлежат применению следующие нормативные акты: пункт 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (с изменениями от 29.10.1992), Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.12.2004 N 76-оз "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа", согласно которому лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа, учащимся, студентам, получающим стипендии за счет бюджета автономного округа, обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, находящихся в ведении автономного округа, и лицам, являющимся получателями ежемесячного пособия на ребенка (детей) из средств бюджета автономного округа, при исчислении заработной платы, стипендии и пособия установлен районный коэффициент в размере 1,7, Постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями".
Кроме того, поскольку заработная плата работникам Общества выплачивается с районным коэффициентом 1,7, то страховые взносы в ФСС РФ исчисляются и уплачиваются с применением коэффициента 1,7, а потому работники Общества имеют право на получение пособия при рождении ребенка, женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности с районным коэффициентом 1,7, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
В апелляционной жалобе Учреждение просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Учреждение ссылается на то, что в данном случае в силу пункта 55 постановления Совета Министров Российской Федерации от 20.03.1991 N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РФСФР", следует применять районный коэффициент, установленный на федеральном уровне для непроизводственных отраслей. Для северной части автономного округа (севернее 60° северной широты) установлен районный коэффициент к заработной плате - 1,5: для южной части автономного округа (южнее 60° северной широты) установлен районный коэффициент к заработной плате - 1,3 (информационное письмо Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.05./19.06.2003 N 1199-16/670-25/5995).
Общество, в соответствии с представленным письменным отзывом на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
Учреждение и Общество, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Ходатайства об отложении судебного заседания не представлены. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Общество 11.07.2008 представило в РО ФСС по ХМАО-Югре расчетную ведомость за 2 квартал 2008 года по средствам ФСС РФ. В раздел 1 Ведомости "Расходы на цели обязательного социального страхования" включены суммы расходов Общества на выплату социальных пособий с применением районного коэффициента 1,7.
Отделением Фонда социального страхования в этот раздел внесены коррективы, а именно - выплата вышеуказанных пособий принята с коэффициентом 1,5.
Письмом РО ФСС по ХМАО-Югре от 16.07.2008 исх. N 01/3999-10 Обществу отказано в принятии к зачету суммы пособия, начисленного с коэффициентом 1,7. В обоснование своих доводов Фонд социального страхования приводит позицию Совета Министров РФ, изложенную в Постановлении от 20.03.1991 N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.1995 N 884) и Информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 N 670-9, Пенсионного фонда РФ от 09.06.2003 N 25-23/5995 "О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке".
Общество, не согласившись с действиями Учреждения по уменьшению коэффициента с 1,7 до 1,5, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконными указанных действий.
Решением суда первой инстанции требования Общества удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Учреждением в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу положений статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации, коллективными договорами, соглашениями, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации и работодателей.
В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.
Статья 316 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Аналогичная норма содержится в статье 10 Федерального закона от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", согласно частям 1 и 2 которой размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Однако с момента введения в действие Трудового кодекса и указанного Федерального закона и по настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе.
Статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Таким образом, исходя из требований статьи 423 Трудового кодекса, а также исходя из вышеуказанных принципов, содержащихся в Конституции Российской Федерации и нормах международного права, суд апелляционной инстанции считает, что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению следующие нормативные акты: пункт 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (с изменениями от 29.10.1992); Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.12.2004 N 76-оз "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа", согласно которому лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа, учащимся, студентам, получающим стипендии за счет бюджета автономного округа, обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, находящихся в ведении автономного округа, и лицам, являющимся получателями ежемесячного пособия на ребенка (детей) из средств бюджета автономного округа, при исчислении заработной платы, стипендии и пособия установлен районный коэффициент в размере 1,7; Постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями".
В настоящее время продолжает действовать Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 N 611/35 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60° северной широты Тюменской области" (с изменениями от 4 мая 1978 года).
Данным документом на территории Ханты- Мансийского округа для работников указанных отраслей утвержден районный коэффициент 1,7, следовательно, арбитражный суд первой инстанции правомерно применил указанные выше нормы права по аналогии закона и аналогии права.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с законодательством средства Фонда социального страхования формируются, в том числе и за счет средств, уплачиваемых организациями в составе единого социального налога. В соответствии со статьей 237 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по единому социальному налогу учитываются любые выплаты и вознаграждения работникам, в том числе и суммы районного коэффициента, который учитывается в составе заработной платы.
Поскольку заработная плата работникам Общества выплачивается с районным коэффициентом 1,7, то и страховые взносы в ФСС РФ исчисляются и уплачиваются с применением коэффициента 1,7, в силу чего работники Общества имеют право на получение пособий с применением районного коэффициента 1,7.
Учреждения в апелляционной жалобе в обоснование применения коэффициента 1,5 ссылается на пункт 55 Постановления Совмина РСФСР от 20.03.1991 N 162, который предусматривает, что в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, повышенные в соответствии с настоящим Постановлением стипендии, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылку Учреждения на пункт 55 Постановления Совмина РСФСР от 20.03.1991 N 162, поскольку это Постановление регулировало правоотношения в иной экономической ситуации, когда государством осуществлялось регулирование цен. Кроме того, с принятием Закона от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", указанное выше Постановление действует в той части, в которой оно не противоречит Закону, а в Законе отсутствуют ограничения, предусмотренные пунктом 55 Постановления Совмина РСФСР.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на Учреждение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 17.11.2008 по делу N А75-4737/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-4737/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Мегионское управление буровых работ"
Ответчик: Государственное учреждение-Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре