Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 апреля 2009 г. N Ф04-2498/2009(5390-А27-43)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Коул Транс" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области (далее по тексту - Управление) от 03.12.2008 N 32-08/193 о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 руб..
Заявленные требования мотивированы тем, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
По мнению Общества, Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 26.09.2008 N 2080-У "О внесении изменений в положение Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке предоставления резидентами уполномоченными подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" четко определено, что документом, подтверждающим вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации и связанным с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам является таможенная декларация (за исключением временной таможенной декларации), поскольку только в ней достоверно отражены все сведения подтверждающие факт вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.01.2009 (судья О.) в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано по тем основаниям, что Общество не представило в установленный срок формы учета по совершенной валютной операции в связи с вывозом с территории Российской Федерации товара, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым оспариваемое постановление Управления признано незаконным и отменено за отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Отзыв на кассационную жалобу от Общества к началу судебного заседания не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом апелляционной инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что в рамках исполнения контракта от 19.07.2007 N 01/US2007 Общество осуществило 20.03.2008 вывоз товара (угля) с таможенной территории Российской Федерации.
Исходя из пункта 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 года N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее по тексту - Положение N 258-П). Таможенный орган посчитал, что справка о подтверждающих документах с подтверждающими документами, как форма учета по валютным операциям, должна быть представлена в банк ПС резидентом не позднее 15.04.2008.
Вместе с тем указанные формы учета Обществом представлены в банк ПС только 17.07.2008, что послужило основанием для составления таможенным органом в отношении Общества протокола об административном правонарушении от 20.11.2008.
Постановлением от 03.12.2008 N 32-08/193 Общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд апелляционной инстанции, признавая незаконным оспариваемое постановление, исходил из того, что Общество неправомерно привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ за несвоевременное представление в уполномоченный банк форм учета по валютным операциям.
Апелляционная инстанция признала отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, исходя из обстоятельств дела, установленных арбитражным судом апелляционной инстанции и норм действующего законодательства.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является, в том числе несоблюдение установленных законодательством порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее по тексту - Федеральный закон N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет, составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые указаны в статье 23 данного закона.
Исходя из части 4 статьи 5 Федерального закона N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления определяются Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Пунктом 2.1 Положения N 258-П установлена обязанность резидентов по представлению в уполномоченный банк документов, связанных с проведением валютных операций, подтверждающих факт вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Пункт 2.2 Положения N 258-П предписывает резидентам представлять подтверждающие документы в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки об этих документах.
В соответствии пунктом 2.4 Положения N 258-П резидент представляет в банк паспорта сделки документы, указанные в пункте 2.2 данного Положения, в установленном банком порядке и в сроки, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Согласно Указанию Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" такими формами являются: справка о валютных операциях, справка о поступлении валюты Российской Федерации, справка о подтверждающих документах.
Вместе с тем, Указанием Центрального банка РФ от 26.09.2008 N 2080-У "О внесении изменений в положение Банка России от 1 июня 2004 N 258-П "О порядке предоставления резидентами уполномоченными подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", внесены изменения в формы учета и отчетности по валютным операциям, из которого следует, что подтверждающим документом является таможенная декларация (за исключением временной таможенной декларации).
Указанные дополнения вступили в силу по истечении 10 дней после официального опубликования Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 N 2080-У, то есть с 28.10.2008.
Из материалов дела следует, что во временной таможенной декларации значится дата вывоза Обществом товара с территории Российской Федерации - 20.03.2008. Следовательно, подтверждающие документы в банк ПС должны быть представлены не позднее - 15.04.2008, однако справка о подтверждающих документах с прилагаемыми документами как формами учета по валютной операции, Обществом представлена в банк ПС только - 17.07.2008.
Из вышеизложенного следует, что на момент составления и оформления временной таможенной декларации имелись основания полагать, что Обществом нарушен срок представления в уполномоченный банк форм учета по данной валютной операции.
Однако из оформленной полной таможенной грузовой декларации следует, что товар вывезен с территории Российской Федерации только 08.07.2008.
Согласно абзацу 1 подпункта 9 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации - это подача таможенной декларации или совершение указанных в абзаце 2 настоящего подпункта действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы
С учетом вышеизложенного, положений, содержащихся в Таможенном кодексе Российской Федерации, и в Указании Центрального банка РФ от 26.09.2008 N 2080-У, а также даты представления Обществом справки о подтверждающих документах, которая представлена в уполномоченный банк 17.07.2008, следует, что на момент составления таможенным органом протокола об административном правонарушении от 20.11.2008 уже имелись основания считать, что Обществом не нарушен срок представления в уполномоченный банк формы учета по совершенной Обществом валютной операции, исходя из даты вывоза товара с территории Российской Федерации.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы арбитражного суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, соответствующими фактическими обстоятельствами дела и нормами права.
Суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.
Правовых оснований для переоценки выводов суда по обстоятельствам дела у суда кассационной инстанции, в силу статьи 286 Арбитражного кодекса Российской Федерации, не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009 по делу N А27-519/2009-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 апреля 2009 г. N Ф04-2498/2009(5390-А27-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании