Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Корпачевой Е.С, Матина А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Починковский район" Смоленской области на решение Починского районного суда Смоленской области от 21 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 27 февраля 2024 года по административному делу N 2а-267/2023 по административному исковому заявлению прокурора Починского района Смоленской области к администрации муниципального образования "Починковский район" Смоленской области, администрации Смоленской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Департаменту Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Департаменту Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, Департаменту Смоленской области по социальному развитию о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Корпачевой Е.С, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ветлицина Д.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Починковского района Смоленской области, уточнив требования, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Починковский район" Смоленской области, администрации Смоленской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Департаменту Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Департаменту Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству о возложении на указанные органы обязанности в пределах компетенции обеспечить инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: организовать водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, устройство автомобильной дороги местного значения к границам земельных участков, предоставленных в собственность для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, с кадастровыми номерами: N;
N, расположенных по адресу: "адрес", в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка в сфере предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, по результатам которой установлено, что в отношении сформированных в указанных целях земельных участках на земельном массиве в южной части города Починок вопрос об обеспечении данных земельных участков необходимой коммунальной и иной инфраструктурой до настоящего времени не решен: на сформированных земельных участках отсутствуют электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водооотведение и подъездные пути, что создает препятствия многодетным гражданам к осуществлению прав по использованию земельных участков по назначению.
Решением Починковского районного суда Смоленской области от 21 сентября 2023 года административного искового заявления удовлетворено частично; постановлено обязать администрацию муниципального образования "Починковский район" Смоленской области и Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области в течение 2 лет со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: водоснабжением, водоотведением, электроснабжением, газоснабжением, устройством автомобильной дороги местного значения, до границ земельные участки, предоставленные в собственность для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, с кадастровыми номерами: N, расположенных по адресу: "адрес".
В удовлетворении исковых требований прокурора Починковского района Смоленской области в остальной части отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 27 февраля 2024 года решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворенных требований, по делу в этой части принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления к Министерству имущественных и земельных отношений Смоленской области отказано.
В остальной части решение Починковского районного суда Смоленской области от 21 сентября 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции с делом 17 мая 2024 года, администрация муниципального образования "Починковский район" Смоленской области ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное определение судами обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, ненадлежащую правовую оценку представленных доказательств, неверное применение норм материального и процессуального права.
Указывает, что к вопросам местного значения отнесена именно организация снабжения, а не строительство объектов инженерной инфраструктуры к конкретным земельным участкам, находящимся в собственности граждан, что представляет собой принципиально отличную от организации снабжения деятельность.
Относительно доводов, изложенных в кассационной жалобе, прокуратурой Смоленской области представлены возражения об их необоснованности и законности постановленных судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены в порядке, установленном главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определиларассмотреть дело при состоявшейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений судами допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжениями администрации муниципального образования "Починковский район" Смоленской области N 889-р/адм от 25 сентября 2019 года, N 0052-р/адм от 20 января 2023 года, утверждены перечни земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным гражданам на территории муниципального образования "Починковский район" Смоленской области.
В ходе проведенной прокуратурой Починковского района Смоленской области проверки установлено, что предоставленные гражданам земельные участки не обеспечены необходимой коммунальной и иной инфраструктурой.
21 июня 2022 года прокуратурой Починковского района Смоленской области в адрес главы муниципального образования "Починковский район" Смоленской области внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства, которое рассмотрено, однако, мероприятия по обеспечению вышеуказанных земельных участков необходимой инфраструктурой до настоящего времени не приняты.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64).
В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372 "Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" предполагается синхронизированное строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов с предоставлением многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
До предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по их освоению, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, где в статье 39.1 указаны основания возникновения прав на земельный участок, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 1 пункта 1).
Случаи предоставления таких земельных участков в собственность бесплатно установлены статьей 39.5 указанного Кодекса, которая к таковым в подпункте 6 относит предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, особенности предоставления предусмотрены в статье 39.19 названного Кодекса.
Статьей 1, частью 3 статьи 2 Закона Смоленской области от 28 сентября 2012 года N 67-з предусмотрено однократное предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Смоленской области в целях бесплатного предоставления таких земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства.
Распоряжением администрации Смоленской области от 24 ноября 2021 года N 2117-р/адм утвержден план мероприятий по предоставлению земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области.
Согласно указанному плану мероприятий строительство инженерной и транспортной инфраструктур для обеспечения земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области отнесена к исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований, что согласуется с положениями статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющими вопросы местного значения муниципального образования "Починковский район" Смоленской области.
Таким образом, до предоставления земельных участков семьям, имеющим трех и более детей, администрация муниципального образования "Починковский район" Смоленской области обязана была разрешить вопрос об обеспечении земельных участков необходимой инфраструктурой.
Руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующими спорные правоотношения, а также оценив представленные в дело доказательства и установленные обстоятельства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований и возложении на администрацию муниципального образования "Починковский район" Смоленской области обязанности по обеспечению земельных участков, предоставленных в собственность для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной и транспортной инфраструктурой.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в оспариваемых судебных актах с приведением соответствующих мотивов, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает.
Обжалуемые судебные акты вынесены с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Починского районного суда Смоленской области от 21 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 27 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Починковский район" Смоленской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.