Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 мая 2009 г. N Ф04-2776/2009(6054-А46-43)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Компаньон-РФ" (далее по тексту - ООО "Компаньон-РФ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений администрации г. Омска (далее по тексту - Департамент) о признании незаконным распоряжения N 3641-р от 28.04.2008 "Об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции".
Заявленные требования мотивированы тем, что у Департамента отсутствовали правовые основания для аннулирования лицензии в связи с тем, что паспорта рекламных мест за N 721-04рм от 20.07.2004, N 725-04рм от 20.07.2004, 3 725-04рм от 04.10.2004 были оформлены Департаментом в соответствии с требованием пункта 7.1.1 Положения о порядке разрешения размещения средств наружной рекламы, утвержденного решением Омского городского Совета от 18.06.1997 N 349, то есть до вступления в силу Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
По мнению заявителя, разрешение на установку рекламных конструкций, выданные до 01.07.2006 (в данном случае паспорта рекламных мест) не может быть ликвидировано по основаниям, указанным в вышеуказанном Федеральном законе.
Заявитель считает, что орган местного самоуправления неправильно применил положения пункта 18 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и оспариваемое распоряжение Департамента нарушает права и законные интересы Общества.
Решением от 28.11.2008 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 11.03.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Обществом требования удовлетворены. Оспариваемое распоряжение Департамента признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального закона.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества, поддержал доводы, изложенные в отзыве на данную жалобу.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы, заслушав представителя стороны, явившейся в судебное заседание, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на жалобу, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что ООО "Компаньон-РФ" зарегистрировано в качестве юридического лица 21.12.2000 за государственным регистрационным номером 1025501255537.
Департаментом недвижимости администрации г. Омска 20.04.2004 и 04.10.2004 в соответствии с пунктом 7.1.1 Положения о порядке разрешения размещения средств наружной рекламы, утвержденного решением Омского городского Совета от 18.06.1997 N 349, действовавшего до 01.07.2006, оформлены паспорта следующих рекламных мест: N 721-04рм от 20.07.2004, 725-04рм от 20.07.2004, N 915-04рм от 04.10.2004 на установку трёх рекламных конструкций по улице Красный Путь и проспект Мира в г. Омске.
Департаментом недвижимости администрации г. Омска 30.08.2006 издано распоряжение N 3763-р "О выдаче разрешения на установку рекламных конструкций". В вышеуказанном распоряжении в качестве правовых оснований для его принятия указаны паспорта рекламных мест за N 721-04рм, 725-04рм, N 915-04рм.
Распоряжением Департамента от 28.04.2008 N 3641-р разрешения на установку рекламных конструкций и паспорта рекламных мест аннулированы.
В качестве оснований в данном распоряжении указано на отказ собственника земельного участка (муниципального образования города Омска) от заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по указанным в паспортах рекламных мест, улицах.
Полагая, что данное распоряжение Департамента нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его недействительным.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанции, исходя из положений части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", статьи 16 Федерального закона от 16.10.2006 N 160-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона "О рекламе", статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ "О внесении изменений в статьи в статьи 10 и 33 Федерального закона "О рекламе", пришли к выводу об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, исходя из установленных обстоятельств дела и следующих норм действующего законодательства как на момент принятия разрешения на установку рекламных конструкций (оформления паспортов рекламного места), так и на момент рассмотрения данного арбитражного дела.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" распространение рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения (наружная реклама) в порядке, предусмотренном пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Наружная реклама не должна иметь сходства с дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость, а также снижать безопасность движения.
Пункт 2 данной статьи устанавливает, что распространение наружной рекламы допускается при наличии разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления поселения или городского округа, согласованного с уполномоченными органами, осуществляющими контрольные, разрешительные и надзорные функции.
В соответствии с данным Федеральным законом на территории г. Омска до 01.07.2006 действовало Положение о порядке разрешения размещения средств наружной рекламы (далее по тексту - Положение), утвержденное решением Омского городского Совета от 18.06.1997 N 349 (утратило силу с 1 июля 2006 года, в связи с изданием Решения Омского городского Совета от 24.05.2006 N 360).
В соответствии пунктом 7.1.1. вышеуказанного Положения, разрешительным документом, выдаваемым комитетом для распространения наружной рекламы на территории г. Омска, является паспорт рекламного места с разрешительной подписью председателя комитета, который служит основанием для заключения договора рекламораспространителя с собственником рекламного места или лицом, обладающим вещными правами на это место и является его неотъемлемой частью.
Из вышеизложеннного следует, что разрешительным документом на размещение средств наружной рекламы являлся паспорт рекламного места.
Из материалов дела следует, что паспорта следующих рекламных мест: N 721-04рм от 20.07.2004, 725-04рм от 20.07.2004, N 915-04рм от 04.10.2004 на установку трёх рекламных конструкций по улице Красный Путь и проспект Мира были оформлены Департаментом в соответствии с пунктом 7.1.1 Положения.
Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" утратил силу с 01.07.2006 в связи с принятием Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Часть 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Федеральный закон "О рекламе"), вступившего в силу с 01.07.2006 устанавливает, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества, либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Согласно положениям статьи 16 Федерального закона от 16.10.2006 N 160-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О рекламе", разрешение на распространение наружной рекламы, выданное органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа до 01.07.2006, признаётся разрешением на установку рекламных конструкций.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает правомерным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что паспорта рекламных мест, выданные до 01.07.2006, сохраняют свое действие и рассматриваются в качестве разрешительного документа на установку рекламных конструкций.
В статье 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона "О рекламе" установлено, что разрешения, выданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, могут быть аннулированы только в случаях и по основаниям, которые действовали на момент выдачи разрешения.
Кроме того, действующие на момент выдачи спорных паспортов рекламных мест правовые акты - Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе", Положение о порядке разрешения размещения средств наружной рекламы, утвержденное решением Омского городского Совета от 18.06.1997 N 349 вообще не предусматривал такой процедуры признания недействительным разрешительного документа на размещение рекламной конструкции (выдачи паспортов рекламных мест) как аннулирование, что лишает Департамент правомочий на аннулирование разрешения на установку рекламных конструкций и паспортов рекламных мест, указанных в оспариваемом распоряжении N 3641-р от 28.04.2008.
Кроме того, арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что между Департаментом недвижимости администрации г. Омска и Обществом заключены на неопределеный срок договоры аренды муниципальных рекламных мест за N 28379/1-Р от 22.10.2004, N 31410/1-Р от 29.12.2005, N 31436/1-Р от 29.12.2005 для размещения рекламных носителей согласно паспортам рекламных мест N 721-04рм от 20.07.2004, 725-04рм от 20.07.2004, N 915-04рм от 04.10.2004.
При таких обстоятельствах правомерными являются выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о наличии у Общества правоустанавливающих документов, подтверждающих основания пользования земельными участками под рекламными конструкциями.
В силу статьи 14 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" акт органа местного самоуправления о разрешения размещения средств наружной рекламы является обязательным условием для возникновения гражданских прав и обязанностей и совместно с соглашением по размещению объектов наружной рекламы образует сложный юридический состав, поскольку требуется два факта: распоряжение администрации и соглашение.
Из статьи 1 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" следует, что данный Закон направлен на регулирование правовых отношений по производству, размещению и распространению рекламы.
Эти отношения по своей природе являются гражданско-правовыми, поскольку они возникают при осуществлении предпринимательской деятельности, в данном случае предпринимательской деятельности по производству, размещению и распространению рекламы, и в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации должны регулироваться гражданским законодательством.
Именно гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
В силу части 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, при договоре, заключенном на неопределенный срок каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества - за три месяцам. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Восьмым арбитражным апелляционным судом дана правовая оценка письму Департамента от 13.03.2008 N 06/8909, направленного в адрес Общества, в котором отсутствует указание на отказ Департамента от договоров аренды Обществом рекламных мест, а также на расторжение договора аренды муниципальных рекламных мест (в порядке статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом установленных обстоятельств, правомерным является вывода арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о том, что оспариваемое Обществом распоряжение Департамента от 28.04.2008 N 3641-р не может быть признано законным и обосновано признано недействительным.
Судами первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений процессуального законодательства.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.
Изложенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку доказательств и установленных арбитражными судами обстоятельств дела на основании исследованных доказательств, которые были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, и у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется оснований для их переоценки.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.11.2008 Арбитражного суда Омской области и постановление от 11.03.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-15817/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 мая 2009 г. N Ф04-2776/2009(6054-А46-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании