Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 мая 2009 г. N Ф04-2797/2009(6094-А45-23)
(извлечение)
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области (далее - Управление Россельхознадзора) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - УФАС по Новосибирской области) о признании незаконным решения от 22.05.2008 и предписания от 22.05.2008 N 10.
Решением от 08.12.2008 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные Управлением требования удовлетворены.
Постановлением от 03.03.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных Управлением требований отказано.
В кассационной жалобе Управление Росселохознадзора просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.
По мнению Управления Россельхознадзора, арбитражный суд апелляционной инстанции неверно применил и истолковал нормы права, сделав вывод о том, что любые мероприятия, не связанные с государственным надзором, но содержащие внешние признаки контрольного мероприятия, а именно внешнее воздействие на подконтрольные объекты, может проводиться только должностными лицами органа государственного контроля.
Управление Россельхознадзора заявляет, что фактическое содержание заключения составляет не досмотр, как метод контроля, а визуальный осмотр и органолептическая оценка груза компетентными в области ветеринарии специалистами. Данный визуальный осмотр составляет предмет соблюдения законодательства в сфере ветеринарии и не обязательно в каждом случае должен завершаться применением специальных исследований и испытаний. Осуществление осмотра грузов и транспортных средств не является осуществлением функции ветеринарного контроля и надзора. Осмотр является одним из методов ветеринарного контроля.
Кроме того, Управление Россельхознадзора заявляет, что хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно обеспечивать безопасность груза посредством проведения обследований груза и получения экспертных оценок квалифицированных специалистов по вопросам соблюдения условий перевозок и вправе заключать гражданско-правовые договоры на оказание услуг, не являющихся содержанием государственного контроля.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС по Новосибирской области отклонило доводы Управления о том, что при установлении факта совмещения функций органов государственного контроля и надзора и функций хозяйствующего субъекта не требуется дополнительное доказывание влияния такого совмещения на конкуренцию. Осмотр груза является частью процедуры ветеринарного контроля на госгранице, транспорте, является функцией Управления Россельхознадзора и не подлежит оплате, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.
В судебном заседании представитель Управления Россельхознадзора поддержал доводы кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что УФАС по Новосибирской области совместно с ГУВД по Новосибирской области провело контрольное мероприятие по проверке соблюдения Управлением Россельхознадзора Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) на предмет взимания платы с хозяйствующих субъектов при осуществлении Управлением Россельхознадзора мероприятий по государственному ветеринарному контролю на государственной границе Российской Федерации и транспорте.
В результате проверки установлено, что Управление Россельхознадзора наделило Федеральное государственное учреждение "Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория" (далее - ФГУ "НМВЛ") своими функциями по государственному ветеринарному контролю в части осмотра грузов.
Решением УФАС по Новосибирской области от 22.05.2008 Управление Россельхознадзора признано нарушившим часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в результате наделения ФГУ "НМВЛ" своими функциями по государственному ветеринарному контролю в части осмотра (ветеринарно-санитарной оценке) грузов и проверке ветеринарных сопроводительных документов.
Управлению выдано предписание от 22.05.2008 N 10 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Несогласие с указанными актами антимонопольного органа послужило основанием для обращения Управления Россельхознадзора в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда апелляционной инстанции о правомерности оспариваемых ненормативных актов УФАС по Новосибирской области по следующим основаниям.
В силу требований части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору", Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 "Об утверждении положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Осуществление данных функций возложено на Управление Россельхознадзора также пунктом 2 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.06.2006 N 171, пунктами 2, 9.10 Положения об Управлении Россельхознадзора по Новосибирской области, утвержденного приказом Россельхознадзора от 06.07.2007 N 164.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2005 N 50 "О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации" предусмотрено, что при осуществлении пропуска через государственную границу государственные контрольные органы в соответствии с федеральным законодательством применяются следующие методы контроля: проверка документов; устный опрос; получение пояснений; наблюдение; сопровождение транспортных средств, грузов, товаров и животных; осмотр транспортных средств, грузов, товаров, животных и продуктов животноводства; досмотр транспортных средств, грузов и товаров; личный досмотр; осмотр помещений и территории пунктов пропуска через государственную границу: отбор проб (образцов) для исследования.
Таким образом, досмотр груза является одним из мероприятий государственного фитосанитарного и ветеринарного контроля, который осуществляются должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и территориальных управлений Россельхознадзора.
Пунктом 8 Порядка взаимодействия территориального управления Россельхознадзора по Новосибирской области и ФГУ "НМВЛ" (утвержден приказом Управления Россельхознадзора), предусмотрено участие ФГУ "НМВЛ" в проведении ветеринарного осмотра (досмотра). По поручению управления Россельхознадзора по Новосибирской области ФГУ "НМВЛ" проводит экспертизы (идентификацию, обследования, экспертные оценки) животных, подконтрольных грузов и документации об их происхождении и ветеринарно-санитарном благополучии, в том числе лабораторные и инструментальные исследования, и представляет в Управление Россельхознадзора экспертное заключение. Учет осмотра грузов сотрудниками Управления Россельхознадзора ведется в регистрационном журнале.
В ходе контрольного мероприятия УФАС по Новосибирской области выявлен факт выполнения функций по ветеринарному контролю в форме осмотра транспортных средств, проверки сопроводительных документов не Управлением Россельхознадзора, а направлением хозяйствующих субъектов для прохождения осмотра груза в ФГУ "НМВЛ" и составления последним экспертного заключения по итогам осмотра. Экспертные ветеринарные заключения ФГУ "НМВЛ" использовались Управлением Россельхознадзора при осуществлении функции контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии и не содержали сведения о каких-либо лабораторных исследованиях.
Следовательно, специалистами Управления Россельхознадзора в качестве актов осмотра использовались ветеринарные заключения ФГУ "НМВЛ", на основании которых Управление Россельхознадзора принимало решение о ввозе (вывозе) груза.
Таким образом, УФАС по Новосибирской области было установлено, что Управление Россельхознадзора самостоятельно не проводило осмотр транспортных средств и грузов, а направляло хозяйствующие субъекты для прохождения осмотра груза в ФГУ "НМВЛ" и составления последним экспертного заключения по итогам осмотра на платной основе.
При таких обстоятельствах УФАС по Новосибирской области правомерно вынесено предписание о необходимости Управлению Россельхознадзора принять меры по прекращению выполнения ФГУ "НМВЛ" функций, отнесенных к полномочиям Управления Россельхознадзора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации, включая бюджетные учреждения, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
В соответствии с Уставом ФГУ "НМВЛ" наделено правом на осуществление предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Следовательно, оспариваемые решение и предписание УФАС по Новосибирской области о нарушении Управлением Россельхознадзора требований пункта 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции правомерны
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к отмене или изменению судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, обжалуемый судебный акт подлежат оставлению без изменения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 03.03.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2009 по делу N А45-10304/2008-46/298 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 мая 2009 г. N Ф04-2797/2009(6094-А45-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании