г. Томск |
Дело N 07АП- 1163/09 |
03 марта 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2009 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Журавлевой В.А., Музыкантовой М.Х.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.
при участии:
от заявителя: Сапрыгин В.С. по доверенности от 11.01.2009г.
от ответчика:Княжева Е.Н. по доверенности от 11.01.2009г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
на Решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 08.12.2008г. по делу N А45-10304/2008-46/298 (судья Чернова О.В.)
по заявлению Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
Третье лицо Федеральное государственное учреждение "Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория"
о признании незаконным решения от 22.05.2008г. и предписания N 10 от 22.05.2008г.,
УСТАНОВИЛ
Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области (далее по тексту Управление Россельхознадзора, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 22.05.2008г. и предписания N 10 от 22.05.2008г.; к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное государственное учреждение "Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория" (далее ФГУ "НМВЛ").
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 08.12.2008г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УФАС обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение Арбитражного суда первой инстанции отменить, в том числе по следующим основаниям:
- осмотр груза является частью процедуры ветеринарного контроля на госгранице и транспорте, который является функцией управления Россельхознадзора по Новосибирской области и не подлежит оплате хозяйствующими субъектами в соответствии со ст. 3 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", однако фактически разрешение на ввоз на территорию Новосибирской области груза, подконтрольного ветеринарной службе, выдает управление Россельхознадзора по Новосибирской области на основании экспертного заключения ФГУ "НМВЛ", что подтверждается актом контрольного мероприятия от 09.04.08г. N 9, экспертными ветеринарными заключениями ФГУ "НМВЛ" N 73 от 08.01.2008г., N3337 от 09.01.2008г., выданными на грузы ООО "Альтаир". N 534 от 26.02.2008г. - ООО "Морепродукт Н", N521 от 26.02.2008г. - ООО "ТСС"; N3274 - ООО "Запсибхлеб", заявками ООО "Альтаир" от 26.12.2007г., 17.01.2008г., 18.01.2008г., 21.01.2008г.; ООО "ТСС" от 02.01.2008г., 04.01.2008г., 10.01.2008г., 14.01.2008г., 26.02.2008г.; ООО "Морепродукт Н" от 09.01.2008г., 31.01.2008г.; ООО "Запсибхлеб" от 26.12.2007г., 27.12.2007г., Порядком взаимодействия территориального управления Россельхознадзора по Новосибирской области и ФГУ "НМВЛ", находящегося в ведении Россельхознадзора, "Стоимостью исследований в области ветеринарии", утвержденной директором ФГУ "НМВЛ", счетами N 1 от 02.01.2008г., N 57 от 14.01.2008г., N 415 от 26.02.2008г., N430 от 27.02.2008г., выставленными ООО "ТСС"; N 22 от 08.01.2008г., N 31 от 09.01.2008г., выставленными ООО "Альтаир"; N 33 от 09.01.2008г., N 205 от 31.01.2008г., N 226 от 01.02.2008г., N270 от 07.02.2008г., N426 от 26.02.2008г., выставленными ООО "Морепродукт Н"; N2100 от 12.12.2007г., N2112 от 13.12.2007г., N 2127 от 14.12.2007г., N 2132 от 16.12.2007г., N 2168 от 19.12.2007г., N2176 от 20.12.2007г., N 2184 от 21.12.2007г., N 2194 от22.12.2007г., N2201 от 24.12.2007г., N 2225 от 26.12.2007г., N2239 от 27.12.2007г., выставленными ООО "Запсибхлеб", сведениями из журналов регистрации осмотра животноводческих грузов управления Россельхознадзора по Новосибирской области и экспертных ветеринарных заключений ФГУ"НМВЛ", письмами Новосибирского филиала ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания", ООО "Фабрика Фаворит"; управление Россельхознадзора по Новосибирской области привлекает ФГУ "НМВЛ" и для визуального осмотра грузов и проверки сопроводительных документов в случаях, когда специальные лабораторные исследования не проводятся.
Представитель УФАС в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы и настаивала на ее удовлетворении.
Представитель Управления Россельхознадзора доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве (поступил в суд 24.02.2009г.), указав, что ФГУП "Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория" является на территории Новосибирской области аккредитованным референтным центром, который вправе выдавать экспертные заключения в установленных законом случаях, когда есть основания полагать, что груз неблагополучен в ветеринарном отношении и вместе с тем является самостоятельным юридическим лицом , имеющий право в соответствии с Уставом заниматься разрешенной предпринимательской деятельностью, не противоречащей целям создания учреждения; оказание платных услуг на основании заключенных по инициативе юридических лиц или индивидуальных предпринимателей договоров не имеет ничего общего с осуществлением государственного надзора.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08 декабря 2008 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, УФАС по Новосибирской области совместно с ГУВД по Новосибирской области провело контрольное мероприятие по проведению соблюдения Управлением Россельхознадзора по Новосибирской области Федерального закона "О защите конкуренции" на предмет взимания платы с хозяйствующих субъектов при осуществлении Управлением Россельхознадзора по Новосибирской области мероприятий по государственному ветеринарному контролю на государственной границе Российской Федерации и транспорте, по результатам которой административным органом установлено, что Управление Россельхознадзора по Новосибирской области фактически наделило ФГУ "Новосибирская МВЛ" своими функциями по государственному ветеринарному контролю в части осмотра (ветеринарно-санитарной оценке) грузов, чем нарушило ч. 3 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006г. N 135-ФЗ.
В отношении Управления Россельхознадзора по Новосибирской области вынесено решение УФАС по Новосибирской области от 22.05.2008г., которым Управление Россельхознадзора по Новосибирской области признано нарушившим ч. 3 статью 15 Федерального закона "О защите конкуренции" путем наделения ФГУ "Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория" своими функциями по государственному ветеринарному контролю в части осмотра (ветеринарно-санитарной оценке) грузов и проверке ветеринарных сопроводительных документов; Управлению Россельхознадзора по Новосибирской области было выдано предписание N 10 от 22.05.2008г. о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Считая указанные акты антимонопольного органа недействительными, Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из непредставления доказательств нарушения Управлением Россельхознадзора норм Федерального закона "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона от 26.07.06г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора
Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 08.04.2004г. N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору", Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания.
В соответствии с возложенными на нее задачами указанная служба осуществляет, в том числе функции по выдаче ветеринарных, карантинных, фитосанитарных и иных разрешений (сертификатов) и свидетельств на поднадзорные грузы при их перевозках; организует и осуществляет надзор на государственной границе Российской Федерации, а также на транспорте в закрепленной сфере деятельности; осуществляет надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности, в том числе надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору согласно Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановлением Правительства N 327 от 30.06.2004г., осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии и карантина растений на государственной границе Российской Федерации (включая пункты пропуска через государственную границу) и на транспорте, включающих требования по обеспечению охраны территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств и распространения заразных болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также растений (сорняков) карантинного значения, ввоза опасных в ветеринарно-санитарном и фитосанитарном отношении поднадзорных грузов.
Осуществление данных функций возложено на Управление Россельхознадзора также п. 2 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного приказом Минсельхоза N 171 от 13.06.2006г., п. 2, п. 9.10 Положения об управлении Россельхознадзора по Новосибирской области, утвержденного приказом Россельхознадзора N 164 от 06.07.2007г.
Согласно положениям Постановления от 2 февраля 2005 г. N 50 "О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации", при осуществлении пропуска через государственную границу государственные контрольные органы в соответствии с федеральным законодательством применяют следующие методы контроля: проверка документов; устный опрос; получение пояснений; наблюдение; сопровождение транспортных средств, грузов, товаров и животных; осмотр транспортных средств, грузов, товаров, животных и продуктов животноводства; досмотр транспортных средств, грузов и товаров; личный досмотр; осмотр помещений и территории пунктов пропуска через государственную границу; отбор проб (образцов) для исследования (п.7).
Из изложенного следует, что досмотр груза является одним из мероприятий государственного фитосанитарного и ветеринарного контроля, которое могут осуществлять только должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и территориальных управлений Россельхознадзора.
Вместе с тем, пунктом 8 Порядка взаимодействия территориального управления Россельхознадзора по Новосибирской области и ФГУ "НМВЛ", предусмотрено участие ФГУ "НМВЛ" в проведении ветеринарного осмотра (досмотра); по поручению управления Россельхознадзора по Новосибирской области ФГУ "НМВЛ" проводит экспертизы (идентификацию, обследования, экспертные оценки) животных, подконтрольных грузов и документации об их происхождении и ветеринарно-санитарном благополучии, в том числе лабораторные и инструментальные исследования, и представляет в управление Россельхознадзора по Новосибирской области экспертное заключение. Управление Россельхознадзора по Новосибирской области, в частности, проводит ветеринарный осмотр (досмотр) животных, подконтрольных грузов и транспортных средств; выдает на основании экспертных заключений ФГУ "ИМВЛ" (содержащих сведения о визуальном осмотре грузов) ветеринарные сопроводительные документы и принимает решение о пропуске либо задержании груза (животных) с оформлением необходимой документации.
Совершение действий по досмотру грузов и сопровождаемых документов подтверждается имеющимися в материалах дела экспертными заключениями (л.д. 65-69, т. 1, л.д. 15- 119, т.2), стоимостью исследований в области ветеринарии (л.д. 78, т.1), кроме того, факт отправления людей для досмотра груза в лабораторию ФГУ "НМВЛ" не отрицался представителями заявителя (л.д.105 т.1).
Как указано в статье 4 Закона от 26.07.06г. N 135-ФЗ, под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
По смыслу приведенной нормы некоммерческая организация, осуществляющая приносящую доход деятельность, признается хозяйствующим субъектом независимо от того, на какие цели направляются полученные денежные средства.
Согласно статье 120 ГК РФ учреждения относятся к некоммерческим организациям, создаваемым собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемым им полностью или частично.
Некоммерческие организации, включая бюджетные учреждения, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (пункт 3 статьи 50 ГК РФ).
В соответствии с Уставом ФГУ "НМВЛ" наделено правом на осуществление предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (пункт 3.3), а, следовательно, удовлетворяет критериям отнесения организаций к хозяйствующим субъектам, которые предусмотрены статьей 4 Закона от 26.07.06 N 135-ФЗ.
При таких обстоятельствах антимонопольный орган обоснованно констатировал нарушение Россельхознадзором положений пункта 3 статьи 15 Закона от 26.07.06г. N 135-ФЗ.
Неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, в силу п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ является основанием для отмены судебного акта и принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных Управлением федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области требований на основании ч. 3 ст. 201 АПК РФ.
Судебные расходы по правилам ч. 1, ч. 5 ст. 110 НК РФ с учетом положений ст. 333.37 НК РФ в редакции ФЗ от 25.12.2008г. N 281-ФЗ подлежат отнесению на Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области
Руководствуясь статьями 110, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Новосибирской области от 08 декабря 2008 года по делу N А45-10304/2008-46/298 отменить.
В удовлетворении требований Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 22.05.2008г. и предписания N 10 от 22.05.2008г. отказать.
Взыскать с Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной инстанции в размере 1000 рублей.
Возвратить Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению N 420 от 29.12.2008г. в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
В.А.Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10304/2008-46/298
Истец: Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
Третье лицо: ФГУ "Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория"