Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 мая 2009 г. N Ф04-550/2009(20501-А45-15)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Спецстройматериалы" (далее - ООО "Спецстройматериалы", Общество) о признании недействительной государственной регистрации внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) изменений в сведения о юридическом лице - ООО "Спецстройматериалы".
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 19.11.2007 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Иркутска.
Решением от 20.02.2008 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Б. А.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2008 (судьи З. Е.А., К. Т.А., Х. С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Иркутска просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что право регистрирующего органа на обращение в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации не предусмотрено Федеральным Законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Отзывы на кассационную жалобу от инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска, общества с ограниченной ответственностью "Спецстройматериалы" в суд не поступили.
Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО "Спецстройматериалы" зарегистрировано 03.10.2003 в качестве юридического лица межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Иркутской области.
07.03.2006 ООО "Спецстройматериалы" поставлено на налоговый учет в инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Иркутска, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ от 16.03.2006.
В связи с изменением места своего нахождения Общество 23.10.2006 подало в инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Иркутска заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества.
30.10.2006 на основании указанного заявления и приложенных к нему документов инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Иркутска принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества.
В связи с изменением места нахождения ООО "Спецстройматериалы" поставлено на учет в инспекцию Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска.
21.03.2007 инспекцией Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска был составлен акт N 23, согласно которому по указанному в учредительных документах адресу: г. Новосибирск, ул.Новая Заря, 11, кв.124 Общество не находится.
Полагая, что государственная регистрация осуществлена на основании недостоверных сведений о месте нахождения юридического лица, инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании ее недействительной.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражные суды обеих инстанций, проанализировав положения статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью", статей 8, 12, 13, 17, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу, что документы, представленные для регистрации изменений ООО "Спецстройматериалы", не отвечают требованиям достоверности содержащейся в ней информации, в связи с чем признали недействительной государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы Общества.
Суд кассационной инстанции, поддерживая судебные инстанции, исходит из обстоятельств, установленных судом, и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
На основании подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации в ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы о юридическом лице - адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Статья 17 указанного выше закона содержит перечень документов, представляемых в регистрирующий орган юридическим лицом для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в числе которых подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в том числе решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Статьей 25 Закона о регистрации предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей за представление недостоверных сведений.
Кассационная инстанция соглашается с доводом кассационной жалобы о том, что в силу пункта 4 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом, однако считает, что действительной может быть признана регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона о регистрации, но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений, в том числе вносимых в ЕГРЮЛ.
В соответствии со статьей 4 Закона о регистрации ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом, представляющим из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Из материалов дела следует, что в заявлении по форме Р 13001 в разделе сведения о месте нахождения юридического лица указан адрес: г. Новосибирск, ул.Новая Заря, 11, кв.124.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что здание по адресу: г. Новосибирск, ул.Новая Заря, 11 принадлежит Департаменту земельного имущества г. Новосибирска, передано на ответственное хранение Муниципальному учреждению "ДЗ ЖКХ". В квартире 124 проживает Щ. А.А. Из объяснений Щ. следует, что он является собственником квартиры, и помещение Обществу в аренду не сдавал.
При таких обстоятельствах является правильным вывод судов о том, что в рассматриваемом случае государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы Общества, касающихся изменения его адреса (места нахождения) осуществлена по документам, содержащим заведомо ложные сведения.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Иркутска в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опровергла установленные обстоятельства дела и выводы судов относительно недостоверности сведений, представленных на государственную регистрацию.
У суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств дела.
Довод кассационной жалобы об отсутствии у регистрирующего органа права на обращение в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации, кассационная инстанция отклоняет на основании следующего.
Часть 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает право государственного органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов в случае, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону, нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают препятствия для осуществления данных видов деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно пункту 11 статьи 7 Закона РСФСР от 21.03.1991 N 943-1 (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица.
В статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из анализа приведенных норм следует, что государственные, в том числе налоговые органы, вправе обратиться в арбитражный суд в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, а в защиту публичных интересов, в том числе для восстановления установленного законом порядка регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.02.2008 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2008 по делу N А45-10529/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 мая 2009 г. N Ф04-550/2009(20501-А45-15)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-550/2009
22.09.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2144/08
30.05.2008 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2144/08
20.02.2008 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-10529/07