Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 мая 2009 г. N Ф04-2501/2009(5397-А46-23)
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель П.С.И. (далее - ИП П.С.И., Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее - Управление) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 01:0995, расположенного в 7 м. северо-западнее относительно одноэтажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 14-я Судоремонтная, д. 21, в аренду для строительства магазина.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены администрация города Омска, Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области.
Решением от 10.11.2008 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 28.01.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования Предпринимателя удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
По мнению Управления, суды не указали какое незаконное решение, действие (бездействие) оно допустило или какой ненормативный акт приняло, кроме того считает, что Предпринимателем пропущен трехмесячный срок в течение которого он имел право на обжалование.
В отзыве на кассационную жалобу Предприниматель просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Администрация г. Омска, Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска и Управление Роснедвижимостью по Омской области отзыв на кассационную жалобу не представили.
В судебном заседании представители Управления и Предпринимателя поддержали свои доводы и возражения на доводы кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании заявления ИП П.С.И. от 11.09.2002 Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Омска был подготовлен акт от 14.10.2002 N 7261 о предварительном выборе земельного участка под строительство объекта.
Распоряжением мэра города Омска от 08.09.2003 N 1892-р о предварительном согласовании места размещения магазина по ул. 14-я Судоремонтная в Центральном административном округе г. Омска, был утвержден акт предварительного выбора земельного участка от 14.10.2002 N 7261 и проект границ земельного участка под строительство магазина по ул. 14-я Судоремонтная, 23 в Центральном административном округе г. Омска.
Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска распоряжением от 30.05.2006 N 120-р утвердил проект территориального землеустройства по формированию земельного участка, расположенного в 7 метрах северо-западнее относительно одноэтажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 14-я Судоремонтная, д. 21, для общественно-деловых целей под строительство магазина.
Предпринимателем 06.06.2006 в Территориальный отдел N 2 Управления Роснедвижимости по Омской области сданы документы, необходимые для проведения государственного кадастрового учета вышеуказанного земельного участка.
Территориальным отделом N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области 29.01.2007 поставлен на кадастровый учет земельный участок, расположенный в 7 метрах северо-западнее относительно одноэтажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск. ул. 14-я Судоремонтная, д. 21 за кадастровым номером 55:36:07 04 01: 0995.
ИП П.С.И. 20.03.2007 обратилась с заявлением в ГУЗР Омской области о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 01: 0995 для строительства магазина по ул. 14-я Судоремонтная, на что 29.03.2007 письмом ГУЗР Омской области N 0402/3283 получила отказ в связи с истечением срока действия распоряжения мэра города Омска от 08.09.2003 N 1892-р о предварительном согласовании места размещения магазина.
Полагая, что ею выполнены все необходимые условия и представлены все предусмотренные документы для предоставления земельного участка в аренду, что срок установленный для обращения с заявлением о представлении указанного земельного участка в аренду был пропущен по вине третьих лиц, а непринятие решения о предоставлении спорного земельного участка в аренду для строительства магазина, нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ИП П.С.И. обратилась в арбитражный суд с данным заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статья 30 ЗК РФ предусматривает два способа предоставления земель для строительства: без предварительного согласования и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 данного Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является одним из этапов процедуры получения земельного участка для строительства.
Пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Акт о выборе и проект границ земельного участка согласованы в установленном порядке, о чем мэром города Омска 08.09.2003 вынесено соответствующее Распоряжение за N 1892-р. При этом на Предпринимателя была возложена обязанность по оформлению документов, необходимых для принятия решения о представлении земельного участка.
На основании указанного распоряжения ИП П.С.И. Департаментом недвижимости администрации г. Омска распоряжением от 30.05.2006 N 120-р утвержден проект территориального землеустройства по формированию спорного земельного участка, для общественно-деловых целей под строительство магазина. 06.06.2006 ИП П.С.И. в Управление Роснедвижимости по Омской области сданы документы, необходимые для проведения государственного кадастрового учета вышеуказанного земельного участка.
Однако в течение почти пяти месяцев кадастровый учет рассматриваемого земельного участка не был произведен и только 03.11.2006 Управлением Роснедвижимости по Омской области в адрес Предпринимателя направлено извещение о приостановлении кадастрового учета в связи с наличием в документах противоречий. Кадастровый учет приостановлен на 1 месяц в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" до устранения причин, препятствующих его проведению.
Распоряжением от 11.12.2006 N 528-р Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Омска внесены изменения в распоряжение от 30.05.2006 N 120-р, 29.01.2007 Территориальным отделом N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области поставлен на кадастровый учет земельный участок, расположенный в 7 метрах северо-западнее относительно одноэтажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск. ул. 14-я Судоремонтная, д. 21 за кадастровым номером 55:36:07 04 01: 0995.
Таким образом, время, затраченное на постановку земельного участка на кадастровый учет, составило более семи месяцев.
Столь продолжительная процедура постановки земельного участка на кадастровый учет, не зависела от воли и действий Предпринимателя, поскольку связана с нарушением Управлением Роснедвижимости по Омской области установленных законом сроков и устранением ошибки, допущенной Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Омска.
Частью 7 статьи 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон о кадастре) предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков проводится в течение месяца со дня подачи заявки о проведении государственного кадастрового учета определенного земельного участка.
Согласно части 1 статьи 20 Закона о кадастре в случае, если в представленных в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, документах отсутствуют сведения, необходимые для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, или если такие сведения противоречивы, проведение государственного кадастрового учета земельных участков приостанавливается, и заявители немедленно в письменной форме извещаются о приостановлении проведения такого учета с обоснованием данных решений, за исключением указанного в пункте 6.1 статьи 19 Закона о кадастре случая.
В связи с нарушением государственным органом установленных законом сроков для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, Предприниматель была лишена возможности своевременно обратиться с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду для строительства магазина (до истечения срока действия распоряжения мэра города Омска от 08.09.2003 N 1892-р).
Поскольку до момента постановки спорного земельного участка на кадастровый учет в результате неправомерных действий (бездействия) Управления Роснедвижимости по Омской области Предприниматель была лишена возможности реализовать свое право на получение земельного участка в аренду для строительства магазина в срок до 09.09.2006, суды обоснованно посчитали обоснованными требования Предпринимателя об обязании ГУЗР Омской области в целях восстановления нарушенного права ИП П.С.И. принять решение о предоставлении в аренду для строительства магазина вышеназванного земельного участка.
Довод Управления о пропуске Предпринимателем трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, арбитражный суд правомерно отклонил как необоснованный.
В целом доводы кассационной жалобы заявлены без учета выводов судов обеих инстанций по данному делу. Обстоятельствам дела им дана, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 10.11.2008 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2009 по делу N А46-17336/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 мая 2009 г. N Ф04-2501/2009(5397-А46-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании