Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 июня 2009 г. N Ф04-3240/2009(7702-А67-6)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 января 2010 г. N А67-446/2009
Открытое акционерное общество Восточная нефтяная компания "Томскнефть", г. Стрежевой, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск, (далее - Департамент) от 24.12.2008 N 09-03-2А/1-2 о привлечении к административной ответственности по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.
Решением арбитражного суда от 06.03.2009 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебный акт и направить дело на новое рассмотрение, указывая на то, что выводы арбитражного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить без изменения решение арбитражного суда.
До начала судебного заседания от Департамента поступило ходатайство об отложении дела слушанием в связи с невозможностью явки его представителя. В удовлетворении ходатайства отказано, поскольку указанные причины неявки представителя не являются уважительными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, считает, что принятое по делу решение подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, на основании приказов Росприроднадзора от 22.10.2008 N 391 и от 01.12.2008 N 527 проведена плановая комплексная проверка в отношении Общества с участием Департамента и Управления Росприроднадзора по Томской области. По результатам проведенной проверки составлены акты от 12.12.2008 N 09-03-2А/1 и от 12.12.2008 N 09-03-2А/2. Департаментом составлен протокол об административном правонарушении от 12.12.2008 N 09-03-2А/1-2 и вынесено постановление от 24.12.2008 N 09-03-2А/1-2 о назначении Обществу административного наказания по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований, не учел следующее.
Согласно статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что 17.09.1998 Обществу выдана лицензия N ТОМ 00046 НЭ на геологическое изучение нефтегазоносного Карайско-Моисеевского участка недр и последующую разработку выявленных в его пределах залежей углеводородов в Каргасокском районе Томской области.
В соответствии с пунктом 8.16 лицензионного соглашения Приложения N 1 к лицензии от 17.09.1998 N ТОМ 00046 НЭ и пункта 8.12.2 соглашения о внесении изменений и дополнений в лицензию от 17.09.1998 N ТОМ 00046 НЭ Обществом должны соблюдаться обязательства по предоставлению соответствующей геологической информации (отчетов) в территориальный геологический фонд и по регистрации всех работ по геологическому изучению недр.
Арбитражный суд пришел к выводу, что поскольку Общество не представило соответствующие геологические информации в территориальный геологический фонд, то нарушило пункт 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", в соответствии с которым пользователь недр обязан соблюдать выполнение условий, установленных лицензией.
Однако в нарушение пункта 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не указал в мотивировочной части решения законы или нормативные правовые акты, которыми установлены сроки предоставления такой информации (отчета).
Арбитражный суд недостаточно полно исследовал вопрос о нарушении Обществом пункта 8.12.1 лицензионного соглашения.
Из подпункта 2.1 статьи 2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, следует, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
В силу пункта 2 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является рациональное комплексное использование и охрана недр.
Основным требованием по рациональному использованию и охране недр при проведении работ согласно пункту 8.12.1 лицензионного соглашения от 27.05.2003 к лицензии N ТОМ 00046 НЭ также является рациональное комплексное использование и охрана недр.
Согласно статье 17 раздела II Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 N 71, при разработке проектной документации осуществляется технико-экономическое сравнение вариантов размещения объектов, технологических схем и режимов предложений по оптимальному (окончательному) варианту.
Арбитражный суд не исследовал вопрос о том, определялись ли специальные требования в части использования попутного газа при утверждении проектных документов Двуреченского, Тагайского и Карайского месторождений, устанавливались ли какие-либо ограничения на сжигание попутного газа.
Без исследования указанных вопросов нельзя однозначно сделать вывод о нарушении Обществом пункта 8.12.1 лицензионного соглашения.
Недостаточно полно исследованы арбитражным судом обстоятельства, свидетельствующие о нарушении Обществом пунктов 8.12.2 и 12.2 лицензионного соглашения.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан соблюдать требования технических проектов.
Абзацем 2 пункта 8.12.2 лицензионного соглашения от 27.05.2003 предусмотрено аналогичное требование.
Из пункта 12.2 лицензионного соглашения следует, что владелец лицензии обеспечивает утилизацию попутного газа в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами.
Арбитражный суд установил, что проектные решения Обществом не выполняются. Не введены в опытную эксплуатацию Северо-Карасевское, Павловское, Карасевское, Западно-Карасевское, Западно-Карайское, Моисеевское нефтяные месторождения.
На Двуреченском месторождении сжигается весь попутно добываемый газ, хотя в соответствии с технологической схемой разработки указанного месторождения предполагалось строительство газо-турбинной электростанции и начиная с 2006 года после ввода всех блоков электростанции утилизация газа должна была повыситься до 90 - 95 процентов.
Однако, арбитражный суд не дал оценки обстоятельствам дела с учетом пункта 2.8 дополнительного соглашения N 2 к лицензии N ТОМ 00046 НЭ Карайско-Моисеевского лицензионного участка о согласовании сроков начала пробной эксплуатации месторождения.
На странице 12 акта проверки от 12.12.2008 N 09-03-2А11 указано, что на время проверки разработка месторождений не велась, а дополнительным соглашением N 2 к лицензии N ТОМ 00046 НЭ сроки ввода в разработку отнесены на 2010 - 2014 года. Невыполнение постановляющей части протоколов Центральной комиссии по разработке по перечисленным месторождениям не является нарушением условий лицензионного соглашения по ним в силу корректировки лицензионного соглашения с учетом фактически сложившихся обстоятельств.
Арбитражный суд не дал оценки акту проверки в этой части.
Не исследовался арбитражным судом вопрос о том, определялись ли специальные требования в части использования попутного газа при утверждении Центральной комиссией по разработке технологический схемы разработки Двуреченского месторождения, устанавливались ли обязательства Общества по строительству газотурбинной электростанции.
Таким образом, выводы арбитражного суда в этой части сделаны по неполно установленным обстоятельствам по делу.
Учитывая, что допущенные нарушения могли привести к принятию неправильного решения по делу, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо устранить допущенные нарушения, рассмотреть спор по существу, с учетом норм действующего законодательства.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 06.03.2009 по делу N А67-446/09 отменить, дело направить на новое рассмотрение в этот же арбитражный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд пришел к выводу, что поскольку Общество не представило соответствующие геологические информации в территориальный геологический фонд, то нарушило пункт 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", в соответствии с которым пользователь недр обязан соблюдать выполнение условий, установленных лицензией.
...
Из подпункта 2.1 статьи 2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, следует, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
В силу пункта 2 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является рациональное комплексное использование и охрана недр.
...
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан соблюдать требования технических проектов."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 июня 2009 г. N Ф04-3240/2009(7702-А67-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
14.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А67-446/2009
02.10.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2981/09
24.07.2009 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-446/09
04.06.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3240/2009
15.04.2009 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2981/09
06.03.2009 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-446/09