Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 июля 2009 г. N Ф04-3820/2009(9591-А70-9)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице дирекции социальной сферы Свердловской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области (далее - ТУ ФАУГИ) о признании недействительным права собственности Российской Федерации на земельный участок по адресу: г. Тобольск, микрорайон Менделеево, 31 с кадастровым номером 72:24:021101:0013; на земельный участок по адресу: г. Тобольск, микрорайон Менделеево, 32 с кадастровым номером 72:24:021101:0014.
Заявленные требования основаны ссылками на статью 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", статьи 2, 14, 17, 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и мотивированы нарушением прав общества, как собственника спорных земельных участков, в связи с регистрацией права собственности Российской Федерации на те же земельные участки.
Определением от 16.10.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам (далее - Управление ФРС, регистрационная служба), муниципальное образование г. Тобольск.
Решением от 02.12.2008, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009, суд удовлетворил исковые требования общества в полном объеме заявленных требований, придя к выводу об их законности и обоснованности.
В кассационной жалобе ТУ ФАУГИ, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты, в удовлетворении исковых требования отказать.
Податель жалобы считает, что у суда не имелось правовых оснований для признания недействительным права собственности Российской Федерации на спорные объекты недвижимости, поскольку распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2005 N 1108-р, на основании которого зарегистрировано право собственности Российской Федерации, до настоящего времени является действующим, в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не оспорено и не признано недействительным в части спорных земельных участков. Кроме того, ТУ ФАУГИ полагает, что признание судом недействительным указанного распоряжения является нарушением процессуальных норм, поскольку распоряжения Правительства могут быть оспорены лишь в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.
ОАО "РЖД" в отзыве просило оставить без изменения обжалуемые судебные акты, в удовлетворении кассационной жалобы отказать, как необоснованной, направленной на переоценку доказательств, исследованных судебными инстанциями, обращая внимание суда на отсутствие в жалобе доводов в подтверждение законности распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.07.2005 N 1108-р в части спорного имущества.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании высказался против удовлетворения кассационной жалобы.
Управление ФРС в отзыве и выступлением своего представителя в судебном заседании не привело правовую позицию относительно доводов кассационной жалобы и выводов судебных инстанций, просило принять судебный акт на усмотрение суда, ссылаясь на то, что интересы регистрационной службы при рассмотрении кассационной жалобы не будут затронуты.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права при разрешении настоящего дела, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело документы и приведенные доводы лицами, участвующими в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 858 учреждено ОАО "Российские железные дороги".
На основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД ".
В соответствии со сводным передаточным актом Российская Федерация в качестве вклада в уставной капитал ОАО "РЖД" передала обществу имущество (имущественные комплексы) организаций федерального железнодорожного транспорта, включая земельные участки, согласно передаточным актам на имущество, обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта.
ФГУП "Свердловская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" по передаточному акту от 30.09.2003 передало ОАО "РЖД" имущественный комплекс государственного предприятия и имущество с учетом обязательств государственного учреждения федерального железнодорожного транспорта, включая земельные участки, согласно приложению 1, являющемуся неотъемлемой частью передаточного акта.
По акту приема-передачи от 30.09.2003 N 3 ФГУП "Свердловская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" передало ОАО "РЖД" следующие объекты: дворец культуры ж/д, ул. Первомайская, 55, стадион "Локомотив", ул. Привокзальная, 29, строение 1, 2, 3, 4 г. Тюмень (1); земельный участок под с/к "Юбилейный": Тюменская область, г. Тобольск, п. Менделеево, 32 (2); земельный участок под домом культуры железнодорожников Тюменской области: г. Ишим (3); земельный участок под спортклуб "Диграсо" г. Тюмень (4); земельный участок под домом культуры железнодорожников: Тюменская область, г. Тобольск, п. Менделеево, 31 (5).
Право собственности на указанные объекты на основании сводного передаточного акта от 30.09.2003 в установленном законом порядке зарегистрировано за ОАО "РЖД", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 72 НЕ 037243 от 25.03.2004, 72 НЕ 037244 от 25.03.2004, 72 НЕ 034882 от 20.03.2004, 72 НЕ 034876 от 19.03.2004.
В дальнейшем ОАО "РЖД" в лице своего филиала на основании заключенных договоров дарения (пожертвования) имущества от 20.02.2008 N НЮ-229/08 и от 20.02.2008 N НЮ-230/08 передало в муниципальную собственность муниципального образования город Тобольск спорные объекты недвижимости.
При переоформлении права собственности на спорные земельные участки и объекты недвижимости регистрационная служба письмами от 20.10.2008 N 04/006/2008-121, 123/018031, N 04/006/2008-118, 120/018026 сообщила об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 72:24:021101:0013 и 72:24:021101:0014, сославшись на наличие в Едином государственном реестре прав записи о праве собственности Российской Федерации на данные земельные участки, внесенной на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.07.2005 N 1108-р.
Право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки с кадастровыми номерами 72:24:021101:0013; 72:24:021101:0014 подтверждено выданными свидетельствами о государственной регистрации права 72 НК 209285 от 06.02.2006 и 72 НК 209284 от 06.02.2006.
Спорные земельные участки включены в перечень N 71:391 земельных участков, расположенных на территории Тюменской области в границах г. Тобольска, на которые у Российской Федерации возникало право собственности.
ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки зарегистрировано незаконно, поскольку на момент регистрации права собственности Российской Федерации указанные земельные участки на праве собственности были зарегистрированы за ОАО "РЖД", что подтверждается соответствующими свидетельствами.
Судебные инстанции, разрешая возникший спор, пришли к выводу об обоснованности и доказанности заявленных требований, приняв решение об удовлетворении иска.
При этом судебные инстанции, дав оценку представленным в дело доказательствам, а именно Распоряжению от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р, передаточному акту от 30.09.2003, акту приема-передачи от 30.09.2003 N 3, свидетельству о государственной регистрации права 72 НЕ 037243 от 25.03.2004, 72 НЕ 037244 от 25.03.2004, 72 НЕ 034882 от 20.03.2004, 72 НЕ 034876 от 19.03.2004 и, основываясь на положениях статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1-4, 8 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", пришли к обоснованному выводу о том, что право собственности ОАО "РЖД" на спорные земельные участки возникло в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Право собственности ОАО "РЖД" на спорные земельные участки в установленном законом порядке оспорено не было, как и не было признано недействительным.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ТУ ФАУГИ то обстоятельство, что право собственности на спорные земельные участки за Российской Федерацией на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.07.2005 N 1108-р зарегистрировано позднее, чем право собственности за ОАО "РЖД".
Судебные инстанции, давая правовую оценку Распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.07.2005 N 1108-р относительно спорных земельных участков, установили его несоответствие требованиям статьи 3 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", действовавшей на момент издания названного Распоряжения. Исходя из содержания статьи 3 указанного Федерального закона, не имелось оснований для внесения спорных земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.
С учетом установленных обстоятельств и основываясь на положениях абзаца 11 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к выводу о неприменении Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.07.2005 N 1108-р в части включения в него спорных земельных участков, как противоречащего закону.
Подлежит отклонению как несостоятельный довод подателя жалобы о том, что признание судом недействительным Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.07.2005 N 1108-р является нарушением процессуальных норм.
Арбитражный суд не принимал решения о признании недействительным данного Распоряжения, а лишь в мотивировочной части решения указал на то, что Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2005 N 1108-р не подлежит применению в связи с его несоответствием в части включения спорных земельных участков статье 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда, а по существу сводятся к их несогласию и направлены на иную оценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не является основанием для отмены судебных актов.
При разрешении спора судами правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, влекущих в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 284, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.12.2008 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 по делу N А70-6586/11-2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 июля 2009 г. N Ф04-3820/2009(9591-А70-9)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании