Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 июля 2009 г. N Ф04-4501/2009(11804-А03-6)
(извлечение)
Администрация Заринского района Алтайского края, г. Заринск, (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, г. Барнаул, (далее - Управление) о признании недействительными решения от 29.10.2008 N 33-ФАС22-ОВ/10-08 и предписания от 29.10.2008 N 33-ФАС22-ОВ/10-08.
Решением арбитражного суда от 04.02.2009, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009, Администрации отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении ее требований, указывая, что арбитражные суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, ссылаясь на то, что при медицинском страховании своих работников не нарушила Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить бз изменения судебные акты.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Управлением в ходе проведения анализа порядка заключения договоров обязательного медицинского страхования работающих граждан органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории края установлено, что Администрацией 03.09.2007 заключен договор обязательного медицинского страхования работников с ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" без проведения публичных процедур.
По данному факту приказом руководителя Управления от 15.10.2008 N 390 в отношении Администрации возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 33-ФАС22-ОВ/10-08.
По результатам рассмотрения дела комиссией Управления 29.10.2008 принято решение N 33-ФАС22-ОВ/10-08, согласно которому действия Администрации признаны противоречащими пункту 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ. На основании указанного решения выдано предписание от 29.10.2008 N 33-ФАС22-ОВ/10-08, которым Управление обязало Администрацию прекратить нарушение пункта 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ и осуществлять отбор финансовых организаций для оказания услуг медицинского страхования путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Администрация, не согласившись с указанными решением и предписанием, обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, отказав Администрации в удовлетворении заявленных требований, а Седьмой арбитражный апелляционный суд, оставив решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, правомерно исходили из следующего.
Из части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ следует, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные, осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный Банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1) медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Статьей 9 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 предусмотрена обязанность страхователя заключать договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией.
Пунктом 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для личного страхования, в том числе медицинского страхования, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, закреплена прямая обязанность названных субъектов по проведению публичных процедур с целью осуществления отбора финансовых организаций для медицинского страхования вне зависимости от стоимости услуг и статуса самих страхователей.
Несоблюдение Администрацией порядка, предусмотренного статьей 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, при осуществлении отбора финансовых организаций для медицинского страхования, указывает на ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о правомерном принятии Управлением решения от 29.10.2008 N 33-ФАС22-ОВ/10-08 и выдачи предписания от 29.10.2008 N 33-ФАС22-ОВ/10-08.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.07.2009 N Ф04-4031/2009 (10162-А03-23).
Оснований для отмены принятых по делу решения и постановления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 04.02.2009 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009 по делу N А03-13849/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июля 2009 г. N Ф04-4501/2009(11804-А03-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании