Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 июля 2009 г. N Ф04-4200/2009(10522-А46-9)
(извлечение)
Индивидуальные предприниматели Г.Г.А. и Г.А.Г. (далее - предприниматели) обратились в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее - Главное управление по земельным ресурсам) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка от 21.07.2009 N 984/5892-2008 с кадастровым номером 55:36:12 01 01:0063 в части определения цены выкупа долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, указанной в пункте 2.1 договора и приложении к договору.
Заявленные требования основаны ссылкой на пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 445 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы наличием права на приобретение в собственность земельного участка по цене, равной 2,5% его кадастровой стоимости, поскольку предприниматели являются собственниками объектов недвижимости, отчужденных из государственной собственности в процессе приватизации. Кроме того, предприниматели считают не подлежащим применению постановление правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, как не вступившего в законную силу на момент определения выкупной цены, а подлежащим применению постановление Правительства Омской области от 25.08.2005 N 96-п.
Решением от 03.02.2009, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2009, суд частично удовлетворил требования предпринимателей, придя к выводу о том, что расчет цены выкупа долей в праве общей долевой собственности на земельный участок подлежит определению в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 25.-10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с применением постановления правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
В кассационной жалобе предприниматели, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просят изменить судебные акты в части применения кадастровой стоимости земельного участка в сумме 53 679 516,55 руб. и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований предпринимателей.
Податели жалобы не согласны с выводами судебных инстанции о применении постановления правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", считая, что данное постановление как нормативный правовой акт по вопросу, связанному с налогообложением, вступило в силу 25.01.2008. По мнению предпринимателей, нарушение Главным управлением по земельным ресурсам установленных законодательством сроков подготовки в июне 2008 года проекта договора купли-продажи земельного участка не дает основания для увеличения цены земельного участка.
Отзыв на кассационную жалобу в порядке, установленном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлен.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по делу.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права при разрешении настоящего дела, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 29.11.2005 предприниматели Г.Г.А. и Г.А.Г. приобрели у ООО "Огонек" в общую долевую собственность нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Омск, ул. Производственная, дом 2:
- производственный цех по ремонту и обслуживанию автомобилей; одноэтажное кирпичное здание, общей площадью 853,1 кв.метров, литера В;
- производственные помещения; одноэтажное кирпичное здание, общей площадью 1662,4 кв. метров, литера А-А1;
- столярный цех; одноэтажное кирпичное здание, общей площадью 705,5 кв. метров, литера Д;
- контора - хоз. двор; одноэтажное кирпичное здание, общей площадью 197,5 кв. метров, литера Ж.
В установленном законом порядке предприниматели зарегистрировали переход права собственности на нежилые помещения, получив 08.02.2006 свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности.
Предприниматели 04.12.2007 обратились в Главное управление по земельным ресурсам с заявлениями о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка площадью 10 813 кв.метров с кадастровый номером 55:36:12 01 01 00:63, расположенного на территории города Омска в Центральном административном округе по ул. 2-я Производственная, 2.
Главное управление по земельным ресурсам, издав распоряжение от 18.01.2008 N 83-р о предоставлении в общую долевую собственность за плату предпринимателям каждому по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок, направило проект договора купли-продажи земельного участка N 984/5892-2008, полученный предпринимателями 27.06.2008.
Согласно приложению к договору купли-продажи, цена выкупа долей в праве общей долевой собственности на земельный участок была определена исходя из кадастровой стоимости 1/2 доли земельного участка в размере 26 839 758,28 руб., установленной постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", и составляла 3 623 367,37 руб. для каждого предпринимателя.
Не соглашаясь с ценой выкупа долей в праве общей долевой собственности на земельный участок и считая, что цена доли земельного участка должна определяться с учетом положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, указанной в кадастровом плане от 18.10.2007 в размере 17 628 866 руб., что составляет 220 360, 83 руб. для каждого, предприниматели 22.07.2008 направили в адрес Главного управления по земельным ресурсам протокол разногласий к договору купли-продажи N 984/5892-2008. Вместе с тем, предприниматели указали на не подлежащее применению, в данном случае, постановление правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, как не вступившее в законную силу на момент определения выкупной цены, считая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть определена на основании постановления правительства Омской области от 25.08.2005 N 96-п.
Поскольку Главное управление по земельным ресурсам отклонило протокол разногласий к договору N 984/5892-2008 и настаивало на заключении договора купли-продажи спорного земельного участка в прежней редакции, предприниматели со ссылкой на статью 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключенному в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.01.2010 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания приведенной нормы права следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.04.2009 N 14649/08, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Материалами дела подтверждается, что принадлежащие предпринимателям на праве собственности спорные объекты недвижимости на основании договора выкупа арендованного имущества от 30.06.1992 были переданы Фондом имущества Омской области в собственность арендному предприятию "Омскобувь", которому в последующем были выданы регистрационные удостоверения от 15.01.1998 N 188 (контора- хоз.двор литера Ж), N 189 (склад N 4 литера АА1), N 190 (склад N 4 литера В), N 191 (склад N 2 литера Д).
Судебные инстанции, в результате исследования доказательств по делу установив, что расположенные на земельном участке объекты недвижимости были отчуждены из государственной собственности в процессе приватизации, согласились с обоснованностью доводов предпринимателей об определении выкупной стоимости земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и пришли к выводу о том, что предприниматели имеют право получить в собственность земельный участок по цене, равной 2,5% его кадастровой стоимости.
При этом судебные инстанции посчитали обоснованным применение при расчете выкупной цены земельного участка кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность.
Из материалов дела усматривается, что заявления о предоставлении земельного участка в собственность датированы предпринимателями 04.12.2007.
В период рассмотрения документов и подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка правительством Омской области 19.12.2007 было издано постановление N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", в соответствии с которым кадастровая стоимость спорного земельного участка увеличилась до 55 679 516, 55 руб., о чем указано в кадастровом паспорте земельного участка от 25.03.2008.
Постановление от 19.01.2007 N 174-п вступило в законную силу 25.12.2007 в соответствии с пунктом 1 статьи 41 Закона Омской области "О нормативных правовых актах Омской области" от 21.11.2002 N 409-ОЗ со дня его официального опубликования в газете "Омский вестник" N 127.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Судами установлено, что распоряжение N 83-р о предоставлении предпринимателям в общую долевую собственность за плату земельного участка издано 18.01.2008, проект договора купли-продажи спорного земельного участка получен предпринимателями в июне 2008 года.
Таким образом, на момент заключения договора действовало постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", которое являлось обязательным для применения при расчете выкупной цены земельного участка.
Довод подателей жалобы о том, что постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п представляет собой нормативный правовой акт по вопросу, связанному с налогообложением, был предметом рассмотрения в апелляционном суде и обоснованно отклонен.
В силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств спора, установленных судом.
Иных доводов кассационная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального или норм процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 284, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 03.02.2009 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2009 по делу N А46-20787/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу предпринимателей Г.Г.А. и Г.А.Г. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 июля 2009 г. N Ф04-4200/2009(10522-А46-9)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании