город Омск
08 апреля 2009 г. |
Дело N А46-20787/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2009 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зориной О.В.,
судей Гергель М.В., Семеновой Т.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Карпущенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-1398/2009, 08АП-1401/2009) Главного управления по земельным ресурсам Омской области, Герасимова Геннадия Андреевича, Гапонова Анатолия Геннадьевича на решение Арбитражного суда Омской области от 03 февраля 2009 года по делу N А46-20787/2008 (судья Биер Е.Б.) по иску индивидуального предпринимателя Герасимова Геннадия Андреевича, индивидуального предпринимателя Гапонова Анатолия Геннадьевича к Главному Управлению по земельным ресурсам Омской области об урегулировании разногласий при заключении договора купли-продажи земельного участка
при участии в судебном заседании представителей:
от Гапонова Анатолия Геннадьевича и Герасимова Геннадия Андреевича - представитель Хохлов Ю.А. по доверенности от 25.06.2008,
установил:
индивидуальные предприниматели Герасимов Геннадий Анатольевич, Гапонов Анатолий Геннадьевич (далее - истцы) обратились в арбитражный суд с иском к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее - Главное управление, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 21.07.2008 N 984/5892-2008 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:12: 01 01:0063, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Производственная, 2, а именно: принять пункт 2.1. и приложение к договору в "Расчет цены выкупа долей в праве общей долевой собственности" в редакции истцов, определив, что цена доли истцов в праве собственности на земельный участок составляет 220.360,83 рублей для каждого.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.02.2009 по делу N А46-20787/2008 исковые требования удовлетворены частично путем признания за истцами права на выкуп своих долей по цене 670.993,95 рублей для каждого.
Цена определена с применением кадастровой стоимости земельного участка, определенной Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска с границах кадастрового района 55:36".
Суд первой инстанции указал, что поскольку право собственности на объекты недвижимости, находящиеся в настоящее время в собственности истцов, возникло ранее у правопредшественника в результате приватизации, расчет выкупной доли земельного участка под объектами недвижимости должен производится в порядке, определенном статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", то есть в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, а кадастровая стоимость должна определяться на основании постановления Правительства Омской области N 174-п.
Главное управление, возражая против принятого по делу судебного акта, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Ответчик считает, что в случае отчуждения земельного участка, находящегося в государственной собственности, коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю для применения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и определения выкупной стоимости в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка правовое значение имеет непосредственное отчуждение имущества покупателю из государственной или муниципальной собственности, а не факт его нахождения когда-то в государственной или муниципальной собственности.
В обоснование своей позиции ссылается на приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, и на котором расположены здания, строения, сооружения".
Податель жалобы поясняет, что согласно этому приказу у заинтересованных лиц истребуются лишь правоустанавливающие документы, связанные с непосредственным приобретением права собственности на объекты недвижимости. Право требовать документы, подтверждающие заключение последовательного ряда сделок с момента отчуждения недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности названным приказом уполномоченному органу не предоставлено.
Решение суда первой инстанции также обжаловано истцами в части определения выкупной цены долей в праве на земельный участок.
В своей апелляционной жалобе Гапонов А.Г. и Герасимов Г.А. указывают на невозможность применения к спорным правоотношениям постановления Правительства Омской области N 174-п так как:
- указанный документ представляет собой нормативный акт по вопросу, связанному с налогообложением, и в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации вступает в силу не ранее одного месяца со дня официального опубликования, то есть с 25.01.2008 года. Следовательно, к моменту, когда договор должен был быть заключен, данный нормативный акт еще не вступил в силу;
- это постановление не утверждает результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, а лишь определяет усредненные показатели кадастровой стоимости кварталов. Оно не может применяться при определении кадастровой стоимости конкретного земельного участка, поскольку не соответствует смыслу и содержанию части 2 статьи 66, подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 статьи 129, пункта 1 статьи 260 Гражданского кодекса;
- при утверждении данного постановления Правительством Омской области и Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Управлением Роснедвижимости по Омской области) были нарушены требования к процедуре проведения кадастровой оценки земель и утверждению ее результатов.
По мнению истцов, кадастровая стоимость земельного участка должна определяться в размере, указанном в кадастровом плане земельного участка от 18.10.2007 года (том 1 лист дела 25), в соответствии с которым кадастровая стоимость рассчитана на основании Указа Губернатора Омской области N 110 от 19.06.2003 года.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истцов доводы жалобы поддержал.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя Главного управления по земельным ресурсам Омской области.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства по делу.
На основании договора купли-продажи от 29.11.2005 Герасимов Геннадий Андреевич и Гапонов Анатолий Геннадьевич приобрели у общества с ограниченной ответственностью "Огонек" в общую долевую собственность нежилые помещения, расположенные по адресу: г.Омск, ул. Производственная, дом 2:
- производственный цех по ремонту и обслуживанию автомобилей; одноэтажное кирпичное здание, общей площадью 853,1 кв.м., литера В;
-производственные помещения; одноэтажное кирпичное здание, общей площадью 1662,4 кв.м., литера А-А1;
- столярный цех; одноэтажное кирпичное здание, общей площадью 705,5 кв.м., литера Д;
- контора-хоздвор; одноэтажное кирпичное здание, общей площадью 197,5 кв.м., литера Ж.
Переход права собственности зарегистрирован Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права общей долевой собственности (л.д. 15-22 т.1).
В декабре 2007 года Герасимов Г.А. и Гапонов А.Г. обратились в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлениями о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, занятого вышеперечисленными объектами недвижимости и расположенного на территории города Омска в Центральном административном округе по ул. 2-я Производственная, 2, площадью 10813 кв.м., кадастровый номер 55:36:12 01 01 00:63.
Обращение было осуществлено к Главному управлению как к лицу, управомоченному распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Главным управлением по земельным ресурсам Омской области издано распоряжение от 18.01.2008 N 83-р о предоставлении в общую долевую собственность за плату Герасимову Геннадию Андреевичу, Гапонову Анатолию Геннадьевичу каждому по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю с кадастровым номером 55:36:12 01 01 00:63, площадью 10813 кв.м., имеющий почтовый адрес: г.Омск, ул. 2-я Производственная, д.2, для производственных целей.
В июне 2008 года истцами был получен направленный Главным управлением проект договора купли-продажи земельного участка N 984/5892-2008, в разделе 2 которого установлено, что цена доли участка, подлежащая оплате Гапоновым А.Г. и Герасимовым Г.А., составляет для каждого 3.623.367,37 рублей.
Согласно приложению к проекту договора "Расчет цены выкупа долей в праве общей долевой собственности на земельный участок" цена определена, исходя из кадастровой стоимости 1/2 доли земельного участка в размере 26.839.758,28 рублей, установленной постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
Покупатели Гапонов А.Г. и Герасимов Г.А., не соглашаясь с ценой выкупа долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, 22.07.2008 направили ответчику протокол разногласий к договору N 984/5892-2008, в котором цена доли участка определена в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, указанной в кадастровом плане от 18.10.2007 в размере 17.628.866,0 рублей, что составляет 220.360,83 рублей для каждого.
Предложенный истцами протокол разногласий к договору ответчик отклонил, что явилось основанием для предъявления настоящего иска.
Проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Омской области от 03 февраля 2009 года по делу N А46-20787/2008, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
1. По жалобе Главного управления суд указывает следующее:
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2010 года действует льготный порядок определения цены выкупа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Этот порядок распространяется, в частности, на коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Таким образом, законодательно установлено, что определяющим критерием для применения указанных выше цен при выкупе земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности.
Из содержания названной нормы не следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки являются лишь те собственники недвижимости, которые приобрели ее в ходе приватизации государственного или муниципального имущества.
Поэтому можно сделать вывод о том, что в случае перехода прав на такие здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками непосредственно в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставшим их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок, данные лица также будут иметь право выкупить указанные земельные участки по льготной цене.
В настоящее время вопрос о толковании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" судебной практикой разрешен.
Определением от 11.01.2009 года по делу N 14649/08 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации было передано дело, возбужденное по заявлению ООО "Арверон" о признании незаконным отказа Управления земельных ресурсов Мэрии города Ярославля в предоставлении ООО "Арверон" права выкупа земельных участков по цене, установленной в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 3.03.2008 года по делу А82-251/2008-14, оставленным в силе Постановлением Федерального суда Волго-Вятского округа от 22.09.2008 года по тому же делу заявление ООО "Арверон" было удовлетворено.
Удовлетворяя требование суды, сделали вывод о том, что право приватизации земельных участков по льготной цене распространяется не только на первых собственников приватизированных зданий, строений и сооружений, но и на последующих.
Мэрия города Ярославля обратилась в Высший Арбитражный Суд с заявлением о пересмотре данных судебных актов в порядке надзора.
Удовлетворяя заявление о передаче в президиум, судьи Высшего Арбитражного Суда мотивировали свое определение наличием различной судебной практики по вопросу о толковании названной нормы.
9.04.2009 года Президиум ВАС принял постановление по данному вопросу, в соответствии с которым заявление Мэрии города Ярославля о пересмотре судебных актов в порядке надзора оставлено без удовлетворения, а решение Арбитражного суда Ярославской области от 3.03.2008 года по делу А82-251/2008-14, и Постановление Федерального суда Волго-Вятского округа от 22.09.2008 года - без изменения.
Судом первой инстанции установлено, что истцы являются собственниками объектов недвижимого имущества, которые ранее находились в государственной собственности, что подтверждается договором выкупа арендованного имущества от 30.06.1992 между Фондом имущества Омской области (Продавец) и арендным предприятием "Омскобувь" (Покупатель).
На основании данного договора собственнику выданы регистрационные удостоверения от 15.01.1998 N 188 (контора-хоздвор литера Ж), N 189 (склад N 4 литера АА1), N 190 (склад N 4 литера В), N 191 (склад N 2 литера Д).
Поэтому суд пришел к правильному выводу о том, что истцы имеют право на выкуп земельного участка под объектами недвижимости по цене, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ.
Ссылка ответчика на необходимость уяснения нормы названной статьи с помощью приказа Министерства экономического развития и торговли N 370 от 30.10.2007 года судом отклоняется, поскольку, во-первых, данный приказ исходит от органа исполнительной власти и не может иллюстрировать волю законодателя при принятии спорного положения закона, а, во-вторых, он принят в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, которой урегулированы общие нормы об исключительном праве собственников зданий, строений и сооружений на приватизацию занимаемыми этими объектами земельных участков.
Право на льготу предусмотрено нормой Федерального закона N 137-ФЗ.
Это означает, что, обращаясь с заявлением о выкупе земельного участка, истцы вправе приложить документы в соответствии с перечнем, установленным данным приказом.
Но при этом и цена выкупа будет общей.
Наличие права на льготу, безусловно, должно быть подтверждено заинтересованным лицом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции отклоняет возражения ответчика против иска.
2. по жалобе истцов суд указывает следующее:
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
При этом порядок определения цены земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подп.1.1 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1.1 Постановления Правительства Омской области от 25 августа 2005 г. N 96-п "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" (в ред. Постановлений Правительства Омской области от 15.03.2006 N 26-п, от 19.12.2007 N 164-п) закреплено: установить на период до 1 января 2010 года цену земли в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, утвердившим Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, определено, что результаты кадастровой оценки появляются с момента их утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", как указано в преамбуле, Правительство Омской области 12 декабря 2007 года приняло постановление N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", в котором постановило: "утвердить результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению к настоящему постановлению".
В соответствии с данным постановлением была определена кадастровая стоимость земельного участка истцов, которая составила 55.679.516,55 рублей.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем постановлении Президиума от 25.03.2008 года N 9504/07, постановление такого рода является нормативным актом и его обжалование не относится к подведомственности арбитражных судов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 41 Закона Омской области от 21.11.2002 N 409-ОЗ "О нормативных правовых актах Омской области" нормативные правовые акты Губернатора Омской области, Правительства Омской области, органов исполнительной власти Омской области вступают в силу после их официального опубликования. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, органов исполнительной власти Омской области определяется Губернатором Омской области.
Указом Губернатора Омской области от 30 марта 2004 г. N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области" предусмотрено, что официальным опубликованием правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области является публикация их полного текста в газетах "Омский вестник" или "Омская правда" (пункт 3 Указа).
Указы Губернатора Омской области, постановления Правительства Омской области, приказы органов исполнительной власти Омской области вступают в силу со дня первого официального опубликования их полного текста, если указанными правовыми актами не установлен иной порядок вступления их в силу.
Указы Губернатора Омской области, постановления Правительства Омской области, приказы органов исполнительной власти Омской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их первого официального опубликования (пункт 7 Указа).
Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п опубликовано в газете "Омский вестник" 25.12.2007. Иной даты вступления в силу не содержит. Не является постановлением по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина. Поэтому названное постановление вступило в силу с указанной даты и должно было применяться Главным управлением при определении цены выкупа.
Доводам о том, что постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п является нормативным правовым актом о налогах и сборах, в связи с чем вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования, то есть с 25.01.2008, судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, которые устанавливают систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Это означает, что законами о налогах и сборах должно быть предоставлено органу исполнительной власти субъекта (Омской области) право издать нормативный акт по какому-то совершенно определенному вопросу.
Постановление Правительства Омской области N 174-п принято исполнительным органом государственной власти во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", что прямо следует из его содержания.
Статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, на которую ссылается заявитель, также не предоставляет исполнительным органам субъекта Российской Федерации право издавать нормативные акты по вопросам определения кадастровой стоимости земельных участков, а напротив, отсылает к земельному законодательству.
То есть, исполнительным органам субъекта это право предоставлено не законодательством о налогах и сборах, а земельным законодательством.
Законодательство о налогах и сборах не предусматривает возможности издания исполнительным органом субъекта Российской Федерации нормативного акта по вопросу утверждения кадастровой стоимости земельного участка, несмотря на то, что такая стоимость действительно является налоговой базой земельного налога.
Поэтому постановление N 174-п не может быть отнесено к актам, принимаемым Правительством Омской области в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Налогового кодекса.
Суд первой инстанции правомерно сослался и на статью 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Отношения по осуществлению государственной кадастровой оценки земель не входят в сферу налогового регулирования, хотя бы потому, что пункт 2 статьи 390 ГК РФ прямо исключил эти отношения из сферы налогового регулирования.
Отнесение определенной характеристики объекта налогообложения (стоимостной, физической или иной) к налоговой базе (пункт 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации) не означает, что налоговая база в любом случае является объектом регулирования законодательства о налогах и сборах, поскольку, например, физическая характеристика вообще не может являться объектом регулирования, так как она определяется не правовыми, а объективно существующими факторами.
Ссылки жалобы на несоответствие постановления Правительства Омской области N 174-п закону также отклоняются, поскольку, как уже было указано выше, это постановление является нормативным актом, который может быть оспорен в специально предусмотренном законодателем порядке, установленном главой 24 ГПК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд общей юрисдикции признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поэтому при отсутствии такого решения суда общей юрисдикции нормативный акт подлежит применению, тем более, что, ссылаясь на незаконность постановления N 174-п, истцы не представили доказательств иной рыночной стоимости земельного участка, не указали иной акт, имеющий большую юридическую силу, на основании которого может быть определена кадастровая стоимость их земельного участка.
Не могут быть учтены ссылки истцов на решение Арбитражного суда Омской области по делу N А46-19580/2008 от 30.12.2008 года, поскольку данное решение было принято по заявлению ООО "Омсквинпром" о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в Государственный кадастр недвижимости экономической характеристики - определенной кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка.
Данное решение в силу части 2 статьи 201 АПК РФ принято лишь в отношении конкретных действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области не связанных с кадастровым учетом земельного участка, приобретаемого истцами, и в отношении прав и законных интересов ООО "Омсквинпром", а не истцов.
Оценка действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в Государственный кадастр недвижимости экономической характеристики -кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12: 01 01:0063 в рамках настоящего дела не может быть произведена, поскольку истцы с таким требованием не обращались, а названный орган к участию в деле не привлекался.
Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются исключительно в судебном порядке (пункт 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316).
К тому же кадастровая стоимость считается определенной с момента утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (пункт 10 названных Правил), так как иного момента ее формирования закон не предусматривает.
Поэтому действия по внесению новой кадастровой стоимости в Государственный кадастр недвижимости в данном деле самостоятельного значения не имеют.
Эти действия могут иметь значение только для определения момента возникновения налоговой обязанности собственника земельного участка.
С учетом всего сказанного выше, суд первой инстанции правомерно определил стоимость долей, исходя из двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п - 53.679.516, 55 рублей, что составляет 1.341.987,90 рублей, то есть цена выкупа 1/2 доли земельного участка, подлежащая оплате Гапоновым А.Г., составляет 670.993,95 рублей, цена выкупа 1/2 доли земельного участка, подлежащая оплате Герасимовым Г.А., - 670.993,95 рублей.
Восьмой арбитражный апелляционной суд оставляет апелляционные жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области 03.02.2009 по делу N А46-20787/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Зорина |
Судьи |
М.В. Гергель |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-20787/2008
Истец: Индивидуальный предприниматель Герасимов Геннадий Андреевич, Индивидуальный предприниматель Гапонов Анатолий Геннадьевич
Ответчик: Главное Управление по земельным ресурсам Омской области