Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 августа 2009 г. N Ф04-4761/2009(12395-А70-11)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2010 г. по делу N А70-308/2009
Открытое акционерное общество "Прометей" (далее - ОАО "Прометей", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к управлению муниципальных закупок администрации города Тюмени о признании недействительным решения аукционной комиссии от 13.11.2008, отраженного в протоколе N 1/446/08-оа заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе на размещение муниципального заказа на оказание услуг по очистке и уборке помещений. Кроме того, ОАО "Прометей" просило обязать управление муниципальных закупок администрации города Тюмени провести аукцион N 446 с новым составом размещения заказа.
В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ОАО "Прометей" уточнило требование со ссылкой на статью 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило признать недействительным протокол N 1/446/08-оа от 13.11.2008 аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе на размещение муниципального заказа на оказание услуг по очистке и уборке помещений (уполномоченный орган - управление муниципальных закупок администрации города Тюмени) и обязать провести открытый аукцион N 446/08-оа.
Заявленные требования обоснованы тем, что заявка ОАО "Прометей" на участие в аукционе на размещение муниципального заказа отклонена незаконно, аукционной комиссией нарушены положения статей 12, 25, 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о государственном заказе).
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечена администрация города Тюмени.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Тюменская клиринговая компания" (далее - ООО "Тюменская клиринговая компания").
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.04.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятыми по делу судебным актом, ОАО "Прометей" обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить по следующим основаниям: аукционист нарушил статью 22 Закона о государственном заказе, включив в конкурсную документацию требования о предоставлении в составе заявки документов в строгом соответствии с последовательностью, определенной техническим заданием; такое требование не направлено на выявление соответствия оказанных услуг потребностям заказчика; действиями по отклонению заявки нарушаются права истца на участие в аукционе.
Заявитель жалобы просит отменить решение суда первой инстанции и признать недействительным протокол N 1/446/08-оа от 13.11.2008 аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе на размещение муниципального заказа на оказание услуг по очистке и уборке помещений (уполномоченный орган - управление муниципальных закупок администрации города Тюмени) и обязать администрацию города Тюмени провести аукцион заново в порядке, установленном Законом о государственном заказе.
В судебном заседании представители ОАО "Прометей" доводы кассационной жалобы поддержали.
Представители управления муниципальных закупок администрации города Тюмени, администрации города Тюмени, ООО "Тюменская клиринговая компания" просили судебный акт оставить без изменения.
Проверив в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемым решение суда подлежит отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе на размещение муниципального заказа на оказание услуг по очистке и уборке помещений, оформленным протоколом N 1/446/08-оа от 13.11.2008, ОАО "Прометей" было отказано в допуске к участию в аукционе на основании пункта 4 части 1 статьи 12 Закона о государственном заказе и пункта 3.5.3 раздела 1 документации об открытом аукционе, в связи с тем, что документы, входящие в состав заявки на участие в аукционе, подшиты не в той последовательности, что установлена в техническом задании документации об аукционе.
Согласно пункту 6.3 протокола заседания аукционной комиссии N 1/446/08-оа от 13.11.2008 аукцион признан несостоявшимся, поскольку была подана одна заявка, соответствующая требованиям аукционной документации. Впоследствии муниципальный контракт заключен с ООО "Тюменская клиринговая компания".
Считая, что действиями конкурсной комиссии по отклонению заявки нарушаются права и интересы ОАО "Прометей", истец обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, применив, в частности, пункт 4 части 1 статьи 12 Закона о государственном заказе, пункт 3.5.3 раздела 1 документации об открытом аукционе. Суд признал правомерным отклонение заявки ОАО "Прометей" аукционной комиссией, а заявку истца - поданной с нарушением положений аукционной документации. Руководствуясь статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о недоказанности истцом обстоятельств несоответствия оспариваемого протокола требованиям законодательства.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не выяснены фактические обстоятельства, подлежащие установлению.
Статьей 28 Закона о государственном заказе предусмотрено, что конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
Частью 1 статьи 12 Закона о государственном заказе перечислены основания, при наличии которых допускается отказ в допуске к участию в торгах.
Состав сведений, которые должна содержать заявка на участие в аукционе, определен частью 2 статьи 35 Закона о государственном заказе. Требование предоставления иных документов и сведений в силу части 3 статьи 35 Закона о государственном заказе не допускается.
Отклоняя требование ОАО "Прометей", суд не проверил, предусмотрены ли основания, по которым отклонена заявка ОАО "Прометей", нормами Закона о государственном заказе. Судом не было выяснено, относится ли предусмотренная в техническом задании документации об аукционе последовательность, в которой документы должны подшиваться к заявке, к форме подачи заявки.
Следовательно, вывод суда о том, что имелись законные основания для отклонения заявки ОАО "Прометей" на размещение муниципального заказа нельзя признать законным и обоснованным.
Кроме того, при рассмотрении дела не выяснено правовое обоснование заявленного требования об обязании администрации города Тюмени провести аукцион с новым составом участников.
В связи с изложенным, оспариваемое решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует дать правильную правовую оценку отношениям сторон, предложить ОАО "Прометей" уточнить предмет и правовое обоснование требований, решить вопрос о распределении между сторонами расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.04.2009 по делу N А70-308/2009 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 августа 2009 г. N Ф04-4761/2009(12395-А70-11)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании