Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 августа 2009 г. N Ф04-4990/2009(12978-А27-41)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с Федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кемеровской области" (далее - ФГУ "Управление Кемеровомелиоводхоз", налогоплательщик) 570 690 рублей 82 копеек, из них пени по единому социальному налогу (далее - ЕСН) в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 935 рублей 88 копеек, ЕСН в размере 48 копеек, пени по ЕСН в размере 7 717 рублей 10 копеек, налог на добавленную стоимость (далее - НДС) - 448 411 рублей, пени по НДС - 111 929 рублей 67 копеек, пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет - 907 рублей 90 копеек, пени по земельному налогу в сумме 58 рублей 79 копеек.
Решением от 03.03.2009 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 13.05.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования налогового органа удовлетворены частично.
С ФГУ "Управление Кемеровомелиоводхоз" взыскано ЕСН в размере 48 копеек, пени по ЕСН в размере 16 копеек, НДС в размере 448 411 рублей, пени по НДС в размере 3 288 рублей 35 копеек, в общей сумме 451 699 рублей 99 копеек.
В остальной части заявленных требований Инспекции отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, просит отменить решение и постановление судебных инстанций в части отказа в удовлетворении требований налогового органа о взыскании пени в сумме 60 642 рублей 58 копеек и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в указанном размере.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУ "Управление Кемеровомелиоводхоз" просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. С доводами кассационной жалобы не согласно в полном объеме.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыве на нее, считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Инспекция в августе 2008 года оформила и направила в адрес налогоплательщика три требования об уплате недоимки по НДС, ЕСН зачисляемого в Федеральный бюджет, об уплате пени по НДС, по налогу на прибыль и по ЕСН зачисляемого в федеральный бюджет и территориальный фонд обязательного медицинского страхования, пени по земельному налогу.
В установленные в требованиях сроки суммы недоимки и пени не были уплачены налогоплательщиком в добровольном порядке, в связи с чем налоговый орган обратился в арбитражный суд для принудительного взыскания.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, частично удовлетворяя требования Инспекции, исходили из того, что пени по ЕСН зачисляемые в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 935 рублей 88 копеек, пени по ЕСН зачисляемые в федеральный бюджет в сумме 7 716 рублей 94 копейки, часть суммы пени по НДС в размере 108 641 рубля, пени по налогу на прибыль в сумме 907 рублей 90 копеек, пени по земельному налогу в сумме 58 рублей 79 копеек, не подлежат взысканию, поскольку налоговый орган утратил правовую возможность взыскания задолженности по данным налогам, так как нарушил пресекательный срок для взыскания самой недоимки, а следовательно, пени не могут начисляться на эти суммы недоимок.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу о том, что судебными инстанциями неправильно применены нормы материального и процессуального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Исходя из пунктов 1, 3, 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроками налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. При этом взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога, пени в установленный срок производится взыскание в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. Взыскание налога, пени с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
В соответствии с содержанием пунктов 3, 9 статьи 46, пунктов 2, 10 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, из анализа статей 46, 47, 48 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что порядок взыскания налоговой задолженности четко регламентирован законодательством, не может носить произвольный характер; ограничен определенными сроками, по истечении которых налоговый орган утрачивает право на принудительное взыскание налога и пени в бесспорном порядке (пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации) и в судебном порядке (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при погашении налогоплательщиком недоимки до вынесения судом решения по иску налогового органа размер подлежащих взысканию пеней указывается в решении суда в твердой сумме.
Если на момент вынесения решения сумма недоимки не уплачена налогоплательщиком, в решении суда о взыскании с налогоплательщика пеней должны содержаться сведения о размере недоимки, на которую начислены пени; дате, начиная с которой производится начисление пеней; процентная ставка пеней с учетом положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации; указание на то, что пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки.
В данном случае следует учитывать, что досудебное урегулирование спора по этому вопросу состоит в указании налоговым органом в ранее направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.
Таким образом, налоговый орган вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, используя изложенный выше порядок начисления и взыскания пеней, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате недоимки.
Проверка соблюдения срока давности взыскания пеней должна осуществляться судом в отношении каждого дня просрочки (указанная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 N 16933/07).
При этом в данном случае указанный срок включает 3-месячный срок на предъявление требования N 265, срок на его добровольное исполнение и 6-месячный срок для обращения в арбитражный суд.
При этом судами не проверено соблюдение срока давности взыскания пеней в отношении каждого дня просрочки за весь спорный период.
Вместе с тем при принятии судебного акта, арбитражными судами не выполнены требования части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
От выяснения данного обстоятельства зависит законность принятых судебных актов.
Суд апелляционной инстанции в своем постановлении ссылается на решения Арбитражного суда Кемеровской области по делам NN А27-10180/2007-6, А27-9308/2007-6, А27-803/2008-6, А27-3254/2008-6, А27-17822/2008-6, 8050/2008-2, в соответствии с которыми с налогоплательщика взыскивались налоги за 2007 - 1 квартал 2008 года, а не за период с 2004 по 2007 год, в связи с чем делает вывод об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы пени, начисленной на задолженность, в отношении которой имеются судебные решения.
При этом материалы дела не содержат указанных судебных актов, на основании которых судом был сделан данный вывод.
При новом рассмотрении арбитражному суду следует полно и всесторонне, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверить обстоятельства относительно периода и срока для взыскания пеней, проверить расчет начисленных и взыскиваемых налогов, исследовать вопрос о правильности расчета пеней за данный период, проверить соблюдение срока давности взыскания пеней в отношении каждого дня просрочки и разрешить спор по существу.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 03.03.2009 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 13.05.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-925/2009 отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 августа 2009 г. N Ф04-4990/2009(12978-А27-41)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании