Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 сентября 2009 г. N Ф04-5203/2009(18690-А03-43)
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 1 сентября 2009 г.
Закрытое акционерное общество "Зерноперерабатывающий комбинат "Барнаульская мельница", г. Барнаул (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее по тексту - Управление Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай) о признании незаконными действий, выразившихся в проведении мероприятий по государственному надзору и контролю на основании распоряжения от 05.12.2008 N 02-20/927.
Решением от 04.03.2009 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 20.05.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты.
По мнению заявителя кассационной жалобы, действия Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в отношении Общества совершены с грубейшими нарушениями порядка проведения внеплановых мероприятий, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", в результате чего были нарушены права и установленные законом гарантии Общества.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай просить оставить без изменения принятые по делу судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, заслушав представителя стороны, явившегося в судебное заседание, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, и отзыва на жалобу, не находит оснований для ее удовлетворения.
Арбитражным судом установлено, и из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 05.12.2008 года N 02-20/927 в отношении Общества Управлением Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай проведена проверка зерна государственного резерва в соответствии с графиком проведения мероприятий в области надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки на пунктах ответственного хранения зерна государственного резерва на 2008 год.
По результатам проверки 16.12.2008 в присутствии законного представителя Общества государственным инспектором Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай составлен акт N 168, в котором указано о выдаче предписания N 54 по проверке температуры зерна в силосах и разработке мероприятий по предупреждению порчи, снижения качества зерна государственного резерва.
Общество, полагая, что действия Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай нарушают требования пунктов 4, 5 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что Общество не представило доказательств нарушения оспариваемыми действиями Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай его прав и законных интересов.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы арбитражных судов первой инстанции и апелляционной инстанций законными и обоснованными, исходя из установленных обстоятельств дела и норм действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" предусмотрено, что государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 4 указанного Закона формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами и подведомственными организациями, которые образуют единую федеральную систему государственного резерва Российской Федерации.
С 09.12.1998 года вступил в силу Федеральный закон от 05.12.1998 N 183-ФЗ "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки" (далее по тексту - Федеральный закон от 05.12.1998 N 183-ФЗ).
В преамбуле вышеуказанного Закона указано, что он определяет правовые основы осуществления государственного контроля за качеством зерна и продуктов его переработки.
Одним из направлений государственного контроля является установление показателей зерна и методов оценки его качества, носящих обязательный характер (статья 5 Закона).
Исходя из смысла статей 4 и 5 данного Федерального закона все основные направления государственного контроля реализуются одним специально уполномоченным органом.
Согласно Положению о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим отнесенные к ее ведению функции, в том числе функции по обеспечению качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства (пункт 1 Положения).
К числу полномочий вышеуказанной Федеральной службы, в соответствии с пунктом 5.2(1).2. относится государственный контроль за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, при поставке (закладке) зерна в государственный резерв, при его хранении в составе государственного резерва и транспортировке.
Пункт 4 указанного Положения предусматривает, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное агентство по государственным резервам согласно Положению о Федеральном агентстве по государственным резервам, утвержденному Постановлением Правительства от 23.07.2004, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом.
В соответствии с пунктом 5 указанного Положения Федеральное агентство по государственным резервам организует в установленном порядке контроль за наличием материальных ценностей государственного материального резерва, их движением и состоянием.
Из материалов дела следует, что между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральным агентством по государственным резервам от 12.12.2006 заключено соглашение, предметом которого является обеспечение задач возложенных на них Федеральными законами от 05.12.1998 года N 183-ФЗ "О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки", от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2005 года N 478 "Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна".
Аналогичное соглашение от 27.03.2007 было заключено и между Управлением Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай и Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу.
Согласно пункту 3.2 соглашения от 27.03.2007 о взаимодействии Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай и Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу предусмотрено обязательство Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай по проведению не реже одного раза в квартал государственного контроля за качеством зерна и крупы государственного резерва, хранящихся на пунктах ответственного хранения.
Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций установлено, что из представленного распоряжения о проведении проверки от 05.12.2008 N 02-20/927 следует, что мероприятия по государственному надзору и контролю проводились с целью проверки зерна государственного резерва в соответствии с графиком проведения мероприятий в области надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки на пунктах ответственного хранения зерна государственного резерва на 2008 год.
Таким образом, выводы судебных инстанций о том, что должностные лица Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай наделены полномочиями осуществлять мероприятия по контролю и надзору в сфере проверки зерна государственного резерва и проводимые мероприятия являются законными и обоснованными, соответствуют материалам дела и нормам права.
Доводы заявителя жалобы о нарушении в ходе проверки положений Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" арбитражными судами были обоснованно отклонены, исходя из пункта 8 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона, согласно которого особенности проведения мероприятий по контролю в отдельных сферах государственного контроля (надзора) устанавливаются федеральными законами или в установленном ими порядке с учетом положений настоящего федерального закона.
Арбитражными судами установлено и подтверждено материалами дела, что Управлением Россельхознадзора по Алтайскому краю и республике Алтай в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 05.12.1998 N 183-ФЗ проводилась проверка по поручению заявителя, которым в данном случае является Управление Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу.
Исследовав в соответствии с требованиями статей 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, арбитражные суды пришли к выводу о том, что Обществом не представлены доказательства нарушения оспариваемыми действиями Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и республике Алтай прав и законных интересов заявителя, а также о незаконном возложения на заявителя обязанностей, препятствующих осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, предписание N 54 от 16.12.2008 года, выданное по результатам оспариваемой проверки Обществом не было оспорено и выполнено, что подтверждается уведомлением Общества от 26.01.2009 N 21 (л.д. 113 том 1).
На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает правомерными выводы арбитражных судов о законности действий Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай по проведению проверки зерна государственного резерва в соответствии с графиком проведения мероприятии в области надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки на пунктах ответственного хранения зерна государственного резерва на 2008 год.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно установили фактические обстоятельства, исследовали имеющиеся в деле доказательства и правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе по существу направлены на переоценку доказательств и установленных арбитражными судами обстоятельств дела, что в силу статей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 04.03.2009 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 20.05.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-163/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 сентября 2009 г. N Ф04-5203/2009(18690-А03-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании