Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 сентября 2009 г. N Ф04-5477/2009(19381-А03-31)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Все для дома" (далее - ОАО "Все для дома", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением об оспаривании постановлений Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Алтайском крае (далее - ТУ Росфиннадзора, Управление) от 06.04.2009 N 01-09/143, N 01-09/144, N 01-09/145, N 01-09/146, N 01-09/147 о привлечении к административной ответственности.
Решением суда от 04.05.2009, оставленным без изменения постановлением от 03.07.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Управления от 06.04.2009 N 01-09/145 признано незаконным и отменено полностью.
В удовлетворении требований Общества о признании незаконными постановлений Управления от 06.04.2009 N 01-09/143, N 01-09/144, N 01-09/146, N 01-09/147 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) судом отказано.
В кассационной жалобе Общество, полагая, что при вынесении судебных актов судами были неправильно применены нормы материального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными постановлений от 06.04.2009 N 01-09/143, N 01-09/144, N 01-09/146, N 01-09/147.
По мнению заявителя жалобы, Общество незаконно было привлечено к административной ответственности за нарушение правил оформления паспорта сделки в виду отсутствия вины ОАО "Все для дома" в совершенном правонарушении, а также неправомерно трижды привлечено к административной ответственности за нарушение срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям, так как это противоречит статьям 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Управление, опровергая доводы жалобы, считает, что арбитражным судом дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит оставить решение суда и постановление арбитражного апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 23.08.2007 между ОАО "Все для дома" и нерезидентом - филиалом "Торговый дом" "Пинскдрев" (Беларусь) заключен договор N 1675/07 на поставку мебели в ассортименте на сумму 15 000 000 руб. при отгрузке железнодорожным транспортом DAF-граница Республики Беларусь - Российской Федерации. Согласно договору расчеты осуществляются в рублях банковским переводом. Для ведения учета валютных операций по договору ОАО "Все для дома" 11.09.2007 оформило паспорт сделки N 07090004/1481/0051/2/0 в Филиале Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) - Рубцовское отделение N 0270 г. Рубцовск (далее - банк ПС).
Во исполнение условий контракта Общество осуществило ввоз товара на таможенную территорию РФ по товарной накладной от 29.11.2008 N 1310544 на сумму 265 464 руб., товарной накладной от 29.11.2008 N 1310543 на сумму 224 647 руб., товарной накладной от 29.11.2008 N 1310542 на сумму 205 651 руб. Документы, подтверждающие ввоз товара (товарные накладные), и справку о подтверждающих документах от 15.12.2008 Общество предоставило в банк 23.01.2009. В графе 1 справки датой оформления документа указано 29.11.2008, следовательно, предоставить соответствующие документы в банк ПС Общество обязано было не позднее 15.12.2008.
По данному факту Управлением в отношении Общества 25.03.2009 составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 06.04.2009 N 01-09/143 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
ОАО "Все для дома" 17.04.2008 подписало с филиалом "Торговый дом" "Пинскдрев" (Беларусь) дополнительное соглашение к договору от 23.08.2007 N 1675/07 на поставку мебели. Соглашением изменен порядок оплаты по договору и установлено, что допускается отсрочка платежа 45 дней с момента отгрузки.
Паспорт сделки N 07090004/1481/0051/2/0 Общество переоформило 20.05.2008, раздел 6 "специальные сведения о контракте", пункт 6.1 которого дополнен следующим содержанием: платежи за поставляемые товары осуществляются банковским переводом в виде 100 % предоплаты. Допускается отсрочка платежа 45 дней с момента отгрузки. Следующая валютная операция после внесенных в контракт изменений в отношении оплаты осуществлена 04.05.2008 путем перечисления Обществом нерезиденту 50 000 руб. платежным поручением N 150. Следовательно, Общество обязано было переоформить ПС не позднее дня осуществления валютной операции (04.05.2008). Данную обязанность ОАО "Все для дома" исполнило 20.05.2008, то есть с нарушением установленного законом срока, что зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 25.03.2009 N 01-09/144 и послужило основанием для вынесения постановления от 06.04.2009 N 01-09/144 о привлечении Общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Во исполнение условий договора от 23.08.2007 N 1675/07, заключенного между ОАО "Все для дома" и филиалом "Торговый дом" "Пинскдрев" (Беларусь), Общество 15.02.2008 фактически осуществило ввоз товара по товарной накладной от 12.02.2008 N 0545439 на сумму 131 697 руб., товарной накладной от 12.02.2008 N 0545441 на сумму 259 753 руб., товарной накладной от 12.02.2008 N 0545440 на сумму 330 153 руб. Документы, подтверждающие ввоз товара (товарные накладные), и справку о подтверждающих документах от 12.04.2008 предоставило в банк ПС 20.05.2008, в графе 1 справки датой ввоза товара указано 12.02.2008, следовательно, обязанность предоставить соответствующие документы Обществу следовало исполнить не позднее 14.04.2008. Факт нарушения срока предоставления документов отражен в протоколе об административном правонарушении от 25.03.2009 N 01-09/146 и послужил основанием для привлечения Общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб., о чем вынесено постановление от 06.04.2009 N 01-09/146.
ОАО "Все для дома" 04.01.2008 заключило договор N 6 с нерезидентом - ЗАО "Бобруйскмебель" (Беларусь) на поставку мебели на сумму 10 000 000 руб. Для ведения учета валютных операций по договору Общество оформило 07.02.2008 паспорт сделки N 08020002/1481/0051/2/0 в Филиале Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) Рубцовское отделение N 0270 г. Рубцовск. ОАО "Все для дома" 03.04.2008 осуществило ввоз товара на таможенную территорию РФ по товарной накладной от 27.03.2008 N 0928857 на сумму 211 017 руб. и по товарной накладной от 27.03.2008 N 0926385 на сумму 24 842 руб. Документы, подтверждающие ввоз товара (товарные накладные), и справку о подтверждающих документах от 15.05.2008 Общество предоставило в банк 20.05.2008. В графе 1 справки датой ввоза товара указано 27.03.2008, что явилось нарушением порядка оформления справки о подтверждающих документах. По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 25.03.2009 N 01-09/145 и вынесено постановление от 06.04.2009 N 01-09/145 о привлечении Общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
ОАО "Все для дома" 06.02.2007 заключило договор N 70-ОМ с нерезидентом -ОАО "Гомельская мебельная фабрика "Прогресс" (Беларусь) на поставку мягкой мебели на сумму 11 607 535 руб. Для ведения учета валютных операций по договору Общество оформило 19.02.2007 паспорт сделки N 07020004/1481/0051/2/0 в Филиале Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) Рубцовское отделение N 0270 г. Рубцовск. Общество 28.06.2008 фактически ввезло товар на таможенную территорию РФ по товарной накладной от 27.06.2008 N 0836635 на сумму 356 165 руб. Документы в подтверждение ввоза товара и справку о подтверждающих документах от 30.09.2008 Общество предоставило в банк ПС 24.02.2009. В графе 1 справки датой ввоза товара указано 27.06.2008, следовательно, соответствующие документы Общество обязано было предоставить в банк ПС не позднее 14.08.2008. Нарушение срока предоставления документов в банк явилось основанием для вынесения 25.03.2009 протокола об административном правонарушении N 01-09/147, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанными постановлениями Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя частично заявленные Обществом требования, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона.
Исходя из части 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления определяются Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Реализуя свои полномочия, Центральный банк Российской Федерации утвердил Инструкцию от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положение N 258-П, которыми определены порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам.
В частности, согласно пунктам 2.1, 2.2 и 2.4 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в уполномоченный банк документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). Подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом, в срок не превышающий 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Единые формы учета и отчетности по валютным операциям установлены Указанием от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", вступившим в силу с 27.01.2008. Пунктами 1.2 и 1.3 Указания N 1950-У справка о поступлении валюты Российской Федерации и справка о подтверждающих документах включены в состав данной категории документов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, во исполнение условий договора от 23.08.2007 N 1675/07 Общество 15.02.2008 осуществило ввоз товара. Документы, подтверждающие ввоз товара (товарные накладные), и справку о подтверждающих документах от 12.04.2008 предоставило в банк ПС 20.05.2008, в графе 1 справки датой ввоза товара указано 12.02.2008. Следовательно, обязанность по представлению в уполномоченный банк документов Общество должно было исполнить не позднее 14.04.2008. Фактически Общество предъявило документы, указанные в пункте 2.2 Положения N 258-П, лишь 20.05.2008.
Во исполнение условий договора от 06.02.2007 N 70-ОМ Общество 28.06.2008 ввезло товар. Документы в подтверждение ввоза товара и справку о подтверждающих документах от 30.09.2008 Общество предоставило в банк ПС 24.02.2009. В графе 1 справки датой ввоза товара указано 27.06.2008, следовательно, соответствующие документы Общество обязано было предоставить в банк ПС не позднее 14.08.2008.
Согласно пункту 2.4 Положения N 258-П резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий, в частности, 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
Из материалов дела также следует, что Общество, осуществив во исполнение условий контракта от 23.08.2007 N 1675/07 ввоз товара, 23.01.2009 предоставило в банк ПС документы, подтверждающие ввоз товара (товарные накладные), и справку о подтверждающих документах от 15.12.2008. В графе 1 справки датой оформления документа указано 29.11.2008. Следовательно, предоставить соответствующие документы в банк ПС Общество обязано было не позднее 15.12.2008. Предоставление соответствующих документов 23.01.2009 является нарушением срока, установленного пунктом 2.4 Положения N 258-П.
Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядок учета валютных операций, оформления, переоформления и закрытия паспорта сделки при осуществлении валютных операций установлен Инструкцией N 117-И.
Пунктом 3.3 Инструкции N 117-И предусмотрено, что в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям по контракту резидент по каждому контракту (кредитному договору) оформляет один паспорт сделки в одном банке паспорта сделки в порядке, указанном в приложении N 4 к названной Инструкции, и в соответствии с требованиями раздела II.
Согласно пунктам 3.15, 3.15.1 Инструкции N 117-И в случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом паспорте сделки, либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, резидент представляет в банк паспорта сделки документы, предусмотренные пунктами 3.15.1 - 3.15.4 Инструкции, после внесения соответствующих изменений в контракт (кредитный договор) либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк паспорта сделки документов и информации в соответствии с требованиями Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что соглашением от 17.04.2008 к договору от 23.08.2007 N 1675/07 изменен порядок оплаты по договору. Паспорт сделки N 07090004/1481/0051/2/0 Общество переоформило 20.05.2008, следующая валютная операция после внесенных в контракт изменений в отношении оплаты осуществлена 04.05.2008. Следовательно, заявитель обязан был переоформить ПС не позднее дня осуществления валютной операции, то есть 04.05.2008. Данную обязанность ОАО "Все для дома" исполнило 20.05.2008, то есть с нарушением установленного Инструкцией N 117-И срока.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в его совершении.
Согласно положениям части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из приведенных норм следует, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.
Между тем доказательств того, что Общество не имело возможности для соблюдения норм и правил, установленных валютным законодательством, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, материалы дела не содержат.
Довод Общества о том, что оно незаконно трижды привлечено к административной ответственности за нарушение срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям, поскольку его действия квалифицируются одной нормой - частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, следовательно, вне зависимости от количества представленных с нарушениями срока справок, они образуют один состав административного правонарушения, является несостоятельным как основанный на ошибочном толковании норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Согласно части 2 указанной статьи при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В соответствии с частью 3 этой же статьи административное наказание назначается: в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.
Из содержания данных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что правонарушитель несет ответственность за каждое совершенное самостоятельное правонарушение, образующее состав административного правонарушения, даже предусмотренный одной и той же нормой.
В пределах санкции одной из норм административное наказание назначается в случае, предусмотренном частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ, порядок назначения определен частью 3 статьи 4.4 КоАП РФ.
Факты совершения всех вменяемых административных правонарушений и вина Общества в их совершении арбитражным судом установлены, подтверждаются материалами дела и заявителем жалобы не оспариваются.
С учетом изложенного вывод судов о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Процессуальных нарушений при привлечении Общества к административной ответственности судами не установлено.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции находит необоснованными, ранее они были проверены и оценены судами первой и апелляционной инстанций, направлены по существу на переоценку выводов судов относительно обстоятельств по данному делу, которым судами дана правильная оценка, и основаны на ошибочном толковании норм права.
Таким образом, суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 04.05.2009 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 03.07.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-4545/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 сентября 2009 г. N Ф04-5477/2009(19381-А03-31)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании