Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 октября 2009 г. N Ф04-6290/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2009 г.
Автономная некоммерческая организация "Ханты-Мансийское агентство по специализированному гидрометобеспечению" (далее - АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство", Метеоагентство) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением о признании недействительным и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - УФАС от ХМАО-Югре, Управление) от 30.12.2008 по делу N 02-262/2008 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "Закон о защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Решением от 30.03.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в удовлетворении заявленного требования АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство" отказано.
Постановлением от 08.07.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение первой инстанции изменено, из мотивировочной части исключен третий абзац сверху на 5 странице: "Таким образом, автономная некоммерческая организация "Ханты-Мансийское агентство по специализированному гидрометобеспечению" относится к федеральным органам, которым запрещается издавать акты по установлению запретов или введению ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров."
В остальной части резолютивная часть оставлена без изменения.
В кассационной жалобе Метеоагентство просит отменить постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт.
АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство" считает, что при вынесении указанного судебного акта судом были неправильно применены нормы материального и процессуального права, а также выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Метеоагентство считает, что суд апелляционной инстанции, изменив мотивировочную часть решения первой инстанции, практически полностью повторил выводы мотивировочной части оспариваемого решения УФАС от ХМАО-Югре.
Кроме того, Метеоагентство указывает, что апелляционная инстанция дает неверное толкование закона, применяет закон, не подлежащий применению.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС от ХМАО-Югре соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в Управление поступило поручение Сургутской транспортной прокуратуры от 24.11.2008 N 7732, из которого следует, что АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство", занимая доминирующее положение на рынке предоставления услуг по авиаметеорологическому обеспечению предприятий гражданской авиации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (100% рынка), угрожая приостановлением обслуживания, требует погашения задолженности в сумме 2886 рублей 08 копеек, тем самым дестабилизирует работу открытого акционерного общества "Авиакомпания Сибирь" (далее - ОАО "Авиакомпания Сибирь").
Управлением 19.12.2008 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства и комиссией 30.12.2008 принято решение о признании действий Метеоагентство, выразившихся в направлении в адрес ОАО "Авиакомпания Сибирь" претензии от 10.10.2008 N 03/1636-902, содержащей предупреждение о приостановлении авиаметеорологического обслуживания всех воздушных судов ОАО "Авиакомпания Сибирь", нарушающими подпункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части необоснованного препятствия осуществлению деятельности ОАО "Авиакомпания Сибирь".
Управление выдало Метеоагентству предписание о прекращении нарушений пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно - исключить из текста претензии предупреждение о приостановлении авиаметеорологического обслуживания всех воздушных судов ОАО "Авиакомпания Сибирь".
АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство" считая, что решение и предписание Управления не соответствуют закону и нарушают ее права и законные интересы, обратилась в суд с требованием о признании их недействительными и отмене.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными, исходя из обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции устанавливается запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным, осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Как следует из материалов дела, АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство" занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг по авиаметеорологическому обеспечению предприятий гражданской авиации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (100% рынка).
В соответствии с пунктом 4.5.1 Приказа Министерства гражданской авиации СССР от 08.04.1985 N 77 "Об утверждении и введении в действие наставления по производству полетов в гражданской авиации" (далее по тексту - Наставление) метеорологическое обеспечение полетов заключается в своевременном доведении до командно-руководящего, летного состава, работников службы движения и других должностных лиц гражданской авиации метеорологической информации, необходимой для выполнения возложенных на них обязанностей.
Согласно пункту 10.1.9 Наставления перед началом работ, а также при задержке воздушного судна в пункте назначения на время, превышающее срок действия прогноза погоды, командир воздушного судна обязан получить прогноз, определить фактическую погоду и принять решение на выполнение полета. При невозможности получения прогноза погоды по наземным каналам командиру воздушного судна, имеющему самостоятельный налет более 1000 ч и допуск к внетрассовым полетам с правом подбора посадочных площадок с воздуха, разрешается произвести взлет при фактической погоде не ниже минимума.
Таким образом, апелляционной инстанцией сделан правильный вывод, о том, что оказываемые Метеоагентством услуги являются необходимыми для организаций, осуществляющих полеты. Без получения метеорологической информации осуществление полетов запрещено.
Кроме того, наличие задолженности в сумме 2886 рублей 08 копеек явно несоразмерно действиям Метеоагентством по предупреждению ОАО "Авиакомпания Сибирь" о приостановлении авиаметеорологического обслуживания всех воздушных судов ОАО "Авиакомпания Сибирь".
Суд кассационной инстанции поддерживает вывод апелляционного суда о том, что АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство" не является федеральным органом исполнительной власти, а только лишь осуществляет функции федерального органа исполнительной власти.
Таким образом, суды обеих инстанций правомерно отказали АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство" в признании недействительными оспариваемых ненормативных актов, устанавливающих нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к отмене или изменению судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, обжалуемый судебный акт подлежат оставлению без изменения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2009 по делу N А75-1496/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 октября 2009 г. N Ф04-6290/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании