Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 октября 2009 г. N Ф04-4436/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2009 г.
Индивидуальный предприниматель Л. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Алтайскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 24.10.2007 г. N РА-47-13 в части доначисления налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, единого социального налога, соответствующих сумм пеней и штрафов (требования, уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 31.03.2008 г. Арбитражного суда Алтайского края по данному делу, оставленным без изменения постановлением от 23.07.2008 г. Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, заявленные предпринимателем требования удовлетворены по тем основаниям, что налоговым органом не представлены достаточные доказательства, подтверждающие отсутствие государственной регистрации контрагентов заявителя в спорный период и получение заявителем необоснованной налоговой выгоды.
Налоговой инспекцией было подано заявление о пересмотре вышеуказанных судебных актов в порядке надзора. Определением от 12.01.2009 г. Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации отказано в передаче дела в Президиум, поскольку доводы налогового органа касались законодательного положения, по которому правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации определена, при этом указано, что в соответствии с пунктом 5.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 г. N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" инспекция не лишена возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о пересмотре оспариваемых судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.
10.02.2009 г. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Алтайскому краю обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о пересмотре решения суда от 31.03.2008 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решением от 20.04.2009 г. Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 29.06.2009 г. Седьмого арбитражного апелляционного суда, предпринимателю в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение от 20.04.2009 г. Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 29.06.2009 г. Седьмого арбитражного апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Предприниматель полагает, что оспариваемые судебные акты основаны на неправильном применении норм материального права, выводы судов не соответствуют установленным обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив законность принятых судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Арбитражными судами установлено, что по результатам выездной налоговой проверки деятельности предпринимателя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты единого налога на вмененный доход за период с 01.01.2004 г. по 31.03.2007 г., налога на доходы физических лиц за период 01.01.2004 г. по 31.12.2006 г., единого социального налога за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2006 г., налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2004 г. по 31.03.2007 г. и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2006 г. составлен акт от 19.09.2007 г. N АП-100-13, на основании которого налоговым органом принято решение от 24.10.2007 г. N РА-47-13 о доначислении налогов в общей сумме 433 248 рублей, пеней в сумме 34 024,74 рублей и штрафа в сумме 86 513,60 рублей на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основанием для начисления указанных налогов, пеней и привлечения к налоговой ответственности послужили те обстоятельства, что заявитель приобретал строительные материалы у контрагентов ООО "Рисант" и ООО "Сибпромбизнес", которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), при наличии соответствующих первичных документов, а также с учетом данной нормы, действующей до 01.01.2006 г., - документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, предъявляемых к вычету.
Право на вычет сумм налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика при наличии оформленного в соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации счета-фактуры.
Согласно статье 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Статья 221 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляет право налогоплательщиков на получение профессиональных налоговых вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по единому социальному налогу индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность по общеустановленной системе налогообложения, определяется как сумма доходов, полученных от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, применяемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичному порядку, определенному в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" предусмотрено, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащих образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Арбитражными судами при рассмотрении спора установлено, что предприниматель в обоснование произведенных расходов представил первичные документы: счета-фактуры, товарные накладные, кассовые чеки.
Вместе с тем, из материалов дела следует и арбитражными судами обеих инстанций установлено, что налоговым органом сделан правомерный вывод о недостоверности данных, указанных в представленных предпринимателем документах, в том числе счетах-фактурах, поскольку в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения в отношении ООО "Рисант" и ООО "Сибпромбизнес" - контрагентов предпринимателя, указанные в счетах-фактурах идентификационные номера налогоплательщиков организациям не присваивались, кроме того, по указанным в документах адресам контрагенты не находятся и никогда не находились.
В соответствии с положениями статей 49, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны реальными сделками в целях налогообложения и применения налоговых вычетов.
С учетом изложенного, арбитражные суды пришли к правильному выводу об отсутствии у предпринимателя правовых оснований для учета в целях налогообложения понесенных им расходов при исчислении налога на доходы физических лиц и единого социального налога, а также возможности заявить налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость.
Доводы предпринимателя об отсутствии его вины рассмотрены судами и обоснованно отклонены, поскольку взаимоотношения и оформление документов с контрагентами, которые не зарегистрированы в установленном порядке и не состоят на налоговом учете, свидетельствуют о том, что заявитель не проявил должной осмотрительности и осторожности в выборе таких контрагентов. Кроме того, судами признаны не подтвержденными документально и основанными на предположениях заявителя доводы о допущенных ошибках при указании идентификационного номера налогоплательщика ООО "Рисант" и ООО "Сибпромбизнес".
Таким образом, доводы заявителя жалобы не подтверждены документально и направлены в нарушение положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на переоценку установленных арбитражными судами обстоятельств дела.
Поскольку судами не нарушены нормы материального и процессуального права, отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.04.2009 г. Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 29.06.2009 г. Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-1007/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 октября 2009 г. N Ф04-4436/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании